Недавно лидером Лейбористской партии стал 66-летний Джереми Корбин, заядлый социалист, который выступает за отмену мер жесткой экономии и выход страны из НАТО. Его предшественник на этом посту Эд Милибэнд подал в отставку после неудачного выступления партии на всеобщих выборах в мае этого года. За Корбина отдали свои голоса 59,5% участников голосования в первом туре на внеочередном съезде партии.
После объявления результатов он выступил с речью, в которой назвал процесс выборов нового лидера лейбористов «грандиозным упражнением демократии». По словам Корбина, Лейбористская партия показала себя «страстной, демократической, разнообразной, единой и нацеленной на создание справедливого и лучшего общества».
Корбин, известный откровенными крайнее левыми и марксистскими взглядами, считается одним из соучредителей движения «Стоп войне!», однако выступает за одностороннее ядерное разоружение Великобритании. Он стремится прекратить политику сокращения бюджетных расходов и, напротив, увеличить расходную часть бюджета. Ранее Корбин называл радикальные исламистские движения «ХАМАС» и «Хизбалла», которые внесены в «черный список» террористических организаций в ЕС, — «нашими друзьями», неоднократно появлялся в эфире российских пропагандистских каналов, выступал за выход Лондона из НАТО и намекал на то, что Украина должна быть внеблоковым государством. Выступая в эфире иранского пропагандистского ТВ, Корбин назвал ликвидацию вожака «Аль-Каиды» Усамы бен Ладена «трагедией». Новый лидер лейбористов сравнивал армию США с «Исламским государством».
Тони Блэр, который возглавлял Лейбористскую партию на трех парламентских выборах, — в 1997-м, 2001-м и 2005 годах — назвал победу Корбина трагедией и катастрофой. По словам Блэра, лейбористы под руководством Корбина никогда не смогут победить на выборах, потому что его радикальная левая программа отпугивает большинство избирателей. Он даже посоветовал тем, кто сердцем поддержал Корбина, «сделать пересадку сердца».
Достаточно остро относительно нового лидера лейбористов высказался британский премьер-министр Дэвид Кэмерон. «Лейбористская партия представляет теперь угрозу нашей национальной безопасности, нашей экономической безопасности и безопасности Ваших семей», — написал он 13 сентября в своем микроблоге в социальной сети Twitter. Ожидается, что премьер Кэмерон и оппозиционер Корбин встретятся во время дебатов в парламенте 16 сентября.
«ЕСЛИ БРИТАНЦЫ УСЛЫШАТ, ЧЕГО ХОЧЕТ ДЖЕРЕМИ КОРБИН, ОНИ БУДУТ ШОКИРОВАНЫ»
Ян БОНД, директор департамента по вопросам внешней политики Центра европейских реформ, Лондон:
— После неожиданного поражения лейбористов на парламентских выборах в мае, сторонники Лейбористской партии искали что-то очень отличающееся от того, что было ранее. Другие три кандидата на лидерство были частью предыдущей команды лидеров оппозиции во главе с Эдом Милибэндом, и им было сложно дистанцироваться от всего, что они пытались сделать на протяжении последних пяти лет.
Новые правила избрания руководства означали, что многие, кто не является членами, но сторонниками Лейбористской партии труда, могли заплатить три фунта и проголосовать. И многие из них поддержали Корбина. Это не было решающим (полноценные члены партии также поддержали его), но они создали впечатление, что он заручился большой поддержкой.
Профсоюзы поддержали его. На протяжении многих лет они представляли «более левую» часть большинства лейбористской партии. Члены профсоюзов автоматически не голосуют на выборах, однако те, кто решил сделать так, поддержали наиболее левого кандидата.
Многие политические взгляды Корбина поверхностно привлекательны. Он хочет национализировать железные дороги. Многие люди в Великобритании считают, что приватизированные железные дороги берут слишком большую плату с пассажиров и не обеспечивают хорошее обслуживание. Он хочет, чтобы государство больше инвестировало в охрану здоровья. Среди многих британцев бытует мнение, что партнерство государства с частным бизнесом обеспечило большие прибыли частным компаниям за счет качественного обслуживания пациентов. Он считает, что в Великобритании слишком много неравенства, и большинство людей соглашаются с этим.
Проблема заключается в том, что большинство людей, в том числе и те, кто голосовал за него, не посмотрели внимательно на его политические взгляды, а если бы сделали это, то выразили бы свое несогласие с ними. Парламентские выборы демонстративно подтвердили, что не только большинство людей в Великобритании не хотят жить в социалистической стране, они даже не хотят жить в социал-демократической стране. Если британцы услышат, чего хочет Джереми Корбин, а не только его туманные общие рассуждения о том, что не так со страной то, они, вероятно, будут шокированы.
Может ли Корбин влиять на внешнюю политику Великобритании? Один ответ заключается в следующем: очень маловероятно, что он станет премьер-министром, чтобы иметь возможность реализовать безумные внешнеполитические инициативы, включая его идеи, что ЕС и НАТО являются виновными во вторжении России в Украину (которое он, конечно, не считает российским вторжением).
Однако существует несколько сфер, в которых он может иметь (негативное) влияние на политику, даже в качестве лидера оппозиции. Во-первых, в какой-то момент до всеобщих выборов в 2020 году правительство должно принять определенные решения относительно замены системы ядерного сдерживания Trident. Поскольку консерваторы имеют большинство, то они могут провести это решение через Палату общин без поддержки лейбористов, но это такой вопрос, относительно которого полезно иметь максимально возможный политический консенсус. С лидером Корбином, сильным противником ядерного оружия, правительству вряд ли стоит рассчитывать на какую-либо поддержку Лейбористской партии.
Во-вторых, он не является сильным проевропейским политиком, а некоторые из его союзников в профсоюзах активно настроены против ЕС. По иронии судьбы, если многие евроскептики-консерваторы считают Евросоюз социалистической организацией, то Корбин и его сторонники считают евросообщество капиталистическим заговором. Таким образом, наибольший риск, который он представляет в области внешней политики, заключается в том, что в будущем году, когда Дэвид Кэмерон будет проводить референдум относительно членства в ЕС, Корбин не будет агитировать за то, чтобы Великобритания осталась. А Великобритании будет чрезвычайно сложно остаться в ЕС без твердой поддержки Лейбористской партии, поскольку оппонентами будут Партия независимости Великобритании и половина Консервативной партии.