Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

МЕЖМОРЬЕ: история и перспективы

Мы так и не смогли выработать свое виденье развития Балто-Черноморского региона...
27 января, 2020 - 18:31

Историю Балто-Черноморского региона, который в значительной мере определял судьбу Центрально-Восточной Европы, мы воспринимали и продолжаем воспринимать с позиции «чужого виденья». Это может быть позиция евроцентризма, когда это огромное территориальное пространство трактуется как «неполноценная Европа»: мол, основные европейские события происходили на Западе, здесь творилась высокая культура, а в Центрально-Восточной Европе был лишь отзвук.

Распространено и другое виденье Балто-Черноморского региона. Его можно назвать российскоцентричным. Оно рассматривает этот регион как российскую сферу влияния, начиная еще с древнерусских времен. При таком виденье Украина — это позднее образование XIV—XVІ вв. (а то и историческое недоразумение, порожденное то ли австрийской, то ли немецкой интригой). Что-то подобное недавно заявил президент России Владимир Путин. При таком подходе Украина — лишь окраина большого «русского мира».

Мы так, к сожалению, и не смогли выработать свое виденье развития Балто-Черноморского региона, своего места в нем, да и в целом в мировых процессах. Правда, в последнее время иногда появляется концепция Межморья, собственно, союза государств в этом регионе, которая имеет и сторонников в Украине. Едва ли не больше всего эта концепция имеет адептов в Польше. Расположение к ней даже проявляет высшее руководство этого государства. Имеет она и своих адептов в Литве. Так, недавно литовский историк Альвидас Никжентайтис заявил, что для борьбы с Россией необходим геополитический союз, в состав которого должны были бы войти Литва, Польша, Украина и Беларусь. При этом они могли бы даже создать конфедерацию наподобие Великого княжества Литовского или Речи Посполитой. Идея, конечно, может кому-то понравиться. Другой вопрос, насколько она реальна. Вероятно, нужно разобраться, что такое Балто-Черноморский регион, или Межморье, какие тенденции развития прослеживались и прослеживаются в нем.

Итак, это значительная территория, которая, с одной стороны, «упирается» в «настоящую Европу», которая когда-то входила в состав Священной Римской империи и пыталась перенять культурное достояние античного Рима, а с другой стороны, «закрывает» Европу от «нецивилизованного Востока».

Историю этого региона последовательно определяли государства имперского типа, которые приходили на смену друг другу. Это — Русь (Украина), Польша (Речь Посполитая) и Российская империя, которая позже трансформировалась в Советский Союз. Поэтому есть смысл говорить, что судьба Балто-Черноморского региона зависела от взаимодействия трех народов, которые были гегемонами в этих государствах.

Впервые «политическое окультуривание» Балто-Черноморского пространства осуществили наши предки русины-украинцы, создав государство Русь с центром в Киеве. На основе доступных нам источников можем сделать следующие выводы относительно этого образования.

Во-первых, геополитической осью Руси был путь «из варяг в греки», который соединял Скандинавию с Византией. На этом пути находились два основных центра Руси — Киев и Новгород.

Во-вторых, Русь, охватывая Балто-Черноморский регион, была полиэтническим государством. В ее состав входили славянские, литовские и финские племена.

В-третьих, несмотря на полиэтничность Русского государства, доминирующим этносом была «Русь», представители которой проживали на юге, в пределах нынешней украинской этнической территории.

Николай Костомаров в работе «Две русские народности» предложил наиболее адекватное описание славянского этнического сегмента Руси. Он говорил, что самой давней и базовой народностью этого государства была южнорусская, собственно украинская, народность. К несколько младшим принадлежала белорусская. Молодой народностью, которая отпочковалась от южнорусской, стала новгородская. Другое дело, что в результате присоединения Новгорода к Московии в 70-х гг. ХV в. местная элита была физически истреблена, а к Новгороду в целом была применена политика этноцида.

Если в «настоящей Руси» допускался определенный демократизм, существовал вечевой уклад, который обеспечивал диалог между властью и низами, то иная ситуация сложилась в северо-восточных землях. Для русских (украинских) князей это была чужая (иноплеменная) территория, где не было перспектив для диалога между верхами и низами — тем более что между ними существовал значительный языковой барьер. Власть здесь насаждалась силой. И именно этот насильственный элемент во власти стал важным моментом российской ментальности. К тому же он был существенно усилен в период существования Золотой Орды.

Российский народ, который возник в результате своеобразного синтеза русской княжеской элиты и финских этнических элементов (позже к ним добавились еще татарские), принял русскую (древнеукраинскую) элитарную культуру, ее язык. Заметную роль в «русификации» этого этноса сыграла православная церковь. Примечательно, что жителей села у россиян преимущественно именовали «крестьянами», то есть людьми, которые приняли христианство. С самого начала существования российского народа наблюдалась значительная оторванность элитарной культуры от культуры народной.

Считается, что Русь как государственный организм просуществовала до середины ХІІІ в., когда была завоевана монголо-татарами (сам этот термин не совсем корректен, но поскольку он вошел в литературу и приобрел определенное значение, то будем его использовать). В действительности, говорить, что монголо-татарское нашествие стало концом Руси — неправильно. Конгломерат русских княжеств, которые и политически, и культурно были связаны между собой, продолжал сохраняться. Завоеваны преимущественно были русские северо-восточные княжества, на территории которых формировалась российская народность. Правда, монголо-татары в 1240 г. взяли Киев, под их контролем некоторое время находились земли Черниговщины, Киевщины, Подолья.

С того времени начинается упадок русской столицы. Однако значительная часть украинских этнических территорий продолжала оставаться самостоятельной, вступая в определенные договоренности с Золотой Ордой. То же самое касалось Новгорода и белорусских земель.       Агония русской цивилизации длилась еще около ста лет. На ее обломках появилось королевство Русское, которое в литературе часто именуется Галицко-Волынским княжеством. Его правители пытались контролировать Балто-Черноморское пространство. Границы этого государства распространялись не только на Волынь и Галичину. На юге его территория охватывала Буковину и нынешнюю Молдову, доходя до Черного моря. На севере располагалось к Подляшье, а правители Русского королевства пытались распространить свои территории на белорусские и литовские земли. Но в середине ХIV в. это государство прекратило свое существование под натиском Польского королевства, которое хотело контролировать Балто-Черноморское пространство. Падение Русского королевства стало завершением существования русской цивилизации, созданной преимущественно русинами-украинцами и Новгородом.

Падение Руси, русской цивилизации было и падением русско-украинского этноса, который вынужден был сойти с большой политической арены, «замкнуться в себе». Он для имперских государств, по словам Ивана Франко, стал «тяглом у поїздах їх бистроїздних» (поэма «Моисей»). Прежде всего это касается Польши и России, которые со временем начали контролировать Балто-Черноморский регион.

Что произошло в середине ХІV в.? Прямой наследник Руси, королевство Русское, было разделено двумя государствами — Королевством польским и Великим княжеством Литовским. В то же время польский король Казимир Великий отказался от славянских земель на Западе (Силезии, Лужицы) и сосредоточился на завоевании восточных, русских земель (показательно, что завоеванные поляками земли Галичины именовались Русским воеводством). Кстати, члены кирилло-мефодиевского братства в своем программном документе «Книга бытия украинского народа» обвиняли поляков в том, что они отдали на растерзание немцам западных славян.

Завоевав Галичину, Польское королевство становилось Балто-Черноморским государством, через которое по Днестру и Висле осуществлялась торговля между Балтикой и Причерноморьем. Наряду с Польшей появляется еще один претендент, который желал контролировать Балто-Черноморское пространство, — Великое княжество Литовское. Однако между этими государствами уже в 1385 г. была заключена Кревская династическая уния, а в 1569 г. — Люблинская государственная уния. В результате последней было создано федеральное государство (Речь Посполитая) с автономными частями — Королевством Польским и Великим княжеством Литовским. При этом основные украинские территории вошли в состав Короны Польской.

Речь Посполитая просуществовала до конца ХVIII в. Доминирующим в этом государстве был польский элемент, который подчинил себе другие этнические элементы, в т.ч. русско-украинский. Украинский этнос стал словно «обезглавленным». На этот факт обратил внимание Мелетий Смотрицкий еще в 1610 г., написав знаменитое полемическое произведение «Тренос», в котором говорил о «измене» украинской элиты, о ее фактическом переходе в польский лагерь.

Продолжение читайте в следующем номере

Петро КРАЛЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ