На днях почти одновременно вышли два интервью, посвященных строительству в Киеве к 2021 году «Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр» стоимостью почти 100 млн долларов. В частности, в газете «Високий замок» интервью с гендиректором фонда «Мемориальный центр Холокоста «Бабий Яр» Мареком Сивцем, бывшим руководителем Бюро национальной безопасности Польши и экс-депутатом Европарламента, под названием «Хотим показать историю Холокоста на примере Бабьего Яра». А на сайте gordonua.com был опубликован разговор с членом оргкомитета по строительству мемориала Павлом Фуксом под названием: «Если мы сосредоточимся на политике, то мемориал в Бабьем Яру вряд ли когда-либо построят».
В частности, в первом из упомянутых выше интервью пан Сивец отмечает, что инициатором этого проекта является киевский мэр Виталий Кличко. Кстати, очень интересным был ответ на вопрос: кто будет финансировать этот проект? «Планируется действовать по принципу: кто дает средства, тот становится соучастником и имеет влияние на ее будущее. Будем собирать деньги по всему миру. Рассчитываем на Америку, а также на немецкое правительство, которое поддерживает такие инициативы. Сбор средств еще не начали, готовимся к нему, так как нужно собрать около ста миллионов долларов!» — сказал Сивец.
Но, как известно, до сих пор не одобрены ни концепции, ни выбраны места для строительства этого мемориала. И это не говоря о том, что у многих экспертов вызывает обеспокоенность сам состав наблюдательного совета Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр», в который входят братья Кличко, В.Пинчук, акционеры «Альфа-груп» М.Фридман и Г.Хан, главный раввин Киева и Украины Яков Дов Блайх, экс-президент Польши А.Квасьневский, экс-вице-канцлер Германии Й.Фишер и певец С.Вакарчук.
«Осознают ли эти люди, что Бабий Яр — это также место, которое неотделимо от исторической памяти украинской нации? Ведь здесь хранится память о походных группах ОУН и Елене Телиге. Вопрос не риторический. Так как анонсируется, что есть готовность вложить в строительство 100 млн долларов. Можно только представить себе масштаб строительства. Но эта сумма не может быть платой за игнорирование памяти Елены Телиги и ее товарищей. Долгое время о месте, где построен Памятный Крест в честь Е.Телиги и ОУНовцев, заботится УПЦ КП и УГКЦ. Скажем, почему их представители не могут войти в Наблюдательный совет? Не говорю уже об Институте национальной памяти. Такой грандиозный проект не может априори стать коммерческим. Это путь к неминуемой конфронтации. Бабий Яр — прежде всего украинская земля, где много лет чтится память всех, кто там нашел свое последнее пристанище. Так было, так есть и так должно быть всегда», — написал на своей странице в Facebook Богдан Червак.
Сопрезидент Ваада Украины, исполнительный вице-президент Еврейской Конфедерации Украины Иосиф Зисельс также постоянно выражает обеспокоенность планами построения Мемориального центра Холокост «Бабий Яр» и заявляет, что этот «мемориал должен быть украинским проектом». В комментарии «Дню» он сказал, что выраженная ранее обеспокоенность остается в силе. «Мы не получили ответов на вопросы, которые я задал, когда собиралась группа для обсуждения концепции. Нашу обеспокоенность не развеивают», — отметил он.
По его словам, среди еврейского общества нет единого мнения, что должно быть в Бабьем Яру, где из 100 тысяч погибших две трети составляют евреи. «Кроме того, в этом месте погибли военнопленные, три ромские лагеря, украинские националисты, моряк Днепровской флотилии, больные из психиатрической больницы, а также представители других групп. И все они не вписываются в формат Холокоста. Ромы вписывается, а остальные группы — нет. Поэтому понятно, что строить нужно что-то другое. В самом названии «Мемориальный центр Холокоста «Бабий Яр» уже скрыто противоречие», — отметил господин Зисельс в опубликованной раньше в «Дне» статье.
В материале «Музей под вывеской... «Ялтинской стратегии» от 21 марта 2017 «День» также обращал внимание на опасность, что российские средства могут определять содержание того, как будет освещаться история Бабьего Яра. И это не без основания, ведь среди инициаторов этого проекта три российских олигарха — Михаил Фридман, Герман Хан и Павел Фукс.
Кроме того, возникает вопрос, какой является позиция украинской власти относительно этого проекта и какой она видит реализацию мемориала «Бабий Яр». Ведь Павел Фукс заявил в интервью gordonua.com, что «нас поддерживает не только городская, но и государственная власть. Мэр Киева и Администрация Президента уделяет большое внимание этому проекту».
«День» обратился к главе Украинского института национальной памяти Владимиру ВЯТРОВИЧУ с просьбой прокомментировать появление двух статей и рассказать, как в действительности должен реализовываться Мемориал «Бабий Яр».
«РОЛЬ УКРАИНСКОГО ГОСУДАРСТВА В МЕМОРИАЛИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ ТАКОГО РОДА ДОЛЖНА БЫ БЫТЬ ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЙ»
— Выглядит так, что эти два интервью — попытка продвинуть этот проект и получить какую-то поддержку. Но мне кажется, прежде чем пытаться продвигать этот проект в медиа, было бы хорошо, чтобы состоялись какие-то экспертные обсуждения. На сегодня я не слышал о таких серьезных экспертных обсуждениях этого проекта, и это вызывает у меня определенные предостережения. Я убежден, что «проект Бабий Яр» важен для Украины и для украинской истории. Поэтому бесспорно, реализация проектов в этой сфере должна происходить при участии украинского государства.
Я не знаю, о какой поддержке Администрации Президента или Киева идет речь, но в любом случае роль Украинского государства в мемориализации объектов такого рода должна бы быть определяющей. Можем, конечно, привлекать представителей других общественных инициатив, но я убежден, что участие в реализации проекта по мемориализации Бабьего Яра должен был бы взять Украинский институт национальной памяти как центральный орган исполнительной власти, уполномоченный по вопросам, связанным с исторической политикой, и это чрезвычайно важно для нас.
В свое время мы встречались с господином Сивцом и предлагали ему провести встречу с экспертной группой, которая работает при Украинском институте национальной памяти и занимается вопросами мемемориализации Бабьего Яра. К сожалению, пока еще такая встреча не состоялась. По моему мнению, существует необходимость, чтобы такая встреча состоялась, чтобы мы могли найти общие точки соприкосновения и общее представление относительно реализации этого важного проекта. Мы также считаем, что инициативная группа Сивца должна бы быть более открытой, общаться с общественностью и, в частности, с экспертами, чтобы учесть их точку зрения. Потому что это чрезвычайно важная страница нашей истории, и не стоит связанные с ней проекты реализовывать в полузакрытом формате.