В Южной Корее, похоже, приближается к развязке громкий скандал вокруг президента Пак Кин Хе, которую подозревают в причастности к коррупции. Пять суббот подряд в Сеуле и других городах проходили огромные акции протеста с требованием к главе государства уйти в отставку. Оппозиция требует импичмента президента и планирует провести голосование по этому вопросу в парламенте в пятницу, а в субботу — шестую акцию протеста в столице и других городах Южной Кореи.
В чем суть этого коррупционного скандала? Прокуратура выяснила, что близкая подруга главы государства Цой Сунн Силь использовала близкие отношения с Пак Кин Хе, чтобы побуждать южнокорейские концерны вносить пожертвования на счета основанного ею некоммерческого фонда. Впрочем, эта организация, как подозревают, в действительности должна была служить собственному обогащению подруги президента. К тому же Цой Сунн Силь обвиняют в использовании влияния на президентскую деятельность Пак Кин Хе. СМИ также сообщили, что подруга главы государства является дочерью основателя секты, который до своей смерти в 1994 году был ментором Пак Кин Хе. 20 ноября генпрокуратура предъявила официальные обвинения близкой подруге президента Цой Сунн Силь и двум бывшим помощникам.
Пак Кин Хе дважды извинялась по национальному телевидению за такой проступок, но не соглашалась идти в отставку. И вчера в речи, которую транслировало местное телевидение, она заявила, что выполнит решение Национальной ассамблеи относительно ее президентства, включая отставку.
«Если правящая и оппозиционные партии примут решение о передаче власти таким способом, который минимизирует какой-либо вакуум власти и хаос управления, то я подам в отставку. Единственное мое желание заключается в том, чтобы Южная Корея вышла из этого хаотического состояния и вернулась к нормальному состоянию как можно скорее», — отметила президент.
Спикер оппозиционной Демократической партии Юн Кван Сук назвал эту речь «трюком», которому не хватает вдумчивости. «Люди хотят ее немедленной отставки, а не затягивания и перекладывания ответственности», — цитирует его слова агентство Yonhap.
Кстати, в связи со скандалом рейтинг президента Южной Кореи упал до рекордного минимума. Деятельность Пак Кин Хе одобряют лишь 4 процента жителей Южной Кореи. Это — самый низкий показатель для демократически избранного лидера в стране.
На данный момент не понятно, какое решение относительно судьбы президента может принять парламент с учетом того, что оппозиция настаивает лишь на импичменте. Спикер движения антиПак Хван Юн Чел отметил в комментарии Korea Times, что будет сложно объединить законодателей, чтобы они проголосовали за импичмент. А для этого, согласно Конституции, нужно две трети голосов в 300-местной Национальной ассамблее. По словам спикера, ключом для принятия подобного решения будут члены провластной коалиции, которые не связаны с президентом. Можно уже предположить, что 172 оппозиционных и независимых депутата могут проголосовать за импичмент, но им не хватит 28 голосов, чтобы это решение приобрело силу закона.
Можно напомнить, что в Республике Корея в последний раз подобный случай отстранения президента от власти произошел в марте 2004 года. Тогда импичмент президенту Кореи Ро Му Хену был вынесен решением Национальной ассамблеи также по инициативе оппозиции. Тогдашнего главу государства обвинили в нарушении им предвыборного законодательства, а также в коррупции.
Следует отметить, что ситуация имеет несколько иные аспекты по сравнению с вышеприведенным примером. Пак Кин Хе является незамужней дочерью бывшего военного правителя Пак Чун Хи, и ее приходу к власти способствовали заявления сторонников, что она «жената на нации» и ставит на первое место интересы народа. И теперь получается, что в данной ситуации она должна-таки прежде всего выполнить свое обещание.
А это значит, как пишут СМИ, немедленно согласиться встретиться с прокурорами и предоставить им полный отчет о ее делах с госпожой Цой, которую корейцы называют «шаманом-советником» президента. В противном случае она должна немедленно подать в отставку и спасти страну от месяцев, а то и лет паралича и политических споров.
Понятно, что ее отставка открывает путь к юридическому производству, но поскольку пребывание президента в Южной Корее на должности ограничено одним пятилетним сроком, то и так Пак должна покинуть офис в феврале 2018 года. Как отмечают эксперты, желание продержаться на должности еще один год не изменит ее судьбу, а, скорее, может нанести немалый вред Южной Корее во времена, когда она сталкивается с растущими угрозами на других фронтах. А это и северный сосед, который бряцает ядерным оружием, и, возможно, является наибольшей угрозой для мира. Также не понятно, как с этой страной-парией собирается вести себя Дональд Трамп, приступающий к исполнению обязанностей президента США 20 января 2017 года.
Аналитики видят позитивную сторону в этом скандале и считают, что любой преемник госпожи Пак в качестве президента будет иметь сильный мандат избавиться от коррупции, которая лежит под поверхностью экономики и поддерживает теплые отношения между корпоративными группами и политиками.
«Отрадно отметить, — пишет The Financial Times, — что в стране и регионе с длинной историей авторитарного правления демократические институты, которым едва три десятилетия, в том числе свободная пресса и независимая судебная система, смогли привлечь власть к ответственности. После того, как госпожа Пак, наконец, уйдет со сцены, существуют веские основания надеяться на то, что Южная Корея выйдет из этого скандала с более жизнеспособной демократией».