Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На политическом карантине

Первые, пока еще немногочисленные выступления протеста против поправок в конституцию, разгоняются властями крайне жестко
16 марта, 2020 - 19:18
ФОТО REUTERS

Попытка примерно 50 активистов пикетировать здание ФСБ на Лубянке с лозунгом «Он нам не царь!» была пресечена на корню. Активисты были доставлены в отделения полиции и некоторые из них жестоко избиты, в том числе известный правозащитник Лев Пономарев. Активистка Вера Олейникова, которую задержали с плакатом «ЛутинПох», рассказала, что её избили в отделе полиции Китай-Город. После снятия побоев врачи решили госпитализировать ее из-за ушиба головы. 17-летний активист Леонид Шайдуров как будто получил перелом руки во время задержания, а 78-летний Лев Пономарев отделался сотрясением мозга после удара по лицу. Он намерен обратиться в суд по факту его избиения сотрудниками правоохранительных органов, впрочем, с вполне предсказуемым результатом. Активисты планировали окружить здание ФСБ, выстроившись вокруг него на расстоянии вытянутой руки, повторив тем самым акцию 30 октября 1989 года, когда в День политзаключенного москвичи окружили здание КГБ живой цепью. Но тогда масштабы протестного движения были совсем другими.

Столь же немногочисленные акции против конституционных поправок прошли и в некоторых других городах. Гораздо многочисленнее оказываются экологические протесты, прошедшие в это воскресенье по всей России. Экология людям гораздо ближе и понятнее людям, чем конституция. Большинство из них не может понять, что ужасы свалки Шиеса и прочие российские экологические прелести напрямую связаны с установленным Путиным режимом личной власти. А еще на руку власти играет нынешняя пандемия. Можно сказать, что если бы коронавируса бы не было, его надо было бы выдумать. Карантинные меры и страх заразиться удерживают многих потенциальных протестующих от участия в демонстрациях. Вполне закономерно встает вопрос: с самого ли начала планировалась поправка об обнулении прежних президентских сроков, так расчетливо внесенная посредством первой женщины-космонавта в самый последний момент, чтобы купировать возможные протесты, или это стало импровизацией, вызванной эпидемией коронавируса и падением мировых цен на нефть. Тут мог быть расчет на то, что в условиях надвигающегося экономического кризиса граждане России будут гораздо снисходительнее к стремлению стареющего национального лидера продлить свое президентство еще на пару сроков.

Думаю, что правдивый ответ на этот вопрос, мы получим еще очень не скоро, если вообще получим. Для этого надо будет, чтобы кто-то из ближайшего путинского окружения написал и опубликовал, хотя бы посмертно, откровенные мемуары, но далеко не факт, что такие мемуары когда-нибудь появятся. Как помнят читатели, сразу же после объявления поправок в конституцию в президентском послании, я предположил, что после их принятия может произойти обращение в Конституционный суд какого-то специально подобранного гражданина с вопросом, обнулились ли в результате принятия поправок прежние президентские сроки Путина и Медведева. И я не сомневался, что ответ КС будет именно такой, какого пожелает Путин. Строго говоря, специально записывать этот пункт в конституцию не было никакой нужды. Важен был сам факт существенного изменения конституции, что создавало для послушного Конституционного суда предлог для обнуления прежних президентских сроков. Однако, в конце концов, Путин решил прописать «обнуление» в конституции, чтобы у соратников не оставалось сомнения, что он собирается остаться у власти до самой смерти. И здесь принципиальной разницы не имеет, было ли это изначальным намерением Владимира Владимировича еще в январе или оно пришло в марте вместе с коронавирусом.

В любом случае Путин протестов оппозиции не опасался, и оказался прав. Сами по себе поправки в конституцию, кроме последней, большого общественного резонанса не имели, а когда стало понятно, что нынешний президент действительно становится несменяемым царем, времени и сил для организации масштабных протестов у оппозиции уже не осталось. Тем более, что подсчет голосов на «всенародном голосовании» будет происходить без присутствия оппозиционных или даже просто независимых наблюдателей, а само голосование будет очень мало отличаться от выборов в Верховный Совет СССР в самый разгар брежневского правления. Послушный власти ВЦИОМ уже сообщил, что 64% населения России поддерживают все поправки в конституцию. При желании избиркомы на местах могут нарисовать и вполне советские 99% «за», но, скорее всего, в Кремле сочтут такое совсем уж неприличным и остановятся где-то на уровне 70%, чтобы было твердо больше двух третей проголосавших. Солидарное голосование всей внесистемной оппозиции против поправок здесь ничего не изменит.

Российский музыкальный критик и оппозиционер Артемий Троицкий в блоге «Obozrevatel» предрек, что «обнуление» президентских сроков Путина может стать причиной протестного «бурления» в стране, «вплоть до Майдана»: «Вероятность такого развития событий — не нулевая. Я бы дал этому порядка 60%. Другое дело, что из этих 60% шанс на успех и удачную народную революцию гораздо более призрачный. Но то, что это не пройдет для Путина даром — это весьма вероятно, больше 50%», так как «в российском обществе присутствует достаточно сильное и достаточно единодушное возмущение». Думаю, однако, что прогноз насчет возможности в России «Майдана», даже неудачного, из-за пожизненного президентства Путина — слишком оптимистический. Вероятно, даже у сценария с возможным заговором части путинского окружения для производства дворцового переворота и то пока что вероятность больше, чем у сценария с «Майданом» в Москве. А вот в чем с Троицким можно согласиться, так это в том, что Путин и его команда «затеяли это, рассчитывая, что они на 100% фальсифицируют всё, что надо, и результат будет положительный. И это будет означать, что народ России поддерживает Владимира Путина и его бессрочное диктаторское монархистское правление. Но я думаю, что тут они, возможно, и промахнулись», поскольку фальсификации будут столь масштабными и наглыми, что «народ сильно рассердится», а разрозненная оппозиция все-таки объединится (очевидно, под лозунгом «Хоть с дьяволом, только против Путина-царя!»), и ее поддержат не только идейные и непримиримые оппозиционеры, но и те, «которым Путин просто надоел, то, что называется, за*бал». Вопрос только в том, хватит ли этого для российского «Майдана», так как настоящих гражданских активистов в России на порядок меньше, чем в Украине.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ