Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Лужков мечтает о «кепке Мономаха»

8 октября, 1998 - 00:00

Но две недели назад лед тронулся — в английском городе Блекпули гость съезда британских лейбористов Лужков сказал: «Я не заявлял и не собираюсь делать сейчас заявлений о том, что буду баллотироваться в президенты в 2000 году... Однако, если я увижу, что претенденты на президентскую должность не стоят на государственных позициях, которые обеспечивают процветание и стабильность России, я приму участие в борьбе. Если я увижу, что есть достойный кандидат, который будет отстаивать интересы россиян, я буду активно и агрессивно его поддерживать».

Несмотря на переполох, вызванный его заявлением, обычно осторожный Лужков еще раз подтвердил, что его слова «абсолютно ясно» выражают его намерения. Мэр Москвы подверг острой критике экс-премьера Виктора Черномырдина и подтвердил, что является сторонником создания левоцентристской коалиции. Лужков продемонстрировал свою близость к коммунистам и понимание их позиций.

Ясно, что у Лужкова не так уже и много реальных оппонентов. То, что Борис Ельцин не будет баллотироваться в президенты России в третий раз, кажется, уже понятно даже президентскому окружению. Наследника у Ельцина нет. Черномырдин, на услуги которого могла рассчитывать «партия власти», после своего недолгого возвращения в «Белый дом» фактически оставил большую политику. Черномырдин совершал ошибку за ошибкой, последняя из них — нежелание баллотироваться в Государственную думу Российской Федерации, где бывшего премьера уже ожидало кресло руководителя парламентской фракции НДР. И еще один большой просчет Черномырдина — он пытался вернуться в кресло премьер-министра при энергичной поддержке Бориса Березовского. То есть автоматически переставал быть кандидатом от «партии власти». Эта же проблема может возникнуть и у губернатора Красноярского края генерала Александра Лебедя. Во время последних президентских выборов Лебедь воспринимался элитой как человек, который шел на сотрудничество с «олигархами» ради собственного политического будущего, однако как представитель интересов этих «олигархов» не воспринимался. Сегодня для большинства российской политической и предпринимательской элиты Лебедь — это еще один человек Березовского, которым тот пытается заменить Черномырдина. И к тому же Лебедь — играющий политик, которому очень тяжело в экономических условиях, сложившихся в России, удерживать хоть в каком-то состоянии Красноярский край. Время играет против Лебедя, уже через несколько месяцев мы, по всей вероятности, услышим о тех проблемах, которые возникли у красноярского губернатора, так сказать, на месте. Других кандидатов на президентство у «партии власти» просто нет: странно было бы сейчас вернуться к варианту так называемых «молодых реформаторов» — скажем, к тому же Борису Немцову.

Однако у оппозиции также нет своего кандидата на президентство, который бы мог, скажем, остановить генерала Лебедя — очевидно, что Зюганов вряд ли выглядит политиком такого калибра. Поэтому не очень странными выглядят заявления коммунистического лидера о возможности коалиции с силами, которые поддерживают Лужкова. Когда один из наиболее горячих сторонников московского мэра генерал Андрей Николаев выступает с заявлением, в котором называет московского мэра наиболее вероятным кандидатом на должность президента от левоцентристских сил — это одно, а вот когда с подобным, хотя и намного более осторожным заявлением выступает Зюганов — это что-то совсем другое... И удивительнее всего здесь то, что как общий кандидат левоцентристских сил Лужков может на определенном этапе блокироваться с Григорием Явлинским, который в последнее время приобретает популярность, ибо с самого начала называл российскую экономическую систему искусственной и обреченной на крах. Оказалось, что он был прав. На будущих президентских выборах Явлинский может сыграть для Лужкова роль, которую сыграл на предыдущих выборах для Ельцина генерал Лебедь. То есть прийти третьим — после Лужкова и Лебедя и отдать свои голоса московскому мэру за должность, скажем, премьер-министра...

Этот анализ показывает, что у Лужкова есть неплохие шансы победить. Другой вопрос, над которым стоит призадуматься уже сейчас, — какой будет лужковская Россия? И каким будет российско-украинский диалог в случае победы Лужкова. Очевидно, что московский мэр не нравится и не может нравиться украинской политической элите. Однако может так случиться, что всем нам придется жить в мире, где именно он принимает решения. И очевидно, что уже сейчас стоило бы готовиться к такому повороту событий и понимать, что после 2000 года может быть существенно изменена — даже несмотря на наше желание — вся украинская восточная политика... Или — и это также случается с людьми, когда они меняют кепку на «шапку Мономаха» — изменится сам Лужков...

Виталий ПОРТНИКОВ, «День» Москва
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ