— Реальные долгосрочные интересы Украины состоят в сотрудничестве с НАТО. В этом контексте поездка украинской делегации на саммит НАТО — верный конкретный шаг. Но он невыгоден с точки зрения внутриполитической ситуации. У нас довольно-таки заидеологизированное отношение к событиям на Балканах. Левые, несомненно, используют югославскую карту во внутриполитической борьбе. Внешняя политика и национальные интересы в данном случае приносятся в жертву борьбе за власть. Конечно, у Л. Кучмы практически не было выбора — ехать или не ехать. Вследствие его предыдущих непоследовательных действий или их отсутствия, преимущества западной модели развития были во многом дискредитированы.
Что касается консультаций между Украиной и НАТО, предусмотренных программой «Партнерство во имя мира» в случае действия сторон, затрагивающих безопасность друг друга, то они нечетко прописаны. Насколько мне известно, речь идет прежде всего о военно-политической безопасности. Но в любом случае, Украина пока является заложником действий гораздо более сильных и самостоятельных государств и альянсов. Эта проблема не решаема путем совершенствования международных документов. Ведь любое обострение международной ситуации ставит Украину в сложное положение. Дело здесь не в международном праве, а в абсолютной беспомощности нашей власти, связанной с невразумительной стратегией и невнятными позициями на международной арене.
Отстаивать свои интересы при развитии сотрудничества с НАТО и Запада мы можем не тогда, когда станет ловчее наша дипломатия. Главные исходные позиции для борьбы за национальные интересы — это состояние экономики, социальное согласие, качество госуправления и политического руководства. То есть, как раз «слабые места» Украины.
— Казалось бы российский президент довольно четко заявил о своем выборе, отказавшись от участия в Вашингтонском саммите. Ничего другого, исходя из логики развития внутриполитической ситуации в России, Борис Ельцын сделать и не мог. И это, кстати, хорошо понимает руководство НАТО. В этом отношении поездка Л. Кучмы на саммит — это результат не политического выбора, а, скорее, политического расчета. Судя по всему, потери от участия во встрече в Вашингтоне для него кажутся меньшими, чем приобретения.
Для того же, чтобы внешнеполитические факторы оказали влияние на внутриполитическую жизнь, они должны восприниматься людьми как достаточно значимые для их повседневной жизни. Что же касается выборов, то, как показывают опросы, политические заявления кандидатов о событиях за пределами Украины сами по себе мало влияют на симпатии избирателей к ним.