В прошлую пятницу премьер-министр Великобритании Тереза Мэй, можно сказать, оказалась под давлением обстоятельств и подала в отставку. С 7 июня она уйдет с должности лидера Консервативной партии, а обязанности главы правительства будет исполнять до избрания преемника.
«Сегодня, как и три года назад, я уверена, что при демократии, если ты даешь людям выбор, у тебя есть обязанность имплементировать их решение. Я приложила все усилия, чтобы сделать это. Я договорилась об условиях нашего выхода и новых отношениях с нашими ближайшими соседями, которые защищают рабочие места, нашу безопасность и наше единство. Я делала все, что могла, чтобы убедить членов парламента поддержать соглашение. Но, к сожалению, я не смогла этого сделать. Я пыталась трижды», — сказала она в речи перед своей резиденцией на Даунинг стрит. Пани Мэй завершила свое выступление со слезами на глазах такими словами: «В ближайшее время я покину работу, которая была честью моей жизни, — второй премьер-министр женщина, но точно не последняя. Я делаю это не со злым умыслом, а с огромной и бесконечной благодарностью за то, что я имела возможность служить стране, которую люблю».
Тереза Мэй взяла на себя управление страной в июле 2016 года в критический момент — после того, как большинство (51,9%) британцев высказались за выход страны из ЕС на референдуме, а премьер Дэвид Камерон подал в отставку. И несмотря на то, что сама она отстаивала мнение, что страна должна остаться членом ЕС, Мэй обязалась выполнить волю британского народа. И, вероятно, ей это бы успешно удалось, если бы не сопротивление членов парламента, в том числе и однопартийцев, которые три раза отклонили ее соглашение с ЕС об условиях выхода. В результате, во избежание жесткого выхода, Брекзит пришлось перенести, и в конечном итоге Брюссель дал Лондону еще полгода на урегулирование вопроса: о решении относительно Брекзита страна должна сообщить до 31 октября.
КТО СЛЕДУЮЩИЙ?
Кто бы ни стал преемником Мэй, очевидно, что он или она столкнется с теми же проблемами, что и нынешний премьер, — обеспечение упорядоченного выхода Великобритании из Евросоюза при отсутствии согласия в рядах консерваторов. Согласно опросу Conservative Poll среди 1120 членов Консервативной партии, данные которого приводит Би-Би-Си, наибольшая вероятность возглавить партию — в экс-главы МИД и экс-мэра Лондона Бориса Джонсона. На втором месте — бывший министр по делам выхода из ЕС Доминик Рааб, а на третьем — министр по охране окружающей среды, продовольствию и сельскому хозяйству Майкл Гоув. Нынешний министр иностранных дел Джереми Хант — на четвертом месте.
РЕАКЦИИ
«Тереза Мэй правильно делает, что уходит в отставку. Она сейчас приняла то, что страна знала месяцами: она не может руководить, как и ее партия, которая разделена и распадается. Кто бы ни стал новым лидером тори, должен позволить людям решать будущее нашей страны через немедленные всеобщие выборы», — написал лидер Лейбористской партии Джереми Корбин.
«Воплощение Брекзита всегда было сложным заданием, но она ежедневно встречала его с мужеством и решительностью. Государственная система здравоохранения будет иметь дополнительно 20 млрд фунтов благодаря ее поддержке, и она покидает страну более безопасную. Настоящий государственный служащий», — так прокомментировал отставку глава МИД Джереми Хант.
«Очень достойное заявление от Терезы Мэй. Благодарю за вашу стоическую службу нашей стране и Консервативной партии. Сейчас время следовать ее призывам: объединиться и обеспечить Брекзит», — написал Борис Джонсон.
«Никто не мог работать тяжелее или имел большее чувство гражданского долга, чем премьер-министр. Ее преданность продвижению нашей страны вперед была монументальной. Она служила нашей стране со стойкостью, мы благодарны ей за это», — отметил министр внутренних дел Саджид Джавид.
Спикер Еврокомиссии Мина Андреева заявила, что президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер наблюдал за заявлением Мэй об отставке «без радости». «Он будет уважать и установит рабочие отношения с любым премьер-министром, кем бы он ни был — не прекращая общения с Терезой Мэй». Еще накануне отставки Юнкер заявил: «Что мне не нравится в британских дебатах — так это то, что кажется важнее заменить премьер-министра, чем найти согласие между собой», цитирует его The Guardian.
Президент Франции Эммануэль Макрон сказал, что «еще слишком рано размышлять о последствиях этого решения», добавив, что необходимо немедленное разъяснение ситуации относительно Брекзита, сообщает Express. «Франция готова работать с новым британским премьер-министром по всем европейским и двусторонним вопросам», — сказал он.
The Guardian пишет, что «ее судьба была решена», когда Мэй объявила о новом соглашении относительно Брекзита, которое должно было помочь заручиться поддержкой лейбористов, однако это обозлило членов парламента от Консервативной партии. В статье отмечается, что процесс выборов нового лидера партии начнется 10 июня и будет длиться, вероятно, шесть недель.
Что касается того, как может повлиять отставка Мэй на процесс Брэзита, Би-Би-Си отмечает, что вероятнее становятся сейчас варианты «и без соглашения, и без Брэкзита». «Так как «смелый новый план Брэкзита» разорван в клочья, нет способа выйти из ЕС с соглашением», а новый срок членства Соединенного Королевства в ЕС завершится на Хеллоуин.
«Тереза Мэй уходит, но головоломка Брэкзита остается», — такая статья вышла на Voice of America. Автор отмечает, что Мэй — третий лидер Консерваторов, который «пал жертвой партийных расхождений относительно отношений Британии с ЕС, следуя за Маргарет Тетчер и Дэвидом Камероном».
«КОНСЕРВАТИВНАЯ И ЛЕЙБОРИСТСКАЯ ПАРТИИ БЫЛИ НАКАЗАНЫ ИЗБИРАТЕЛЯМИ ЗА СИТУАЦИЮ, СЛОЖИВШУЮСЯ С БРЭКЗИТОМ»
Богдан ЦЮПИН, украинский журналист, Лондон:
— Отставка Терезы Мэй была ожидаемой, почти ни для кого она не стала сюрпризом. Очередным проявлением политического кризиса здесь, в Великобритании стали также результаты европейских выборов, которые показали, что как правительственная Консервативная партия, так и официальная оппозиционная Лейбористская партия фактически были наказаны избирателями за ситуацию, которая сложилась с Брэкзитом. Неудовлетворены и те, кто за выход страны из ЕС (тем, что правительство под руководством Терезы Мэй не смогло воплотить результаты референдума 2016 года до сих пор), и те, кто против выхода из ЕС вообще. Сочетание этих неудовлетворений проявилось в фактическом поражении консерваторов на этих выборах, и принесло результаты новой крайнеправой партии Брэкзита, возглавляемой Найджелом Фаражем.
— Как повлияет отставка Мэй на процесс выхода из ЕС?
— Это будет зависеть от того, насколько успешно Консервативная партия изберет себе нового лидера, а следовательно, нового премьер-министра. Если, действительно, согласно нынешним предсказаниям, правительство возглавит Борис Джонсон, тогда растет вероятность выхода страны из ЕС без соглашения, то есть так называемого «жесткого Брэкзита». Если проблема в правительственной Консервативной партии будет углубляться, очень вероятны новые досрочные всеобщие выборы. Тогда консерваторы могут полностью потерять власть, и оппозиционные лейбористы, вероятно, одержали бы победу. В таком случае им придется более четко формировать свою позицию относительно Брэкзита. Одним из вероятных вариантов в таком случае является увеличение вероятности повторного референдума о членстве страны в ЕС.
В результате назначения Бориса Джонсона партия Консерваторов может стать правее, евроскептической, и это, по мнению некоторых обозревателей в Великобритании, угрожает самому существованию этой партии как центристской, одной из ведущих политических сил в этой стране. То, что мы в настоящий момент видим, является очень серьезным признаком политического кризиса правоцентристских сил в Великобритании, вызванного Брэкзитом.
— Чем еще объясняется успех партии Фаража на европейских выборах?
— Найджел Фараж еще раз показал себя очень эффективным политиком и агитатором. Партия независимости Соединенного Королевства, которую когда-то учредил и возглавлял Найджел Фараж, получила нуль мест в Европейском парламенте в этот раз. То есть партия, которая вела к Брэкзиту, которая, по мнению многих британцев, привела к тому, что референдум 2016 года стал шагом от ЕС, проиграла выборы. Но Найджел Фараж, перейдя в другую партию, привел ее к победе. Речь идет об одном человеке, эффективном и заметном политике, который смог выразить недовольство значительной части британских избирателей. Они своим голосованием за эту новую малоизвестную партию просто показали свое недовольство. И это, кстати, очень типично для европейских выборов, на которых, как правило, голосуют вовсе не так, как на национальных выборах. Очень часто победу на них получают те партии, которые не имеют большого представительства в национальных парламентах. Например, много лет Партия независимости Соединенного Королевства имела депутатов в Европарламенте, но она никогда не имела представителей в национальном парламенте. Так же неизвестно (и за этим будет интересно наблюдать), сможет ли получить хоть один мандат партия Найджела Фаража в Вестминстере в будущем.
«БРЕКЗИТ — ЭТО И СИМПТОМ, И ОСЛОЖНЕНИЕ»
Эдвард ЛУКАС, старший вице-президент Центра анализа европейской политики:
— Британия пребывала в политическом кризисе еще до отставки пани Мэй. Наша двухпартийная политика и устаревшая избирательная система больше не отображают общественное мнение. Брекзит — это и симптом, и осложнение. Надеюсь, что мы сможем это устроить, возможно, не выходя из ЕС. Но плата для нас и наших союзников — уже огромная, и только будет ухудшаться.