Взаимоотношения Индии с Западом на протяжении последних трех веков прекрасно демонстрируют различия между двумя процессами — модернизации и вестернизации, которые часто считаются синонимичными. В действительности же модернизация не требует обязательной вестернизации, что можно наблюдать на примере современной Японии. Модернизация вызывает изменения во взглядах на материальный мир, в то время как вестернизация влечет за собой изменения в космологических убеждениях о том, как надо жить.
Подобно Китаю и в отличие от Японии, Индия упорно сопротивлялась связанным с модернизацией изменением своих древних взглядов на мир. Как многие мусульманские страны сегодня, Индия придерживалась доктрины Ганди, согласно которой модернизация обязательно влечет за собой вестернизацию. Непоследовательно, под давлением со стороны Британии, экономика и общество Индии были частично модернизированы во второй половине XIX века путем политики невмешательства и свободной торговли. В то же время процесс вестернизации затронул представителей каст, традиционно отличавшихся хорошим образованием.
Индия благодаря британской политике стала первой страной третьего мира, вовлеченной в процесс индустриализации. Экономика страны развивалась, все больше опираясь на внутренний капитал и предпринимательство в сочетании с импортом технологий. Однако процесс модернизации остановился, когда протекционистское давление со стороны Ланкашира и тяжелое финансовое положение империи заставили Британию отказаться от свободной торговли и политики невмешательства. В то же самое время вестернизация явилась одной из причин подъема национально- освободительного движения.
Введение подоходного налога и принятие трудового законодательства в конце XIX века в Великобритании привело к возрастающему вмешательству государства в экономику, продолжавшемуся почти сто лет и принявшему еще большие масштабы после обретения Индией независимости. Это нанесло тяжелый удар по перспективам экономического роста и надеждам на улучшение ситуации с массовой нищетой в стране. Обвал мировой экономики в первой половине XX века, после окончания Первой мировой войны, вызвал замедление начавшейся интеграции Индии в мировую экономику. И только после экономических реформ 1991 года Индия наконец-то отказалась от изоляционистской политики, вернувшись, таким образом, на путь, с которого сошла в конце XIX века.
Сегодня мы имеем достаточно ясную картину функционирования экономики Индии на протяжении этого периода времени. За 130 лет, с 1868 до 1999 — 2000 годов, доход на душу населения в Индии вырос более чем в три раза, национальный доход увеличился в восемь раз, а население выросло почти в пять раз. Это говорит о том, что вековое сочетание экономического застоя и культурной стабильности, которое я называю «индийским равновесием», кажется, наконец-то, нарушилось. Но при более внимательном изучении ситуации становится ясно, что связано это по большей части с функционированием индийской экономики в последние два десятилетия.
В период с 1868 по 1900 годы была начата индустриализация и частичная интеграция Индии в мировую экономику. Национальный доход тогда не оставался неизменным, как когда-то утверждали придерживавшиеся националистических взглядов историки, а медленно возрастал при среднем годовом показателе роста 1,1%. Наиболее быстрые темпы роста наблюдались с 1870 по 1890 годы, за чем последовали значительные колебания в объемах производства. Достаточно низкие темпы роста населения страны обеспечили небольшой рост годового дохода на душу населения (около 0,7%).
Период с 1900 по 1945 годы ознаменовался обвалом мировой экономики и началом стремительного роста населения Индии. Темпы роста дохода на душу населения замедлились в 1902 — 1930 годах и упали еще сильнее в последние пятнадцать лет британского правления (1932 — 1947). Начиная с 1920 года, это было целиком и полностью связано с быстрым темпом роста населения (до 1,22% в год), превысившим в течение последующих десяти лет достаточно высокие темпы роста производительности. За весь сорокапятилетний период темпы роста производительности составляли немногим больше 1% в год (тот же показатель, что и при британском правлении), однако годовой показатель роста населения достиг 0,8%, остановив, таким образом, процесс увеличения дохода на душу населения.
На третий период, с 1950 по 1980 годы, пришелся расцвет экономического планирования. Стремительно выросли размеры инвестиций в развитие инфраструктуры, чего не происходило при британском колониальном правительстве, занятом по большей части обеспечением безопасности своих владений. Все это, вместе с высокими темпами роста сельскохозяйственного производства, привело к существенному росту производительности, достигшему показателя 4,5% в год. Однако начавшийся в 1920 годы демографический взрыв ускорил темпы роста населения, достигшие к тому времени 3% в год, так что показатель роста годового дохода на душу населения составил всего лишь 1,5%.
Отклонение от того, что покойный Радж Кришна назвал «индийским показателем роста», началось только во время четвертого периода — с 1980 по 1999 годы. Частичная либерализация экономики, предпринятая правительством Раджива Ганди в середине 80-х, и более значительные экономические реформы Нарасимха Рао и Манмохана Сингха, проведенные в 1991 году, привели к ускорению темпов роста национального дохода до среднего годового показателя в 6,8%. В то же время рост населения упал до 2,3% в год. Таким образом, доход на душу населения повысился до впечатляющего показателя в 4,5% в год, снизив уровень массовой структурной бедности в Индии, — впервые за многие тысячелетия.
Если Индии удастся довести до конца незавершенное дело полной интеграции страны в мировую экономику, и без того впечатляющие недавние показатели экономического роста страны могут вырасти еще больше. И когда это произойдет, обещание «стереть слезы с глаз людей», данное Неру накануне обретения Индией независимости наконец то будет выполнено.Проект Синдикат для «Дня»
Дипэк ЛЭЛ, профессор международного развития при Университете Калифорнии; был советником правительства многих стран. Автор нескольких книг, включая «Бедность экономики развивающихся стран», «Индийское равновесие» и «Политэкономика бедности, справедливости и развития».