Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Мы — за расширение ЕС»

Посол Греции Харалампос Димитриу о визах, инвестициях и НАТО
8 февраля, 2006 - 19:54

Во время уже традиционного Дня Европы в Киеве публика всегда стекается к греческому стенду. Действительно, Греция — одна из популярных стран среди украинских туристов, но наши государства объединяет не только потребительский интерес. Мы с детства знаем о древнегреческих колониях на юге Украины. Менее известный, но очень важный факт: общество «Филики Этерия», начавшее греческую освободительную революцию 1821 года, было организовано в Одессе. Среди имен выдающихся украинских деятелей прошлого века — много греческих фамилий. Греческая диаспора и сегодня активна в нашей стране. Не секрет, что многие украинцы выехали в Грецию в поисках заработка, судьбы их складываются по-разному, но ответственность за это лежит и на украинском государстве, которое не смогло предоставить своим гражданам достойной работы дома. На уровне межгосударственных отношений Греция давно является одним из наиболее лояльных в отношении наших евроатлантических стремлений государств. Об этом — в первом интервью нового Чрезвычайного и Полномочного Посла Греческой Республики Харалампоса ДИМИТРИУ, которое он дал именно газете «День».

— Как Греция оценивает усилия нынешних украинских властей по интеграции страны в Европейский Союз? Считаете ли вы прозападный курс Киева эффективным?

— Греция поддерживает стремление Украины приблизиться к евроатлантическим структурам — Европейскому Союзу и НАТО, со временем стать членом этих организаций. Греция — одно из государств, оказывающих наибольшую поддержку Украине на этом пути, поскольку наши страны очень близки, у нас общие традиции, ценности, нас объединяет история. Греки с незапамятных времен живут на территории Украины, особенно на юге. Граждане Греции лучше представителей других европейских государств знают, что происходит в вашей стране, знают разницу между Украиной и Россией. Много украинцев живет в Греции. Кроме того, широкое освещение в мировых масс-медиа событий оранжевой революции еще яснее рассказало грекам о ситуации в Украине.

Говоря о евроатлантических структурах, я подразумеваю в первую очередь вступление в НАТО, — естественно, если этого захочет Украина. По моему мнению, — хотя, конечно, я только недавно приехал — для реформирования экономики по европейским стандартам вам понадобится еще много усилий, времени и помощи из разных источников. Этих стандартов невозможно достичь за несколько лет. Напротив, украинская армия уже успешно приближается к стандартам НАТО, вы уже стоите на пути борьбы с коррупцией, на пути к должной защите и укоренению демократических ценностей, которые также предусмотрены критериями членства в Североатлантическом альянсе.

— Чего нам стоит ожидать от переговоров об упрощении визового режима между Украиной и ЕС? Как их результат сможет сказаться на получении виз в консульстве Греции? Ведь Греция — одна из наиболее посещаемых украинцами стран ЕС.

— Наше консульство выдает шенгенские визы, действительные для всех европейских стран, входящих в Шенгенское соглашение. Так что любые процедуры касаются не только Греции, но и всех этих стран. Мне не известны детали последнего раунда переговоров, я только слышал, что он был успешным и что в ближайшем будущем процесс будет завершен. Что это будет значить? Многое. Конечно, украинцы не смогут абсолютно свободно передвигаться по всей Европе. Но, по крайней мере, некоторые категории украинских граждан: студенты, бизнесмены, люди, часто посещающие шенгенские страны, будут получать визы легче и быстрее. Это будет способствовать тому, что украинцы будут активнее посещать страны-члены ЕС, а значит активизируется наше общение, сближение, будет больше контактов между людьми, украинцы на личном опыте будут узнавать, что значит жить в Евросоюзе. С другой стороны, это упростит весь процесс работы консульств: у нас будет больше времени для того, чтобы разбираться с другими запросами, вся система будет работать лучше. Мы надеемся, что это станет возможным в скором времени, потому что для представительства Греции это очень актуально. Мы получаем много визовых запросов от украинских граждан. Персонала никогда не бывает достаточно. Летом количество запросов может возрасти в десять раз, по сравнению с зимой, но наш персонал мы ведь не можем увеличить в десять раз. Летом, конечно же, с проблемами сталкиваемся не только мы, но и украинские граждане, запрашивающие визы. Так что упрощение визового режима принесет облегчение обеим сторонам.

— Каково сейчас положение украинцев, живущих и работающих в Греции? Предполагается ли новая волна легализации, подписание двусторонних соглашений о трудоустройстве?

— Что касается соглашений, то должен состояться обмен визитами, во время которых можно будет подписать соответствующие документы. Что же касается мигрантов, живущих в Греции, и не только украинцев, то мы действительно провели несколько легализаций и проведем еще. Это необходимо, потому что каждый год в Грецию приезжают все новые люди, желающие у нас жить и работать, и надо решать их проблемы. Одним из препятствий является то, что не все мигранты хотят быть легализированными, потому что тогда им придется платить налоги, завести страховку, и компаниям, на которые они работают, тоже придется выполнять определенные обязательства. После легализации мигранты оказываются на виду и опасаются, что в случае чего их могут поймать и отправить назад, поэтому предпочитают оставаться в тени. Греческое правительство со своей стороны каждый раз старается как можно больше увеличить число легализируемых. Конечно, будет новая волна легализации, не могу сказать когда, но она предстоит обязательно.

— Ощущает ли Греция последствия последнего расширения ЕС? Насколько греки удовлетворены членством своей страны в Евросоюзе?

— Греция является членом Евросоюза с 1981 года (тогда это было Европейское Экономическое Сообщество), так что у нас было достаточно времени, чтобы привыкнуть. За это время единая Европа пережила несколько расширений, после нас вступили Испания, Португалия, Скандинавские страны. Евросоюз переживал изменения, но сейчас стал достаточно зрелым. Конечно, до сих пор остаются некоторые различия, но все это мелочи.

Именно с Грецией связано рождение европейской культуры. Даже мифология рассказывает о том, что Европу похитил из Азии греческий бог Зевс, превратившийся в быка... Сегодня различные опросы свидетельствуют, что греки — большие сторонники европейской интеграции. Конечно, у нас есть проблемы, в частности, с аграрным сектором. Но это потому, что сельскохозяйственные продукты не имеют большого значения для ВВП стран Евросоюза, в котором возрастает доля других секторов. ЕС закупает аграрные продукты в третьих странах, где они стоят дешевле. Это приводит к коренным изменениям экономик некоторых стран-членов, однако это медленный и постепенный процесс.

Конституция ЕС была принята подавляющим большинством греческого парламента. Конечно, мы чувствуем изменения: чем больше стран входят в Евросоюз, тем меньше мы получаем из различных фондов, тем больше нам приходится адаптироваться к новым реалиям. Поскольку десять новых членов конкурентоспособны в некоторых сферах, например, в сельском хозяйстве, это ставит Грецию перед необходимостью менять некоторые сектора нашей экономики, что не всегда легко, однако в целом греки хорошо чувствуют себя после этого расширения.

Греция поддерживает дальнейшее расширение Европейского Союза на Восток за счет стран, которые принадлежат к Европе и стремятся стать членами ЕС. Конечно же, мы понимаем, что процесс должен быть постепенным, потому что если двигаться слишком быстро, поезд может сойти с рельсов. Евросоюзу необходимо время для того, чтобы «переварить» страны, вступившие в 2004 году. Но я не думаю, что это — драматичное препятствие. Мы привыкнем к тому, что нас 25, и начнем думать о дальнейшем расширении.

Греция поддерживает идею вступления Турции в ЕС, несмотря на то, что чисто географически лишь небольшая часть этой страны находится в Европе. Проблема — не столько географическая, сколько политическая и культурная. Турция — наш сосед, она всегда была связана с Европой так или иначе. Процесс евроинтеграции поможет туркам модернизировать страну, облегчит наши отношения. Несмотря на различия и сложности, Турция должна продвигаться к членству. Как быстро — зависит от нее, от изменений, необходимых реформ. Критерии одинаковы для Турции, Румынии, Украины. Надо адаптировать свое законодательство к acquis communautaire, свою жизнь — к европейским стандартам.

— Насколько членство в Евросоюзе помогает Греции, считавшейся одной из беднейших стран Европы, исправлять свою экономическую ситуацию?

— Да, это правда, когда мы вступили в ЕС, были одной из беднейших его стран. Хотя надо сказать, что речь идет о «статистической бедности», потому что иногда статистика не отражает настоящей ситуации в стране. Со статистической точки зрения мы действительно были на обочине. Сегодня мы не стали богатейшей страной в ЕС, но конечно, наше членство принесло нам очень много благодаря разным программам, фондам и проектам.

— Как вы оцениваете перспективы многостороннего сотрудничества в Черноморском регионе, в частности, в рамках Организации черноморского экономического сотрудничества, в которую входят наши страны?

— ОЧЭС — это очень многообещающая инициатива, включающая многие страны региона. Будем откровенными — ни одна из организаций сегодня не является панацеей. Однако ОЧЭС приобретает все большую важность по мере того, как она становится более зрелой, начинает приносить практические эффекты. Последняя инициатива очень важна: мы взяли на себя ответственность активизировать взаимодействие ОЧЭС с Европейским Союзом. Мы уверены, что эта инициатива сможет принести плоды Украине и другим странам-участницам.

— Каковы ваши приоритеты в развитии двустороннего сотрудничества между Грецией и Украиной, в поддержке многочисленной греческой диаспоры?

— Мы уже имеем должное сотрудничество в культурной области, в том числе благодаря греческой диаспоре Украины, однако моим намерением является намного увеличить его. Учитывая наш потенциал, нашу общую историю и связи, мы просто обязаны это сделать, использовать остающееся огромное пространство.

В бизнесе у нас также есть много возможностей. Греческие компании уже представлены в разных секторах украинского рынка, но средний товарооборот между нашими странами за последние пять лет достаточно низок: около 200—250 млн. долларов, что крайне мало, учитывая размеры Украины, наши возможности и товарооборот Греции c другими странами Черноморского бассейна. У нас много возможностей, я буду прилагать все усилия для того, чтобы их использовать. Греки заинтересованы в украинском рынке, и могли бы принести ему пользу, но очень многое зависит и от того, какой бизнес-климат будет в Украине. Вы можете сказать: но ведь американцы и так уже на нашем рынке! Однако у американцев — другие возможности. Украина должна привлекать на свой рынок не только крупные компании из крупных стран, но и меньшие компании из меньших стран. А им нужны большие гарантии, чем колоссальным заокеанским корпорациям.

Варвара ЖЛУКТЕНКО, фото Бориса КОРПУСЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ