Многотысячные акции протеста в Молдове по языковому вопросу по сравнению с политическим скандалом, связанным с исчезновением депутата-оппозиционера — настоящий пустяк. Если в первом случае власти удалось пригасить беспокойные настроения демонстрантов отменой нескольких своих решений (о введении русского языка в учебных заведениях), то во втором развитие событий абсолютно непредсказуемо.
Влад Кубряков, депутат от оппозиционной Христианско-демократической народной партии Молдовы (ХДНП), член Парламентской Ассамблеи Совета Европы, исчез в прошлый четверг. Последним, кто его видел, был водитель, который подвез парламентария до подъезда дома, в котором он жил. Никаких следов, которые бы свидетельствовали о насилии в отношении депутата в подъезде, замечено не было, но дома оппозиционер не появился. На следующий день об этом правоохранительным органам сообщила жена законодателя. После того, как прошло 72 часа со времени его исчезновения, был начат поиск. Влад Кубряков был одной из центральных фигур в антикоммунистических демонстрациях, проходивших в стране в течение последних трех месяцев. ХДНП обращает внимание, что власть уже тогда составила «черный список» политиков, в который якобы вошел и Кубряков. Примечательно, отмечают оппозиционеры, что депутат исчез именно в то время, когда в стране продолжаются аресты участников протестов. Власть, кстати, сообщала, что проводит видеозапись демонстраций и митингов.
В это воскресенье, 31 марта, ХДНП запланировала провести самый массовый митинг Большого национального собрания, активное участие в котором принимал Кубряков. Учитывая последние события, акция должна стать заметным явлением. Молдовские христианские демократы отнеслись к ситуации серьезно. «Дню» вчера не удалось дозвониться ни до одного представителя ХДНП. В офисе партии никого, кроме секретарей, не было. То же касается и парламентской фракции христианских демократов, где «Дню» сообщили, что депутаты, очевидно, агитируют народ участвовать в запланированной на воскресенье массовой акции.
Тем временем ХДНП обращает внимание и на другие факты связи между исчезновением Кубрякова и «произволом коммунистов» по формулировке молдовской оппозиции. В частности, как раз в день исчезновения депутата Генеральная прокуратура страны обратилась в парламент с представлением о лишении его, а также еще двух законодателей от христианских демократов парламентской неприкосновенности. Свою просьбу в прокуратуре аргументировали необходимостью беспрепятственного расследования причастности Влада Кубрякова к организации акций протеста. В начале этого месяца депутатский иммунитет с Кубрякова уже был частично снят. Тогда его оштрафовали на сумму, эквивалентную $30. В январе была также приостановлена деятельность ХДНП, но вскоре ее возобновили, поскольку на молдовское руководство посыпались обвинения от европейских чиновников в недемократичности.
Подозрения о причастности нынешней власти к исчезновению Кубрякова заставили коммунистических руководителей Молдовы в один голос кричать о спланированной против действующей власти провокации. Президент Владимир Воронин назвал исчезновение оппозиционера «циничной провокацией с дальним прицелом». Лидер парламентской фракции коммунистов Виктор Степанюк так же убежден, что это «провокация, направленная против Компартии». С более осторожным заявлением выступила спикер молдовского парламента Евгения Остапчук, также представляющая коммунистов: «Законодатели выражают сожаление по поводу того, что определенные силы расценивают этот случай как политическую расправу, как умышленную акцию, направленную против лидеров ХДНП», — отметила она. Несмотря на это, президент страны сообщил, что правоохранительные органы всерьез взялись за расследование дела об исчезновении депутата. Свое расследование проводит Генпрокуратура. А президент Владимир Воронин обратился за помощью к Интерполу и европейским правовым структурам. Ситуация, нужно признать, складывается не в его пользу.