Ликвидация Международного просветительского общества Верховным Судом РФ – это знаковое событие в истории современной России. Теперь о советской истории можно будет писать, как о покойнике, или хорошо, или ничего. Международный «Мемориал» уже заявил: «Разумеется, мы будем опротестовывать решение Верховного суда РФ всеми доступными нам путями. И мы найдем законные способы продолжать нашу работу. Мемориал – это не организация, это даже не общественное движение. Мемориал — это потребность граждан России в правде о ее трагическом прошлом, о судьбах многих миллионов людей. И «ликвидировать» эту потребность ни у кого не получится». Но шансы на то, что удастся отменить ликвидацию «Мемориала» практически нулевые. А шансы на то, что руководители и активисты «Мемориала» смогут продолжить свою благородную правозащитную и историко-просветительскую деятельность по выявлению и реабилитации жертв репрессий советской эпохи, не говоря уже о защите жертв политических репрессий в путинской России, если и не нулевые, то близкие к нулю. Трудно представить себе, чтобы в России им позволили бы зарегистрировать какое-либо общество или организацию.
Формальным поводом для закрытия Международного «Мемориала» послужило отсутствие на некоторых его материалах ярлыка «иностранный агент». Адвокатам «Мемориала» в судебном заседании удалось доказать несостоятельность данной претензии, что, впрочем, не произвело на суд никакого впечатления. Истинную же причину ликвидации Международного «Мемориала» озвучил прокурор Алексей Жафяров. Это имя тоже останется в истории, хотя до лавров Андрея Вышинского ему еще далеко. Алексей Гайярович Жафяров родился в 1970 году. Следовательно, 21 год прожил в СССР и какую-то ностальгию по советскому прошлому может испытывать. С 2004 года он занимает высокий пост начальника Управления по делам политических партий, общественных и религиозных объединений Федеральной регистрационной службы. Жафяров также является членом Высшего совета «Евразийского движения». Так вот, прокурор Жафяров на суде заявил: ««"Мемориал", спекулируя на теме политических репрессий XX века, создает лживый образ СССР как террористического государства, обеляет и реабилитирует нацистских преступников и изменников Родины, на чьих руках кровь советских граждан. Почему сейчас мы, потомки победителей, вынуждены наблюдать за попытками реабилитации изменников Родины и нацистских пособников?! Наверное, потому, что за это кто-то платит. И вот эта подлинная причина того яростного неприятия, с которым открещивается «Мемориал» от статуса «иностранного агента» и не хочет раскрывать источники финансирования».
ФОТО REUTERS
Оказывается, это не советские вожди и их подручные своими деяниями, вполне подпадавшими и под статьи тогдашних советских уголовных кодексов, и под устав Международного военного трибунала в Нюрнберге, создали Советскому Союзу репутацию террористического государства. Это скромные историки и юристы из «Мемориала». Путин и его соратники хотят представить СССР, преемниками которого они себя считают, белым и пушистым, а память о репрессиях если и сохранить, то только как о неких эксцессах исполнителей. Наверное, Ягоду и Ежова, да и Абакумова официально будут продолжать числить палачами и преступниками. А вот с Берией не все так просто. Нынешняя российская элита много ему готова простить за то, что он руководил советским атомным и водородным проектами. Поэтому нельзя исключить, что Лаврентий Павлович в ближайшее время будет реабилитирован. Алексей Жафяров еще в 2013 году печально прославился своим разъяснением того, как прокуратура определяет политическую деятельность иноагентов, если в законе она не прописана. По его словам, что после «консультаций в Центризбиркоме, научно-исследовательских институтах» прокуратура к «формам участия в политической деятельности», в частности, отнесла участие в выборах и референдумах, формирование общественного мнения, политическое образование граждан. Также прокуратура считает политической деятельностью «выражение мнений граждан по любым вопросам и доведение этих мнений до сведения широкой общественности и госвласти», организацию, финансирование, участие в мероприятиях с целью выражения и формирования мнений; выдвижение требований по вопросам внешней и внутренней политики».
ФОТО REUTERS
Политик Юрий Болдырев по этому поводу заметил, что прокурор Жафяров, очевидно, не знает, что у граждан есть не только гражданские, но и политические права, и заключил, что «В выступлении Жафярова явно прослеживается измена своему служебному долгу непростительная глупость. Как таких пней держат в ГенПрокуратуре». Оказалось, что как раз для таких случаев, как дело «Мемориала» и держат. И носит Жафяров высокое звание государственного советника юстиции 3-го класса, что соответствует армейскому генерал-майору.
Столь грубо и поспешно осуществленная ликвидация «Мемориала» вызвало критику даже со стороны системной оппозиции, в целом послушной Кремлю. Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов написал: «Решение ВС о ликвидации «Мемориала» – плевок в лицо всем жертвам репрессий, мне лично и моим родным! Моего деда Емельяна расстреляли в 1937 году. Он был простым крестьянином, а они выполняли план по «врагам». Государство провалило экзамен по собственной истории. Фатальная ошибка!» Что же касается обвинений Международного «Мемориала» в том, что он покрывает нацистских преступников, то оно связано с тем, что в базе жертв политических репрессий «Мемориала» были найдены лица, которых подозревают в свершении военных преступлений и преступлений против человечества, в том числе в участии в холокосте. После проверки руководство собиралось исключить этих лиц из списка жертв политических репрессий. Такого рода ошибки в базах данных на миллионы и десятки миллионов человек неизбежны, и делать из них предлог для ликвидации общества – это откровенное передергивание.
После запрета Международного «Мемориала» Верховным Судом Московский городской суд вполне предсказуемо ликвидировал правозащитный центр «Мемориал». На этот раз Минюст и прокуратура, как под копирку, утверждали, что правозащитный центр «Мемориал» систематически скрывал информацию о выполнении функций иностранного агента, а именно не маркировал свои публикации. По мнению прокурора, это вызывает депрессию у россиян. Хотя, подозреваю, нынешние судебные решения, связанные с запретом «Мемориала», вызывают депрессию у гораздо большего числа россиян. Кроме того, в публикациях правозащитного центра прокуратура обнаружила «признаки оправдания терроризма». Ему инкриминировали то, что он «поддерживал все протесты» и способствовал «формированию негативного восприятия» российских судов. Очевидно, здесь тоже не российские суды, а мемориальцы виноваты! Заодно в вину «Мемориалу» вменяли партнерские отношения с правозащитным проектом «ОВД-Инфо», сайт которого был заблокирован накануне суда над «Мемориалом». Европейский суд по правам человека потребовал от России приостановить исполнение решений судов о ликвидации «Международного Мемориала» и правозащитного центра «Мемориал» до тех пор, пока решения по жалобе на законодательство об иностранных агентах, которую «Международный мемориал», правозащитный центр «Мемориал» и другие российские НКО подали в ЕСПЧ еще в 2013 году. Но, боюсь, этот призыв останется гласом вопиющего в пустыне. Очевидно, теперь все структуры, связанные с «Мемориалом», окажутся в России вне закона. И очень скоро, как я думаю, сколько-нибудь объективно писать о российской, и особенно о советской истории можно будет только находясь за пределами России. Отныне вся российская и советская история будет сведена к примитивным патриотическим схемам, призванным вдохновлять российских граждан на новые войны ради восстановления империи.