Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Литовский алгоритм

Заблаговременные решения правительства и поддержка волонтеров помогают стране быстрее выйти из коронавирусного пике
20 января, 2021 - 18:36
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Неведомое миру инфекционное заболевание, коронавирус, Литвы коснулось, как и мира, неожиданно. Но и несколько символично. Именно 11 марта 2020 года, когда литовцы отмечали 30-летие восстановления независимости и выхода из Советского Союза, Всемирная организация здравоохранения объявила о пандемии. Кстати, литовцы называют часто коронавирус — короне, что означает казнь.

ПЕРВЫЙ УДАР

Правительство Литвы, столкнувшись с вызовом вируса COVID-19, достаточно быстро разработало строгий алгоритм борьбы. Уже вечером в пятницу, 13 марта, было обращение правительства к гражданам, а для противостояния пандемии создан Государственный центр по управлению чрезвычайными ситуациями из шести функциональных групп. Этот центр с тех пор и по сей день принимает технические, координационные и административные решения по борьбе с коронавирусом в пределах всей страны.

16 марта был объявлен строгий карантин: закрыты торговые учреждения (за исключением продуктовых магазинов и аптек), бары, кафе, салоны красоты, запрещены массовые мероприятия и собрания, прекращена привычная деятельность учебных заведений — они переведены на дистанционное обучение, запрещено в Литву прибывать иностранцам, а гражданам Литвы уезжать из своего государства.

Правительством была проявлена забота о предоставлении максимальных возможностей для возвращения своих граждан через границы; к обществу с просьбой временно воздержаться от посещения храмов и сохранять здоровье, свое и близких, обратился иерарх главной, Римско-католической конфессии Литвы, а о массовых собраниях — известные политики, ученые, певцы, актеры, ведущие радио— и телепередач... Помощью для Литвы было и проникновенное Пасхальное обращение Urbi et Orbi Папы Римского 27 марта на площади перед базиликой Святого Петра, обычно переполненной верующими. Тогда же, когда она была абсолютно пуста, особенно проникновенно прозвучали слова Папы: «Мы осознали, что находимся в одной лодке».

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Опекой (обеспечением продуктами, лекарствами) групп риска, например людей старшего возраста, занялась парамилитарные организации в деле защиты Родины — Союз стрелков Литвы, а также созданное для этой цели активной элитой Литвы сообщество «Сильные вместе», к участию в котором был приглашен каждый.

На нескольких порталах, включая существующие и новосозданные, правительственных и новостных, для помощи и во избежание распространения коронавируса происходило видимое для каждого отслеживание путей инфицирования, внимательно учитывалось каждое инфицированное лицо, его контакты, движение. За нарушение правил карантина накладывались большие штрафы.

Поэтому литовцы в борьбе с первой волной пандемии сплотились на «хорошо». В первые 13 недель карантина — с 16 марта по 17 июня — Литва дала достойный отпор коронавирусу, заняв в мире шестое место по основным показателям противостояния этой болезни. Литве удалось максимально выполнить совет Генерального секретаря ВОЗ Тедроса Аданома Гебреисуса о тестировании и отслеживании каждого случая. Так, на 21 апреля всего в Литве (2,8 млн. населения) было исследовано 70 753 человека (2,5% населения, и это из-за нехватки тестов во всем мире), выявлено инфицированных — 1350 (0,05% ), умерло 38 человек. Для сравнения — в Украине (42 млн населения) на 21 апреля всего было сделано 61 997 ПЦР-тестов (0,14% населения), выявлено инфицированных — 6125 (0,014%), умер 161 человек.

Показатели инфицированности, когда за сутки было по несколько больных, а то и вовсе ноль, в Литве находились на достаточно низком уровне почти до середины осени.

ВТОРАЯ ВОЛНА

К сожалению, иная ситуация сложилась во время второй волны. Причиной ухудшения — как в Европе и во всем мире — был также и человеческий фактор. Пришла усталость от длительного напряжения внимания и сил, возникла необходимость восстановить отношения — общественные, деловые, культурные и все другие, которые были приостановлены на время борьбы с вирусом. Не в последнюю очередь того требовала экономическая ситуация, но, с другой стороны, так произошла потеря бдительности на общественном уровне. Люди увидели, что ничего с ними не происходит, и перестали верить предупреждениям власти.

Приближаясь к осени, правительство не приняло никаких особых мер, кроме обычных, известных всем предупреждений о гигиене, ношении в публичных местах масок и соблюдении социальной дистанции. Но люди порой переставали обращать на это внимание. Исследования, проведенные Центром социологических исследований Литвы, показали, что осенью почти 60 из 100 человек, которые имели характерные для коронавируса симптомы, никуда не обращались.

Осенью начался рост заболеваемости, причем кардинальный. Так, на 1 сентября в Литве с начала пандемии фиксируется 2958 случаев, за этот день — 29 (1 случай на 100 тыс. населения), а уже на 1 октября — всего 4956 случаев (в 3,7 раза больше, чем за первые 13 недель), за этот день — 172 (6 / 100К).

К росту заболеваемости присоединился еще один весомый фактор — выборы в Сейм (парламент) Литвы, состоявшиеся в октябре (I тур — 11 числа, II тур — 25 числа), когда некоторые партии заигрывали с избирателями о введении или нет карантина. Несмотря на советы экспертов по здравоохранению, карантин, и то нестрогий, был введен лишь через неделю после второго тура — 7 ноября.

Итак, все эти факторы вместе и стали причиной потери контроля за ситуацией с ковидом. На графиках отслеживания заболеваемости четко видно, что до второй декады октября кривая, которая до того с небольшими возвышенностями, дремала, начинает стремительно расти: на 1 ноября всего случаев — 16556, за сутки — 834 заболеваний (30 / 100К), на 1 декабря — всего 64621, за сутки — 2107 (75 / 100К).

Литва начинает занимать одно из первых мест по уровню заболевания в Европейском Союзе. Новое правительство Литвы, которое получило полномочия 11 декабря, на время рождественских и новогодних праздников, с 16 декабря по 31 января, ввело строгий карантин. Но так как вирус начал почти бесконтрольно распространяться, общая картина продолжала ухудшаться: 23 декабря — 3812 заболеваний в сутки (136 / 100К) (в Украине 23 декабря — 11 490 случая (27 / 100К), то есть Литва по этому показателю превышала Украину в 5 раз). Общее количество инфицированных превысило 130 тыс. (4640 / 100К), умерло более 1,4 тыс. больных (50 / 100К).

В критические дни конца декабря суточное количество смертей начало превышать семь десятков (2,6 / 100К, Украина — 0,53 / 100К). Движение карет «скорой», по словам литовцев, стало таким же частым, как и движение самолетов.

Соответственно, начали заполняться места в больницах. В некоторых главных больницах страны исчерпывались лимиты мест для больных ковидом, в других — занятость выросла до 70%, к приему коронабольных стали готовиться провинциальные больницы. Медики часто страдали и физически, и эмоционально, ощущалась нехватка медперсонала.

В это время помимо правительства к активным действиям снова подключилась элита Литвы: возобновила свою деятельность общественная инициатива «Сильные вместе», Союз стрелков Литвы присоединился к осуществлению проверок движения транспорта между самоуправлениями и помощи медикам. Так, всего за период рождественских праздников полиция и ее социальные партнеры — волонтеры-стрелки провели проверку более 100 тыс. транспортных средств, десятки тысяч из них были возвращены домой.

Для непосредственной помощи медикам почти сотня стрелков стала в их ряды как вспомогательный персонал (когда ковид выводил из строя штатных сотрудников) — обычными уборщиками, грузчиками, а также санитарами и, после определенной практики, их помощниками.

«СТРЕЛКИ»-ВОЛОНТЕРЫ

Откликаясь на потребность медиков, известные в Литве лица стали на некоторое время волонтерами в больницах. Первым такой шаг, переболев коронавирусом, сделал депутат Сейма Литвы, один из вице-спикеров, а также член Союза стрелков Паулюс Саударгас. Так же поступили и другие — его коллега по Союзу, популярный певец Сварас (Габриэлюс Ляуданскас). К ним присоединились президент Конфедерации бизнеса Литвы Андрюс Романовскис, бывший советник действующего президента Литвы Айстис Забараускас, один из руководителей инициативы «Сильные вместе», актер и режиссер Паулюс Тамоле, работавший на горячей линии еще весной, а также скауты и многие другие неравнодушные граждане Литвы.

Паулюс Саударгас, помимо того, что несколько раз, благодаря своему высокому иммунитету, который развивается лишь у 10% коронабольных, сдавал кровь на плазму с антителами для тяжелых больных, начал вести регулярный дневник своего волонтерского служения в «красной зоне» — горячем поле битвы с коронавирусом. Его посты на собственном профиле в Фейсбуке стали убедительным, впечатляющим свидетельством борьбы врачей за очень хрупкую жизнь человека в жестоком противостоянии с безжалостным вирусом.

Для работы в таких условиях волонтеры проходят специальное короткое обучение. И сразу становятся лицом к лицу с реальностью: «Несколько санитарок и десятки больных. Еда, лекарства, шприцы, капельницы, температура, давление, гигиена, пульсоксиметры, кислород...»

Как рассказывает Паулюс, «чувство в «реакторе» (от сравнения с Чернобылем, поскольку все в этой зоне — в специальных скафандрах, отрабатывая смену в которых пот все время стекает в обувь) загустевают в бетон: «Ты ходишь, что-то делаешь, а твое действие за щитком скафандра как бы пробегает рядом».

Пить и есть, как делится Паулюс, обессиленным больным, и старшего возраста, и совсем молодым, приходится давать, как детям — по глотку, по ложечке, порой несмотря на протест, отталкивания чашки или пищи, с пониманием и осознанием, что это им крайне, жизненно необходимо. Иногда у больных возникают нарушения нервной системы, их парализует, они не могут двигаться. А помощь им все же надо оказать всестороннюю: «...приятный на вид молодой человек протягивает руку и хлопает меня по комбинезону. «Паулюс», — представляюсь, поняв, что его заинтересовало мое имя. Тогда, неожиданно, он срывает памперс и начинает сливать прямо в постель. Понимаю, что так ему удобнее, ничего, справимся и с этим. Спокойно заканчиваем кашу, ложечка за ложечкой».

Есть, конечно, и более легкие моменты: «В соседней палате с военным в отставке обсуждаем прыжки с парашютом. В такие моменты нет ничего лучше, как вместе вспомнить былые походы и приключения. Помощью является и всего лишь глоток воды или воздуха. Рад, что крайне ослабленная бабушка одолела чашку воды. «Кто знает, сейчас лежит снег?» — спрашивает ее соседка по палате. Поднимаю штору, открывая мир, радость обитателям палаты. «Какой там снег — трава зеленеет, весна пришла», — показываю»...

Не прекращается борьба медиков — проводится вентиляция легких, больные интубируются через дыхательные пути, иногда делается трахеотомия — прорезается горло и в трахею вставляется пластмассовая трубка. Больных, учитывая такое неудобство, в это время усыпляют: «Дышать они самостоятельно перестают, за них дышит робот, а присоединенные электроды и другие зонды измеряют работу сердца, усвоение кислорода, давление.  Пациенты становятся спящими биороботами, жизнь которых поддерживает куча техники и персонал».

Волонтеры нужны и для, казалось бы, простых дел, например, перевернуть коронабольного — лежа на животе, лучше работают легкие: «Надо перевернуть пациентку 100+ кг. Становимся с обеих сторон кровати, крепко держим, немного скручивая, верхнее и нижнее покрывала. Ждем команды. Один из нас, самый толковый из волонтеров, держит все трубочки и шланги, чтобы они не отключились. На счет «три» умело переворачиваем на бок и кладем на живот. Одновременно это и избежание пролежней, с чем трудно бороться, учитывая нехватку персонала».

Волонтеры становятся участниками жертвенной борьбы врачей с вирусом и свидетелями пути к жизни или смерти: «Здесь дорога каждая секунда, здесь последняя линия фронта. За ней отсутствует установка вентиляции легких. За ней ничего нет. Не идите за нее, оставайтесь дома...»

Всего около сотни, как уже отмечалось, литовских стрелков-волонтеров уже провели на дежурствах в зоне «реактора» более 2300 часов. До конца января стрелки Литвы обязались оказывать медикам 24-часовую помощь.

ВАКЦИНАЦИЯ

Сейчас ежедневное количество инфицированных, по сравнению с пиком, уменьшилось в 1,5-2 раза, до 1 тыс. И меньше заболеваний в сутки, соответственно уменьшилось и количество смертей. Но почивать на лаврах у Литвы отнюдь не выходит, потому что волны осеннего распространения коронавируса еще делают свои круги по всей стране, распространяясь по отдельным пансионатам для престарелых и семьям. Хотя в больницах и уменьшается количество больных, в первую очередь тех, кто имеет легкую форму, однако больше пациентов в реанимации и соответственно — количество смертей.

Литва с 27 декабря 2020 года, как и другие государства ЕС, получив первую партию в 10 тыс. вакцин «Бионтех и Пфайзер», начала прививки своих граждан, в первую очередь — из медицинских работников и пожилых людей и других групп риска. 11 января 2021 года Литва получила уже четвертую партию вакцины, на этот раз второго типа — «Модерна», что вместе с предыдущими партиями составляет 70 тыс. доз. В январе этого года будут продолжаться регулярные поставки вакцин.

Процесс прививки является прозрачным для каждого, он отображается на веб-сайте Министерства здравоохранения. Но, как это бывает в постсоветских странах, произошла и попытка «украсть» вакцинацию. На окраине Литвы и в столице, несмотря на установленную первоочередность, прививки прошли несколько человек из смежных учреждений. Это сразу благодаря прессе стало известно всей стране, такие поступки были осуждены общественностью, руководителями государства как позорные и циничные, в частности Президентом Литвы Гитанасом Науседой.

Вакцинация, по мнению министра здравоохранения, улучшит ситуацию и позволит еще в январе пересмотреть ограничения, введенные на пике заболеваемости, и позволить деятельность определенного бизнеса и работу учреждений.

Василий КАПКАН, Вильнюс
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ