В Германии — новый президент и новые ожидания кардинальных перемен. В прошлый четверг в Берлине состоялась церемония инаугурации нового немецкого руководителя Хорста Келлера, бывшего главы Международного валютного фонда. Украинского читателя, кстати, может заинтересовать один «частный» момент из биографии президента ФРГ. Родился будущий лидер в населенном пункте на украинско-польской границе. Его родители были, как их тогда называли, «фольксдойч» из Бессарабии, поселившиеся в Польше под натиском нацистов. Немалому количеству немцев придется ближе знакомиться с Келлером уже во время его президентства, поскольку ни один из президентов Германии не был настолько малоизвестен широкой общественности. Одной из основных причин этого стала продолжительная деятельность господина Келлера за пределами страны. Вернувшись домой, он собирается провести изменения не только в экономике, в которой он бесспорный специалист, но и в социальной жизни страны.
Удастся ли ему это сделать? На самом деле Келлер взял на себя весьма много, поскольку должность президента в Германии носит, по сути, церемониальный характер, глава государства выполняет прежде всего представительские функции. Существует и другое мнение. «Келлер однозначно не будет удобным президентом, он будет действовать методом давления», — считает бывший министр финансов Тео Вайгель. Один характерный факт из биографии Келлера — его совместная работа с экс-канцлером Гельмутом Колем (по оценкам экспертов, с ним было довольно непросто «сойтись характерами»). Слабой стороной нового президента считают его «узкую специализацию». Во время предвыборной кампании Келлера часто упрекали в сугубо экономической направленности, которой, дескать, недостаточно, чтобы заниматься вопросами широкого президентского профиля.
Новый немецкий президент заявил о решимости стимулировать кардинальные перемены в стране. Главной причиной прежних провалов Келлер назвал «страх перед неудачей». Примером, достойным наследования, президент считает решимость местных властей небольшого Лейпцига, который решил побороться с Нью-Йорком, Лондоном и Парижем за право проведения Олимпийских игр. Правда, далеко не все в Германии считают уверенность Келлера обоснованной. Многие называют его обещания, как минимум, нереалистичными, а иногда и утопическими.
Другого мнения аналитик газеты «Зюддойче Цайтунг» Сюзанне ХЕЛЛЬ , которая сообщила «Дню», что «Келлер может достичь поставленных целей, собрав за одним столом политиков разной направленности, членов немецких профсоюзов, а также предпринимателей; он может способствовать проведению конструктивного диалога». «Это очень действенный способ, его не стоит преуменьшать», — подчеркнула она. К такому же мнению склоняются немецкие дипломаты в Киеве. Постоянный представитель Посольства Германии в Украине Ганс-Йохен ШМИДТ обратил внимание на широкие возможности Келлера на его новой должности.
Немецкие аналитики, кстати, не исключают, что Келлер может быть причастен и к смене правительства страны. Парламентские выборы в Германии должны пройти в 2006 году, однако о возможных «правительственных конфигурациях», а также о конце эры Шредера говорят все чаще. Несмотря на то, что Келлер высказывается в пользу действий нынешнего правительства, он делает это с определенной осторожностью, призывая также прислушаться к предложениям оппозиционеров. Новый президент — член оппозиционного Христианско- демократического союза (ХДС), во главе которого стоит довольно известная в стране Ангела Меркель. По наблюдениям аналитиков, она как раз может считаться одной из претенденток на должность канцлера. Келлер, очевидно, не стал бы возражать против прихода к власти своих однопартийцев.
Хотя президент Германии номинально не имеет влияния на избрание канцлера, Сюзанне Хелль называет предположение о конце эры «красно-зеленой» коалиции «весьма вероятным». «То, что Хорст Келлер занял должность президента, полностью отвечает интересам Ангелы Меркель», — отмечает журналистка. Однако в посольстве Германии советуют быть осторожными с выводами. «Усматривать в приходе Келлера определенную неизбежность слишком рано и рискованно. Тем более, что он — не политик-марионетка, а вполне самостоятельный политический деятель», — заметил господин Шмидт. К тому же, обратил внимание дипломат, президент Германии имеет довольно ограниченные функции, чтобы каким-то образом влиять на избрание канцлера. Кроме того, по его словам, до выборов в Германии еще два года, а потому «неправильно» говорить о каких-либо изменениях в правительстве уже сейчас.
Итак, вопрос о том, насколько радикально изменится Германия после прихода в президентский дворец Хорста Келлера, пока что остается открытым. В чем Келлер однозначно не испытывает недостатка — так это в умении делать многообещающие заявления, имея при этом несколько ограниченные возможности.