Российский правозащитный центр «Мемориал» обвинили в подрыве основ конституционного строя России и призывах «к свержению действующей власти, смене политического режима в стране». Об этом сказано в «Акте плановой проверки», которую с 5 октября проводило Министерство юстиции РФ.
В ответ на такое обвинение председатель совета правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов в своем блоге на «Эхо Москвы» отметил, что он и его коллеги не считают «уместным молчать», если видят, «что представители власти, — в том числе и высшей российской власти, — нарушают права человека и нормы международного права». «Это, с точки зрения Минюста, и есть «формирование негативного мнения» и «подрыв основ», — добавил Черкасов.
♦ В качестве примеров «подрывной деятельности», продолжает Александр Черкасов, в «Акте» приведена, «во-первых, наша оценка действий России по отношению к Украине». «Мы, действительно, считаем, что эти действия подпадают под определение агрессии, — в полном соответствии с ООНовским определением», — добавил председатель «Мемориала».
♦ Второй пункт, который вменяют правозащитникам — опубликованное «мнение руководителей организации» о том, что российские военнослужащие участвовали в боевых действиях на Востоке Украины. «Но и это «мнение» основано на многочисленных и неопровержимых фактах», — пишет Черкасов.
♦ И третье, добавляет правозащитник, в чем обвиняют «Мемориал» — Минюст возмутило «наше несогласие с неправосудным приговором, вынесенным по «Болотному делу». «Действительно, и в наших материалах, и в материалах других правозащитных организаций, в сообщениях средств массовой информации приведено множество доказательств того, что обвинение по этому делу было сфабриковано и сфальсифицировано», — подытожил Александр Черкасов.
«День» попросил прокомментировать ситуацию с «Мемориалом» независимого журналиста Семена НОВОПРУДСКОГО (Москва):
— Правозащитникам в России не привыкать к репрессиям. Они стали одним из первых объектов новой репрессивной волны, которая началась в России. У «Мемориала» есть четкая политическая позиция, но он не занимается политическим активизмом в чистом виде. Это — не «Комитет против пыток», который закрылся из-за постоянных проверок и закона об НКО. Эта организация самым тщательным образом пыталась расследовать деятельность армии Рамзана Кадырова в Чечне.
Для меня удивительно, что «Мемориалу» пытаются приписать действия по «свержению строя». Однако властям не нравится то, что «Мемориал» не скрывает своей гражданской позиции на счет политики России в отношении Украины. Черкасов был одним из немногих российских правозащитников, который вступил в публичный конфликт с Рамзаном Кадыровым. В этом смысле Черкасов бесстрашный человек. И даже позиция «Мемориала» по Украине могла послужить началом проверок.
Другое дело — что это будет означать для российского общества? К сожалению, оно уже привыкло к тому, что организации, которые далеки от политики, закрываются, как, например, знаменитый Фонд «Династия» Дмитрия Зимина, который прекратил свою деятельность из-за закона об НКО (некоммерческих организаций. — Ред.). Общество все это проглатывает. Это — как раз один из показателей того, что настоящего гражданского общества в России не существует — есть лишь «настоящие» граждане.
Впрочем, если «Мемориал» закроют, то правозащитная деятельность в каком-то виде останется. Есть люди, которые и в Советском Союзе этим занимались. Тогда это был самиздат — все запрещенное передавалось в рукописях, а затем печаталось на машинках. А сейчас будет использоваться Интернет, в частности сайты, зарегистрированные не в России.
Люди, которые хотят получать объективную, разнообразную и честную информацию, сейчас имеют такую возможность. Проблема в другом: сколько этих людей и будет ли их больше?
Руководитель МИА «Россия Сегодня» Дмитрий Киселев заявил, что цензура в современном мире невозможна — все равно люди получат доступ к информации. В этом с ним можно согласиться. Вопрос только в том — каков запрос общества на это? Нужно чтобы росло количество людей, которые не только хотят узнать политическую информацию, но и просто — «человеческую» — о том, что происходит в России и в мире. Запрос на информацию в российском обществе сейчас не очень велик. Когда у людей возникнет такая потребность, то способы ее получить и передавать люди уже найдут. В современном мире полностью уничтожить информацию никому не удастся.