На днях в Украину впервые в качестве депутата Национального собрания Франции с визитом приехала Валерия Фор-Мунтян (партия «Вперед, Республика!»). Среди французских законодателей ее выделяет украинское происхождение: она родилась в городе Килия, Одесской области в 1984 году, а в четырнадцатилетнем возрасте вместе с семьей эмигрировала во Францию, в город Безансон. В 2005 году пани Фор-Мунтян получила французское гражданство, отказавшись от украинского. По окончании юридического факультета Университета Франш-Конте в Бургундии она работала в банке Societe Generale, компаниях EDF, VIEBTP, Groupama... В 2016-м присоединилась к движению «Вперед, Республика!» Эммануэля Макрона и была избрана депутатом от этой политической силы, опередив на парламентских выборах в третьем округе Луары Франсуа Рошблуана, который с 1988 представлял этот округ во французском парламенте. В Национальном собрании Франции Валерия Фор-Мунтян работает в Комитете по экономическим делам. С сентября этого года она возглавляет Группу дружбы Франция-Украина Национального собрания Франции. Интересно, что свой визит в нашу страну она начала со своеобразной разминки — общения с украинскими журналистами. Разговор с ней оказался довольно поучительным во многих аспектах. Многим интересно узнать, как украинке удалось быстро адаптироваться в чужой стране, увлечься политикой и стать депутатом. А также услышать от нее как народного избранника, что во Франции думают о конфликте на Донбассе и путях его разрешения, а также роли России.
«АДАПТИРОВАТЬСЯ БЫЛО НЕ ПРОСТО, ХОТЯ И НЕ ТЯЖЕЛО»
В 14 лет я ничего не решала. Родители ничего не объясняли, сказали нам, я была старшей среди трех детей, просто упаковать вещи, и мы поехали в Безансон. Адаптироваться было не просто, хотя и не тяжело. Нас отправили в школу, а там самое главное было выучить язык. Без языка там нечего делать. Когда я начала понимать язык и стала общаться с французами, то возник культурный барьер. Там своя культура и отношения между детьми и родителями. Общаясь со своими 12—14-летними подростками, я видела, что их отношение к родителям и учителям совсем другое. Во Франции диалог более свободный, и бросалось в глаза, что там меньше уважения к взрослым. Французы совсем другие в отношениях и общении, в своих аргументах. Там все по-другому. Мне даже кажется, что имея такой багаж, мне легче понять логику и эмоции французов.
ЖАН-МАРИ ЛЕ ПЕН И ИНТЕРЕС К ПОЛИТИКЕ
Заинтересовалась я политикой в процессе изучения французского языка. Для этого я слушала новости по телевидению, где звучит самый чистый и наиболее интересный язык. Во Франции очень много дебатов между партиями, и в новостях часто можно услышать все это.
Мне было очень интересно понять разницу между правыми и левыми партиями в Национальном собрании. Важность этого я почувствовала после выхода Жан-Мари Ле Пена во второй тур президентских выборов в 2002 году. В то время я училась в лицее и начала сопоставлять полученную информацию с тем, что я воспринимаю. И тогда я начала серьезно вникать в суть политики, почему сложилась такая ситуация, почему во Франции растет популизм. Но ни у правых, ни у левых политических сил не было ответов на эти вопросы.
И здесь появился Макрон. Мы стали собираться в комитетах движения «Вперед, Республика!» и вместе разработали программу, которая касалась всех аспектов жизни: политических, экономических и социальных. Получается так, что вся программа шла от народа. Наличие оппозиции в Национальном собрании помогает обсуждать некоторые проблемы и вопросы.
«ВО ФРАНЦИИ МАЛО ЗНАЮТ ОБ УКРАИНЕ, А ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ»
С одной стороны, между Францией и Украиной существуют экономические и культурные отношения. Наша страна проявляет интерес к развитым в Украине отраслям, научным разработкам, новым технологиям, информационной отрасли, хорошим инженерам.
С другой стороны, французские предприятия заинтересованы в том, чтобы делать инвестиции в Украину.
Я очень заинтересована в развитии отношений между Францией и Украиной в экономическом плане. Одной из преград на этом пути является то, что во Франции мало знают об Украине, а должны знать больше. Французы должны знать, что Украина — это страна со своей культурой и кухней. Что она не просто часть бывшего Советского Союза, а имеет свою идентичность.
Как повысить осведомленность относительно Украины? Прежде всего, этому могут способствовать существующие культурные отношения в сфере музыки и театра. Украина может много чего предложить Франции. Кроме того, у нас есть много ассоциаций между Украиной и Францией. Думаю, что их нужно поддержать и больше говорить об этом в печати, соцсетях.
Со своей стороны, я постараюсь, чтобы президент Эммануэль Макрон приехал в следующем году в Украину, потому что это очень важно.
«ДОНБАСС ДОЛЖЕН БЫТЬ УКРАИНСКИМ. И ТОЧКА»
Что касается конфликта на Донбассе. Здесь все происходит в диалоге — Франция, Германия, Украина и Россия. Нормандский процесс продолжается, и Франция заинтересована в том, чтобы на нашем континенте был мир, а также в сохранении суверенитета и территориальной целостности Украины. Донбасс должен быть украинским — и точка. А мы должны помочь Украине вернуть мир на своей территории.
Что касается происхождения этого конфликта, то судя по информации, которой я владею, Россия не должна была вмешиваться. В настоящее время Кремль поддерживает статус-кво. Ему не интересно интегрировать эти территории себе.
Не мне, депутату Национального собрания, судить достаточно ли санкций или нет, чтобы заставить Россию выполнить свою часть Минских договоренностей.
С другой стороны, выборы во Франции и Германии немного остановили прогресс урегулирования ситуации. Мы меньше внимания уделяли этому диалогу во время выборов.
Наша роль — это помочь, а не разрешать проблему вместо Украины и России.
На наш взгляд, Россия должна вообще выйти из Донбасса, а Украина со своей стороны должна больше демонстрировать, что Донбасс — это ее территория, ее народ. Не у России нужно спрашивать, что хотят люди на Донбассе.
Мы со своей стороны не собираемся вмешиваться во внутреннюю политику Украины и говорить, как вам организовать свою внутреннюю политику или внутреннее устройство. Для Франции и для Европы важно возобновление мира на нашем континенте.
«ФРАНЦИЯ И ЕВРОПА ПОТЕНЦИАЛЬНО БОЯТСЯ РЕАКЦИИ РОССИИ»
Поменялось ли у французов отношение к России после аннексии Крыма и российской агрессии на Донбассе? В действительности до последних парламентских выборов депутаты были регулярно связаны с российской культурой. Посольство России организовывало много всяких мероприятий и приглашало на них французских парламентариев, потому сложилось впечатление пророссийскости предыдущих созывов Национального собрания.
А с новыми депутатами меньше таких связей. Потому что они, во-первых, были меньше связаны с политикой, а во-вторых, большинство депутатов заинтересовано внутренними проблемами.
По моему мнению, преодолеть популизм можно решением экономических проблем, когда безработица будет не такой острой. И нужно также отметить, что французы и европейцы в целом устали от старой политики.
С другой стороны, политическая проблема заключается в том, что Россия вторглась на украинскую территорию, а Украина не очень известна у нас, пресса и телевидение очень мало пишут или показывают об Украине. И, по моему мнению, Франция и Европа потенциально боятся реакции России, так же как мы в Европе боимся Трампа и его реакции.