Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Лидеры и Менеджеры

14 апреля, 2008 - 19:55
БАРАК ОБАМА КАК ХИЛЛАРИ КЛИНТОН И ДЖОН МАККЭЙН ОБЛАДАЕТ МНОГИМИ НАВЫКАМИ ЛИДЕРСТВА. НО, ДОСТАТОЧНО ЛИ ПРИЗЫВА: «НУЖНЫ ИЗМЕНЕНИЯ!», ЧТОБЫ УПРАВЛЯТЬ США? / ФОТО РЕЙТЕР

Впервые за многие десятилетия следующим президентом США станет американский сенатор, поскольку все три оставшихся кандидата — Хилари Клинтон, Барак Обама и Джон Маккэйн — являются членами Сената. В то время как законодатели обладают многими навыками лидерства, их способность управлять часто является непроверенной. Сенаторы управляют своим штатом приблизительно в 100 человек и штатом избирательной кампании в несколько сотен. Но могут ли они управлять исполнительной властью, затрагивающей миллионы?

Современная теория управления различает лидерство и управление, а также делает большой акцент на лидерство. Под управленцами понимаются личности, которые лишь вникают в процессы и заботятся о стабильности, в то время как лидеры берут на себя риски и вносят изменения. Организации нуждаются в обоих видах, но лидеры более важны. Как сказал один эксперт, руководящая коалиция с хорошими менеджерами, но плохими лидерами не добьется успеха. Хорошие лидеры создают команды, которые совмещают эти функции, заботясь о том, чтобы нанимать подчиненных, которые могут компенсировать организаторские недостатки лидера.

Совсем недавно был возобновлен интерес к лидерам как к менеджерам. В конце концов, без исполнения видение неэффективно. Лидеры нуждаются в достаточном количестве организаторских навыков, чтобы убедиться в том, что все системы налажены таким образом, чтобы получать информацию, необходимую для благоприятных решений, а также для их эффективного выполнения. Эффективный лидер управляет и формирует связь между различными решениями, создавая и поддерживая хорошо проработанные системы.

Организационные навыки — это способность управлять структурами, потоками информации и премиальными системами учреждений или групп людей. Лидеры управляют непосредственно теми, кто им подчиняется, и они косвенно сами влияют на работу, устанавливая и поддерживая системы для своих учреждений. Это включает поддержку лидерства на более низких уровнях в их организациях.

Хорошие лидеры должны хорошо управлять правящими кругами своих советников, чтобы гарантировать точность потока информации и влияние. Они должны избегать «императорской западни», когда они слышат только о своей красоте и новой одежде. Как ни странно, Джордж Буш, первый президент с MBA, в этом отношении был более слаб, чем его отец, который знал, как управлять способной группой советников. Стивен Хадли, второй советник Буша по национальной безопасности, известен как человек, сказавший о первом сроке Буша следующее: «Я ставлю нам четверку с минусом за развитие политики и тройку с минусом за осуществление политики».

Эксперты утверждают, что хорошо продуманные системы очень похожи на хорошие декорации в театре. Они помогают актерам делать правильные входы и выходы без подсказок. Но одних декораций недостаточно. Люди всегда пытаются подмять системы под свои собственные цели, а хорошие лидеры играют ключевую роль в поддержании целостности своих систем. Если главные лидеры не будут контролировать свои системы таким образом, чтобы они производили наиболее полные и точные потоки информации, то эти системы могут быть искажены их наиболее влиятельными подчиненными. Например, советник президента Буша по национальной безопасности Брент Скоукрофт сделал так, что влиятельные секретари кабинета получили полный доступ к президенту.

При Буше-младшем подобным образом были замешаны многие из подобных влиятельных лиц, но формальная система Совета национальной безопасности стала сильно искаженной, выдавая очень урезанный поток информации. Начальник кабинета госсекретаря Колина Пауэлла описал эту ситуацию как замаскированные и скрытые неэффективностью формальных процессов принятия решений. Генерал армии Вэйн Даунинг, который работал в Белом доме, сказал так: «За эти годы межведомственная система стала настолько летаргической и дисфункциональной, что сама стала препятствовать возможности применять масштабную власть американского правительства для решения проблем. Вы можете увидеть эту несостоятельность в синхронизации действий наших операций в Ираке и Афганистане, в нашей внешней политике и в нашей реакции на ураган Катрина».

Организационные навыки, необходимые лидерам как менеджерам, не должны путаться с эффективностью или аккуратностью хорошо управляемой организации. При этом они не должны быть ограничены иерархическими бюрократическими организациями. Лидеры социальных движений также должны управлять внутренними и внешними потоками информации. В широком смысле организация и управление зависят от способности лидеров гарантировать точный приток и отток информации для принятия и осуществления решений. Эффективность более важна, чем эффектность.

Франклин Рузвельт, например, управлял неэффективной организацией с накладываемой на нее юрисдикцией и обязанностями. Она была дорогостоящей во многих смыслах, но гарантировала ему многочисленные, конкурирующие потоки информации. Рузвельт никогда даже не предполагал, что администрация может иметь монополию на принятие решений или информацию, и его описывали, как человека, ищущего совет у любого, кто мог помочь: у членов кабинета, конгрессменов, журналистов газет, групп по интересам, простых граждан и его друзей.

Дуайт Эйзенхауэр был президентом с эффективно организованным управлением, но ему, по мнению некоторых людей того времени, недоставало лидерских качеств, хотя позже историки обнаружили, что за большинством самых важных решений скрывалась его рука. Рональд Рейган прибегал к крайней делегации, которая работала до тех пор, пока у него была способная команда, но превратилась в кошмар, когда Дональд Рейган, Джон Пойндекстер и Оливер Норт заступили на их место. В то время как Рейган превосходил других в видении, информации и эмоциональных сведениях, он испытывал недостаток в лидерских навыках как управленец. Успешные лидеры комбинируют эти навыки таким образом, чтобы до них доходили плохие неотфильтрованные новости, и они имели бы возможность быстро на них реагировать.

Взгляните на трех тех самых сенаторов, которые баллотируются на пост президента. У Джона Маккэйна есть военный опыт, но в качестве летчика, а не командира. У Хилари Клинтон есть опыт человека, близкого к тем, кто принимал решения в Белом доме, но не человека, непосредственно принимающего решения. Барак Обама жил за границей и работал в качестве организатора сообщества в Чикаго, однако у него нет опыта исполнительной власти. В качестве избранных членов законодательного органа все они демонстрировали навыки «мягкой власти» привлечения электората, но относительно того, будут ли они также хорошими менеджерами-лидерами, вердикт пока еще отсутствует.

Джозеф С. НАЙ — профессор в Гарвардском университете и автор недавно опубликованной книги «Способность руководить».

Джозеф С. НАЙ, Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ