В верхушке самопровозглашенной Приднестровской Молдавской республики все остается без изменений. На президентских выборах, которые прошли в воскресенье, уже в третий раз победил Игорь Смирнов. За него, согласно предварительным результатам, проголосовало до 80% избирателей. Выразить свою волю на избирательные участки в целом пришло 65% электората. Оппоненты Смирнова — Том Зенович, экс-мэр города Бендеры, и депутат Верховного Совета ПМР Александр Радченко, лидер левого движения «Народовластие», набрали — первый около 6%, а второй — немногим более 4%. Как сообщил руководитель Центризбиркома Приднестровья Петр Денисенко, окончательные результаты выборов будут опубликованы через пять дней. Таким образом, и в следующие пять лет Приднестровье, вероятно, будет оставаться все таким же непризнанным.
Вряд ли признает кто-нибудь и сами президентские выборы (за исключением разве что таких же непризнанных республик Абхазии, Нагорного Карабаха). Молдовское МИД еще накануне выборов распространило ноту, в которой призывало все страны «воздержаться от участия наблюдателей на выборах, чтобы не предоставлять им легитимности». Первый заместитель главы МИД России Вячеслав Трубников заявил, что выборы лидера Приднестровья, «с точки зрения международного права, не имеют под собой законных оснований». Он напомнил, что Приднестровская республика «является самопровозглашенной территорией». Поэтому Москва исходит с позиции международной нелегитимности самопровозглашенной республики. В Украине внешнеполитическое ведомство вчера утром было еще не готово прокомментировать результаты выборов в ПМР. Такую задержку в реагировании в пресс-службе МИД Украины объяснили деликатностью проблемы, где «нужны взвешенные комментарии». Однако, очевидно, что позиция Киева в вопросе приднестровских выборов мало чем будет отличаться от московской. Леонид Кучма, кстати, вчера отметил, что Украина остается верна своей старой позиции, которая заключается в том, что «Приднестровье является частью Молдовы». Фактически этим — хотя и довольно двусмысленно — украинский лидер признал выборы в ПМР нелегитимными.
Соперники Смирнова считают результаты выборов фальсифицированными. Александр Радченко сообщил вчера «Дню», что выборы проходили с «грубейшими нарушениями». Он считает выборы нечестными из-за привлечения к предвыборной кампании административного ресурса — «от дворника до представителя президентской администрации». Кроме того, в ходе предвыборной кампании, по словам лидера «Народовластия», происходило «круглосуточное зомбирование населения, агитация только за одного Смирнова». После поражения Радченко собирается и «далее бороться за изменение конституции, за демократизацию республики, за признание Приднестровской республики в рамках Молдовской федерации».
На выборах в ПМР присутствовали 36 международных наблюдателей (преимущественно из Украины, России, Беларуси и Молдовы). Стоит отметить, что во время прошлогодних парламентских выборов в ПМР украинские депутаты в Тирасполь не приехали. Хотя приднестровцы и отнеслись тогда к украинским парламентариям с пониманием (в Украине как раз разгорелся «кассетный скандал»), однако обиды своей не скрывали. Традиционно наблюдать за выборами республики прибыли представители правительств и парламентов Гагаузии, Нагорного Карабаха, Абхазии и Северной Осетии. Один из шести членов украинской депутатской делегации Юрий Кармазин сообщил УНИАН, что «существенных нарушений действующего здесь законодательства во время голосования нами не замечено. Зафиксированы, правда, некоторые случаи, когда отдельных местных наблюдателей не сразу допускали на участки из- за отсутствия печатей на документах, которые удостоверяли полномочия. Но такие инциденты немедленно урегулировали».
Полностью довольным результатами выборов должен быть Игорь Смирнов, который заявил, что «Приднестровская Молдавская Республика и в дальнейшем будет добиваться признания со стороны международного сообщества как суверенной республики. Хотя мы готовы к конструктивному диалогу с Кишиневом». «Мы за создание общего государства, которое будет состоять из двух государств — Приднестровской Молдавской Республики и Республики Молдова», — отметил Смирнов. Правда, Смирнов имел достаточно возможностей создать «общее государство» и раньше, когда во время переговоров сторонами предлагались десятки вариантов решения конфликта, в том числе — принцип поэтапного разрешения проблемы, предлагаемый Украиной (где сначала предлагалось четко определить статус Приднестровья как автономии с широкими правами в составе Молдовы).