Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Либо дружба, либо отношения по бухгалтерской книге»

15 апреля, 2005 - 20:55

Скандалом недели, без сомнения, стала отмена визита украинского премьер-министра Юлии Тимошенко в Россию. Формальным поводом для этого послужили весенне-полевые работы. Неофициальным — заявление генпрокурора России о пребывании главы правительства Украины в розыске. Юлия Тимошенко отчасти подтвердила вторую версию. «Я думаю, что все мы помним, как российские определенные чиновники по заказу нашей старой власти воевали против оппозиции... А теперь, наверное, просто очень неловко отступать в поствыборный период от старых наработок, которые использовались для уничтожения политиков в других странах... Мне хочется верить в то, что это просто откровенная глупость отдельного чиновника, и что это не есть политика России. Но если это глупость чиновника, то этот чиновник должен эту глупость исправить», — заявила в интервью Би-Би-Си Юлия Тимошенко. Возможно, в России извлекли некоторые уроки, поскольку вчера было обнародовано сообщение со ссылкой на МИД России о том, что Москва ожидает предложения по срокам визита украинского премьер-министра. Отношения двух государств были омрачены на этой неделе еще одним резким выпадом со стороны России. В частности, в интервью немецким журналистам Владимир Путин скептически высказался о перспективах вступления Украины в ЕС. О нынешнем этапе отношений Украины и России в интервью «Дня» с директором Международного института гуманитарно-политических исследований (Россия) Вячеславом ИГРУНОВЫМ. Конечно, его оценки дискуссионные. Но они во многом отображают настроения значительной части российской политической и экспертной элиты.

— Без сомнения, отношения между Россией и Украиной испортились после оранжевой революции. Здесь играет роль обида на Россию, поскольку та поддерживала другого кандидата. Имеют значение и политические установки пришедшей власти. Виктор Ющенко тяготеет к западному направлению политики. Сегодня совершенно четко сформулирован отказ от двухвекторности во внешней политике Украины. Еще недавно Украина говорила о том, что она не собирается играть роль великой державы, а обыкновенной европейской страны, но сегодня она уже отвечает за состояние демократии даже на Кубе. В этом смысле назначение Бориса Тарасюка на должность министра иностранных дел подчеркнуло именно такую ориентацию.

И Ющенко, и Путин делают все возможное для того, чтобы сохранить максимум приличия, сохранить впечатление, что у нас, несмотря на расхождения, все-таки нормальное состояние украинско-российских отношений. Но на самом деле все далеко не так. Ситуация сильно меняется, Украина уже продемонстрировала целый ряд шагов, которые ухудшают наши отношения. В первую очередь, это относится к вопросу о ЕЭП. Вследствие этого в России усилились позиции довольно влиятельных групп политиков, которые говорят, что отношения с Украиной для России — сплошные убытки, и что очень здорово, что Украина не соглашается на ЕЭП, она развязывает нам руки и это у нее был последний шанс иметь особые отношения с Россией.

— В последнее время в отношениях Украины и России действительно доминируют эмоции. Не этим ли объясняется последнее заявление Владимира Путина о нежелательности присоединения Украины к Шенгенской зоне?

— Я думаю, что это вполне продуманное заявление. Россия дает понять, что введение жесткой границы может иметь довольно серьезные последствия. Я не исключаю, что слова могли быть эмоционально окрашены, но вполне взвешены.

— Как вы оцениваете ситуацию с отменой визита Юлии Тимошенко в Россию?

— Здесь присутствует российский фактор. Я не исключаю, что есть трудности внутри украинской элиты. Однако я думаю, что выступление генпрокурора Устинова, безусловно, могло подлить масла в огонь и даже спровоцировать отмену визита Юлии Тимошенко. И это тоже работает в сторону увеличения зазора между Украиной и Россией. Теперь будут делаться множество заявлений, которые будут так или иначе затруднять сближение наших стран.

— В Украине высказывалось мнение, что поведение России в ситуации с Юлией Тимошенко — это своеобразная рефлекторная реакция на самостоятельность Украины и в каком-то смысле попытка «усмирить»...

— В России многие раздражены попытками Украины пересмотреть курс на российско-украинское сближение, который выработался за последние годы. Раздражение присутствует потому, что Россия многое вложила в это сближение. Пересмотр Украиной своей позиции не может не вызвать сопротивление. Но с другой стороны, есть и просто усталость. Многие обрадовались — наконец-то благодаря оранжевой революции Россия перестанет исходить из идеологических установок, оставит их в стороне и будет в отношениях с Украиной руководствоваться прагматическими соображениями. Однако в России сейчас формируется класс людей, принимающих решения, которые негативно относятся к развитию российско-украинских отношений.

...Сегодня же все делается, на мой взгляд, неправильно. С одной стороны, Украина идет на некоторые уступки западным партнерам, которые, кстати, разрушают ее экономику, чтобы как можно быстрее вступить в ВТО. А с другой стороны, хотят, чтобы Россия сохраняла хорошие отношения: давала дешевые нефть и газ, продолжала перекачивать ресурсы через ее территорию. То есть обеспечивала украинский экономический рост. Не будет так. Либо хорошие отношения с Россией, и тогда Россия будет содействовать экономическому росту в Украине, ограничивая свои другие возможности. Либо Украина не хочет иметь близких отношений с Россией, и тогда Россия будет считать все по бухгалтерским книгам. Третьего варианта не существует.

— Но украинское руководство никогда не заявляло о том, что развитие отношений с Россией не соответствует национальным интересам Украины. Наоборот говорилось о стратегичности такого сотрудничества. Одновременно Киев заявил о своей цели вступить в ЕС и НАТО. Похоже, именно это и вызывает наибольшее раздражение Москвы...

— Украина оказалась в достаточно сложном положении. Евросоюз постоянно и неоднократно подчеркивал, что перед ним не стоит вопрос включения Украины в ближайшие пять — семь — десять лет. А как жить все эти годы? В это время можно было бы развивать, прежде всего, тесные отношения с Россией. И объединение усилий могло бы только упрочить позиции Украины.

— Уже есть один пример союзничества Беларуси и России, где не совсем все гладко...

— В этом союзе действительно есть очень серьезные проблемы. Они вызваны прежде всего характером политических режимов. Очень трудно было также работать с разными экономиками. По своим характеристикам украинская экономика гораздо ближе к российской, чем белорусская. Нашим экономикам было бы легче объединяться. По характеру политической власти, по уровню демократии сейчас скорее даже Украина вышла в лидеры. Россия в этом смысле должна равняться на некоторые украинские образцы. На Беларусь, конечно, Россия не может взирать как на образец демократии.

— Не считаете ли вы, что именно несовместимость политических режимов в какой-то степени отталкивает Украину от России?

— В Украине гораздо более демократична жизнь, но не на столько чтобы серьезно отличаться от российской. Более того, наблюдая, как развивается постреволюционная Украина, могу сказать, что ваша страна будет тоже двигаться к созданию режима не такого демократического, как об этом многие говорят. Посмотрите, кто сегодня составляет правящий слой Украины? Выходцы из «кармана» Кучмы.

— Вы же говорили о том, что Россия могла бы равняться на Украину в плане демократии...

— На сегодняшний день Украина сильно расколота. А там, где общество расколото, есть противостояние разных групп, а значит, есть основа для демократии. В России общество более монолитно, я бы даже сказал, более конформистское. И в этом смысле внутренних позывов к демократии здесь меньше, чем в Украине. Украина пережила конституционную реформу, которая сделала ее государственное устройство более демократичным. В Росси же — чрезмерно централизованное устройство. Но Украине еще придется эту реформу реализовать. Еще, как минимум, полгода надо ждать до первых плодов реформирования. Пока же у вас такое же авторитарное государство, действующее по старой Конституции, как и наше. Однако у Украины есть какой-то вектор. У России такого вектора пока что нет. А я думаю, что разрешение многих российских проблем могло бы лежать в ключе повторения вашей конституционной реформы.

— Пойдет ли Россия на то, чтобы Украина «подтягивала» ее к демократии?

— Я надеюсь на это...

Вера КОВТЫХА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ