Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мирный опасный атом

Украинские и японские специалисты при участии НАТО в Киеве имеют возможность обменяться опытом
17 мая, 2017 - 11:23
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

В Институте проблем безопасности атомных электростанций начался семинар на тему «Усовершенствованная модель Чернобыльского конфайнмента — содействие Украине в контроле подъема и утечки радиоактивной пыли и защиты персонала». Как известно, более чем 30 лет назад Украина столкнулась с наибольшей аварией в сфере атомной энергетики за всю историю. Преодоление последствий этой катастрофы должно растянуться на столетие. В ноябре прошлого года над законсервированным 4-м энергоблоком был установлен Новый безопасностный конфаймент (NSC) высотой 109 метров.

Для того чтобы понять масштаб и этапность шагов, которые необходимы для минимизации вредных последствий и влияния ЧАЭС на окружающую среду, необходимо иметь полный спектр информации относительно того, что именно содержится в так называемом объекте «Укрытие». Напомним, что этот объект, который принято также называть саркофагом, был построен и принят в эксплуатацию в ноябре 1986 года. Срок его эксплуатации был предусмотрен на 30—40 лет. При этом его строительство, к которому было привлечено около 90 тысяч человек, началось сразу после аварии, в апреле того же года. Тогда ни у кого не было истинной информации об особенностях и масштабах разрушений реактора. Фактически, первые выводы делались на основе аэрофотосъемки. Даже до сегодня не исследовано более чем 60% помещений 4-го энергоблока, в результате их разрушения, забетонированности и мощного радиационного фона. Последний, кстати, составляет 1500 рентген в час в подреакторном пространстве (так называемое помещение 305/2), при безопасной дозе для человека  25 рентген в час. По словам ученых, в жерле реактора до сих пор сохраняется 96% ядерного топлива. Его утилизация — сверхзадача на ближайшие десятилетия. Но до того, по словам бывшего генерального директора ПО «Чернобыльская АЭС» Сергея Парашина, нужно остановиться на неотложных звеньях по принципу градации рисков. Сергей Парашин считает, что опасность ядерной угрозы очень преувеличена. А неотложной задачей пока еще должна быть работа по укреплению или демонтажу нестабильных конструкций. Он также отмечает, что большая проблема заключается в том, что сначала решения относительно ЧАЭС и ликвидации последствий аварии принимались советским руководством, потом группой G7, в течение 10—15 лет этим вопросом занимался Европейский банк реконструкции и развития, но теперь государство может остаться с проблемой ЧАЭС наедине. Объем задач, которые стоят, Украина просто может не осилить.

Особенно в этом плане важно участие НАТО. Альянс, по словам присутствующей на семинаре представительницы НАТО Сюзанны Михаэлис из Бельгии, является не только безопасностным союзом стран в милитарной сфере. Интересы в безопасности НАТО более глобальны. В частности это касается безопасности в сфере атомной энергетики. Конечно, Украину наедине с проблемой ЧАЭС никто не оставит. На семинаре была очередная возможность обменяться опытом с украинцами делегации из Японии — страны, для которой проблематика безопасности в атомной энергетике, особенно после аварии на АЭС Фукусима-1 (март 2011 года) крайне актуальна.

Валентин ТОРБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ