Еще одно убедительное опровержение известного, но достаточно безосновательного тезиса: мол, монархия в современной Европе является институцией «безнадежно анархической» и плохо уживается с демократией — это политические институции Королевства Нидерландов. Королева Юлиана (была главой государства до 1980 г., затем добровольно отреклась от престола в пользу дочери, принцессы Беатрикс, демонстрировала не показную, а настоящую демократичность, например, любила попробовать в окружении множества людей фирменную голландскую селедку), так вот, эта королева имела полное право заявить: «Мы, монархи Нидерландов, всегда были и всегда будем вместе со своим народом». Лишь один пример: королева Вильгельмина (интересный факт: ХХ век для Голландии был преимущественно временем женского правления» — Вильгельмина, Юлиана, Беатрикс!), несмотря на уговаривания, давление, угрозы, шантаж нацистов, мол, Третий Рейх рассматривает правящую в стране с 1815 года Оранско-Нассаускую династию как вполне легитимную и даже «арийскую» — несмотря на это, королева решительно осудила оккупантов и покинула страну, перебравшись вместе с правительством в Британию. Оттуда координировалось Движение Сопротивления Голландии. Это — только один пример. Граждане знают, что их монархи (чаще — монархини) отнюдь не цепляются за власть (трижды они, сказать бы, «шли в отставку»: Вильгельмина в 1948 году, Юлиана в 1980-м, Беатрикс в 2013-м).
Нидерландская монархия приобрела современную форму с 16 марта 1815 года, дня коронации Вильгельма VI. Интересно, что власть монархов Соединенного Королевства Нидерландов, начиная от Вильгельма I, который сам провозгласил себя королем, не считается такой, которая имеет своим источником Господа Бога. В этом смысле голландская монархия отличается от большинства европейских. Однако большой ошибкой было бы думать, что власть голландского монарха является «сугубо представительской», более того — «иллюзорной», а его роль заключается только в проведении официальных церемоний. Это совсем не так. По сравнению, например, с Британской монархией — голландская имеет в политике больший вес. Полномочия монарха определяются Конституцией Нидерландов (более трети статей Основного закона страны посвящены именно полномочиям главы государства). «Нидерланды не могут существовать без монарха», и именно поэтому новый монарх наследует трон, когда предыдущий король (королева) прекращает свои полномочия (отрекается от престола или умирает). Голландский монарх еще не является коронованным, но он клянется соблюдать Конституцию и с честью исполнять свои обязанности (с 2013 года престол страны занимает король Виллем-Александер, сын королевы Беатрикс). Члены обеих палат во время совместной сессии Staten-Generaal (парламента) обеспечивают процедуру присяги монарха.
Согласно статье 42 Конституции, монарх является членом правительства, но, в отличие от министров, он неприкосновенный и не несет политической ответственности. Поэтому он не может быть в оппозиции к власти и не может принимать свои собственные самостоятельные решения. По понедельникам премьер-министр (с 2010 года — Марк Рютте) информирует монарха о решениях, принятых правительством на заседании в пятницу. Это — отличная возможность для короля дать совет премьер-министру, исходя из опыта монарха и его осведомленности по главным вопросам. Так осуществляется неформальное влияние на государственные решения.
Монарх представляет Королевство Нидерландцев у себя в стране и за рубежом, осуществляет многочисленные зарубежные визиты. Монарх является президентом Государственного Совета (правда, он не голосует на его заседаниях) и ежегодно выступает с Тронной речью на официальном открытии сессии парламента, где он представляет планы правительства на следующий год. Король (королева) достаточно ощутимо влияет на процесс формирования правительства по результатам очередных парламентских выборов, поскольку именно монарх назначает людей, которые будут отвечать за межпартийный переговорный процесс и за определение состава министров (их называют «форматорами», достаточно часто этот человек и становится следующим премьером). Монарх активно работает от имени всех граждан Королевства, объединяет все слои общества (!) и поддерживает деятельность организаций и людей, которые способствуют сплочению нации. При этом глава государства должен быть политически нейтральным, и это не «благое пожелание», а конституционный долг.
Королевская семья распоряжается шестью дворцами, в том числе королевским дворцом в Амстердаме. Монарх не платит налог на наследство, когда идет речь об унаследованном им имуществе. Портреты монарха изображены на нидерландских монетах евро и почтовых марках. День рождения короля является официальным государственным праздником. «Оскорбление Величества» является уголовным преступлением с максимальным наказанием до пяти лет тюремного заключения. Брак наследника престола должен быть утвержден парламентом; принц или принцесса, которые вступили в брак без разрешения парламента, лишаются права на наследование трона («жениться по любви не может ни один, ни один король...»).
***
Устойчивые, прочные государственно-исторические традиции — это становой хребет нации. Когда глава государства представляет не олигархические группы, не политико-криминальные кланы, а всех граждан (подчеркнем это!), осознавая свою ответственность перед поколениями, которые были, есть сейчас и будут — то можно не спорить, есть ли в таком государстве демократия.