Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Морской старт» осушествили, на очереди – «воздушный»

24 октября, 2000 - 00:00

Украина может радоваться... Все- таки не каждая страна с неисчезающими проблемами в экономике (и не только) может похвастаться конкурентоспособными достижениями в космической сфере. Владимир Команов, заместитель генерального конструктора ГКБ «Южное» им М.К. Янгеля, рассказал «Дню», что ракетчики Украины и России могут гордиться сейчас хотя бы тем, что им удалось выстоять, несмотря на те проблемы, которые их постоянно сопровождают уже с десяток лет. К заслугам ракетчиков господин Команов отнес то, что «мы не ходим и не говорим своим президентам: дайте нам зарплату». Самое главное же, по мнению представителя «Южного», то, что «Морской старт» дает прибыль. Хотя, убежден Команов, эта прибыль значительно меньше, чем «мы заслуживаем». Если бы запуски «Зенита» проводились, скажем, с Байконура, — а ракета собственно и создавалась для запусков с этого космодрома, — то количество заказчиков на вывод спутников могло бы быть значительно большим. А поэтому — и заработанных средств. Если по «Морскому старту» может проводиться, «четыре, шесть, восемь запусков», то с Байконура эти старты — «безграничны»... Что касается причин перенесения запуска ракеты на прошлой неделе, Команов отметил: «Неудачи бывают всегда. Все-таки к запуску одной только ракеты привлечено большое количество людей, разнообразных систем. Впрочем, я считаю, что каждая авария связана с человеческим фактором». Большая же мера вины за срывы запусков падает именно на производителя ракет, то есть на украинскую сторону...

Украинско-российское космическое сотрудничество между тем ограничено не только «Морским стартом». Активно разрабатываемый и частично уже воплощенный проект «Днепр» показывает разноплановость перспектив такого сотрудничества, а вместе с тем — и невозможность процветания ракетчиков одной страны без помощи другой. Лозунг «Вместе в XXI космический век» стал лейтмотивом второй украинско-российской встречи, проведенной в Москве совместными усилиями молодежного аэрокосмического объединения Украины «Сузір’я» и администрации города Королев Московской области. Посвятили встречу, на которой присутствовали космонавты, ученые, представители предприятий по конструированию космической техники, памяти одного из основателей отечественной космонавтики Владимира Уткина. Ему, кстати, и принадлежала идея не уничтожения военных ракетоносителей, а их модернизации и дальнейшего использования в коммерческих целях. Это касается в первую очередь программы «Днепр», в которой для вывода спутников на орбиту используются обновленные межконтинентальные баллистические ракеты РС-20 (известной также под западным обозначением SS 18 и Satan).

На встрече украинских и российских ракетчиков обсуждался также проект «Воздушный старт», который может приумножить нынешние прибыли украинской и российской космических отраслей. Компании Украины и России сейчас ведут работы по созданию системы запуска спутников с помощью ракеты «Прогресс», которая будет стартовать с самолета Ан-124. Ракеты будут сначала на высоте около 11 км сбрасывать с парашютом, а уже потом будет происходить включение ракетных двигателей. Первый такой запуск планируется провести в 2003 году. Над модернизацией самолета Ан- 124 для подготовки его к запускам ракет работают российская авиакомпания «Полет», РКК «Энергия» и наше КБ им. Антонова. Таким образом планируется запускать спутники весом до 2,5 тонн. Прогнозируется также, что с использованием системы «Воздушный старт» стоимость выведения 1 кг груза на орбиту будет составлять $5—6 тыс., тогда как в обычных наземных запусках она составляет $25—30 тыс., а с помощью «Морского старта» — $7— 9 тыс. Один из организаторов московской встречи «Вместе в XXI век» председатель правления УМАКО «Сузір’я» Олег Петров заметил, что «любой проект продвигается очень просто: если есть на него финансирование, он реализуется... Если финансирования нет — то и дело простаивает».

СПРАВКА «Дня»

Лето 1993 — проводятся первые переговоры по созданию совместного проекта «Морской старт» между компаниями США («Боинг»), Норвегии («Кварнер»), России (РКК «Энергия»), Украины (КБ «Южное» и «Южмашзавод).

Весна 1994 — начинается изучение инициативы «Морской старт».

Апрель 1995 — создание «Морского старта».

Декабрь 1995 — подписан первый заказ от компании «Хьюгз».

Март 1999 — первый запуск с грузом- макетом.

Октябрь 1999 — первый коммерческий запуск — DIRECTV 1-R.

Сергей СОЛОДКИЙ, «День», Москва — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ