Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Наталья ПРОКОПОВИЧ: Неопределенность относительно НАТО негативно влияет на развитие экономики

2 апреля, 1996 - 20:15
ФОТО МЫКОЛЫ СИРУКА / «День»

Председатель комитета Верховной Рады Украины по вопросам европейской интеграции Наталья Прокопович недавно в составе украинской парламентской делегации посетила Европейский парламент и принимала участие в открытии выставки «Неизвестный геноцид», которая проходила с 26 по 30 марта в высшем законодательном органе европейского сообщества. Поддерживают ли евродепутаты евроинтеграционные стремления Украины, и как они воспринимают настояние включить перспективу членства Украины в ЕС в будущее расширенное соглашение, которое готовят к подписанию Брюссель и Киев? Делает ли все возможное нынешняя украинская власть для того, чтобы Украина быстрее интегрировалась в ЕС и НАТО, в частности, чтобы изменить отношение населения к Альянсу в позитивную сторону? Какие угрозы для простых украинцев вызывает неопределенность Украины относительно вступления в НАТО и длительное пребывание в «серой» зоне между НАТО и ОДКБ? Как может Верховная Рада содействовать ускорению интеграции нашего государства в евроатлантические структуры? Готовы ли евродепутаты принять резолюцию о признании Голодомора геноцидом украинского народа? Об этом в эксклюзивном интервью «Дню» — Наталья ПРОКОПОПИЧ, которая является также председателем Межфракционной парламентской группы по вопросам внедрения Пороговой программы и сотрудничества с корпорацией «Вызов тысячелетия» (Millennium Challenge Corporation — MCC).

«ПРАВИТЕЛЬСТВУ НЕОБХОДИМО АКТИВНЕЕ ПРИВЛЕКАТЬ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ, ЧТОБЫ УКРАИНА БЫСТРЕЕ ПРОДВИГАЛАСЬ ПО ПУТИ ЕВРОИНТЕГРАЦИИ»

— Как вы считаете, действительно правительство и правящая коалиция делают все возможное для того, чтобы Украина как можно быстрее продвигалась в евроатлантические структуры? Использовало ли правительство Януковича все шансы на пути к ЕС и НАТО?

— Если говорить об интеграции в Европейский Союз, то, на мой взгляд, коалиция использует все шансы. И она действительно активно работает в этом направлении. Следует отдать должное предыдущему правительству, которое подписало План действий Украина — ЕС и заложило прекрасный фундамент для сотрудничества с Евросоюзом. Что касается деятельности правительства премьер-министра Виктора Януковича, то я могу сказать следующее. Обновлен состав Совета по адаптации украинского законодательства к законодательству ЕС. Мы рассмотрели то, что было сделано раньше, и согласовали важную и амбициозную программу на этот год. В ней расписано: к каким директивам необходимо адаптировать украинское законодательство, что именно нужно сделать, а также — кто является ответственным и какие министерства и ведомства выступают главными в разработке тех или иных документов. Во время пребывания делегации наших парламентариев в Европарламенте, нам четко сказали: чтобы мы не делали, все отображается в законодательстве. То есть — мы должны приближаться к законодательству ЕС, чтобы украинские законы отвечали acquis communautaire (наработка содружества).

На мой взгляд, уже наладилось плодотворное сотрудничество с ЕС как на уровне межпарламентского сотрудничества, так и на уровне исполнительной власти. И если заседания проходят в Украине или за рубежом, то на них присутствует составляющая как законодательной, так и исполнительной власти.

Теперь, что касается недоработок. Правительству следует шире и активнее привлекать общественность, чтобы Украина быстрее продвигалась по пути интеграции к европейским структурам. Хочу отметить, что комитет ВРУ по вопросам европейской интеграции работает в этом направлении. Создан общественный консорциум, в состав которого входят более 10 организаций, с которыми по отдельным вопросам проводим круглые столы. Представителей этих организаций привлекаем в качестве аналитиков, членов научно-экспертного совета, который работает при комитете.

Правительство не слишком удачно работает в плане информационной поддержки среди населения идеи европейской интеграции. В течение многих лет на это выделялись небольшие средства. Также очень плохо и то, что у Министерства иностранных дел забрали средства, предназначенные для продвижения информации об Украине за границей. Считаю нелогичным, что правительство передало их Министерству образования. Я подняла этот вопрос на заседании при участии премьер-министра Виктора Януковича и первого вице-премьер-министра Николая Азарова, но пока, как говорится, воз и ныне там.

Теперь наши зарубежные коллеги подчеркивают, что очень много проблем возникает из- за того, что они не знают, что конкретно происходит в Украине: что делаем, что хотим делать, над каким законодательством работаем, какие стратегии принимаем?

ЕВРОСОЮЗ ДЛЯ НАС ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПАРТНЕРОМ

— Вы были в составе украинской парламентской делегации, которая недавно побывала в Брюсселе. Чувствуется ли среди евродепутатов поддержка относительно членства Украины в ЕС или же включение такой перспективы в будущее соглашение?

— Из представителей разных фракций мы специально сформировали группу. Наш парламентский визит совпал по времени с пребыванием премьер-министра Виктора Януковича и министра иностранных дел Арсения Яценюка в Брюсселе, а также открытием в Европарламенте выставки «Неизвестный геноцид украинцев», приуроченной к годовщине трагедии — Голодомора в Украине. Европейцы даже назвали это неделей Украины в Европейском парламенте.

Наша делегация встретилась с делегациями всех партий в Европарламенте, многих комитетов, с представителями и послами отдельных стран. Везде прошли содержательные беседы. И в связи с этим хочу сказать: поддержка относительно евроинтеграционных планов Украины есть. Но главным остается вопрос политической стабильности в Украине. Хотя всем составом своей делегации мы старались показать, что политические вопросы являются временными. То есть проблемы существуют, но они будут решены. И, независимо от того, какая коалиция сегодня или завтра будет у власти, мы все вместе исповедуем то, что наше будущее — Европейский Союз. И это прекрасно воспринималось всеми. Поэтому, считаю, что в этом вопросе мы хорошо сработали.

Не договариваясь, мы говорили об одном и том же: что Украина уже очень много сделала на пути евроинтеграции, давно приняла евроинтеграционный курс и каждый год подтверждает свое решение — мы идем к членству в ЕС. Евроинтеграционное желание выражают не только Президент и премьер, но и парламент, проголосовав 399 ю голосами за интеграцию в Евросоюз.Хочу заметить, что Украина уже переросла партнерство и сотрудничество. Мы не делаем акцент на конкретной дате членства. Мы только уверяем, что давно выросли, и в следующем соглашении речь должна идти об ассоциации. Хочу подчеркнуть, что Украина постоянно приобщается к директивам и заявлениям Европарламента. На сегодня мы поддержали почти 95 процентов заявлений. То есть априори уже можно рассматривать, что мы являемся политически ассоциируемыми. Что касается экономической интеграции, то с вступлением в Евросоюз Румынии и Болгарии товарооборот между Украиной и ЕС составляет более 34 процентов от общего объема нашей страны. Это значит, что Евросоюз для нас является самым стратегическим партнером. Более 70 процентов инвестиций поступают в Украину именно из стран Европейского Союза. Так о чем тогда говорить? Цифры красноречиво свидетельствуют о том, что мы уже давно экономически интегрируемся. Если мы станем членами ВТО (а мы для этого все сделали), то все, с кем мы встречались в Европарламенте, говорили о том, что довольно скоро следующим этапом станет создание зоны свободной торговли. Вот такие практические, как сказал премьер, должны быть шаги.

«... НЕ ХОТИМ БЫТЬ ПРОСИТЕЛЯМИ И НЕ РАССМАТРИВАЕМ ЧЛЕНСТВО В ЕС КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧИТЬ КАКУЮ-ТО ПОМОЩЬ»

— Если перспективы членства в ЕС не будут внесены в будущее соглашение, сможет ли это замедлить желание Украины интегрировать в Евросоюз?

— Если наши предложения войдут в текст нового соглашения, то это будет просто еще одним дополнительным стимулом для нашей дальнейшей работы. И своеобразным сигналом, что европейское сообщество действительно нас поддерживает. Это конечно приглушит голоса, звучащие с осени, о том, что «видите — нас никто не ждет». Нас ждут! Поверьте мне.

Мы постоянно делаем акцент на том, что не хотим быть просителями и не рассматриваем членство в Европейском Союзе, как возможность получить какую-то помощь или что-то еще. Украина — партнер ЕС, а членство в европейском сообществе — это просто возможность снять определенные барьеры, границы во многих вопросах, чтобы плодотворнее сотрудничать. А Украина имеет большие возможности для партнерства, и Евросоюз значительно заинтересован в этом.

«ЕСЛИ БЫ УКРАИНА ПОДПИСАЛА ПДЧ, ТО ВЗЯЛА БЫ НА СЕБЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА...»

— Не упустила ли, по вашему мнению, Украина шансов на пути интеграции в НАТО? Как вы оцениваете неиспользованный Януковичем шанс, когда Украина могла перейти на высший уровень сотрудничества с НАТО — План действий относительно членства в Альянсе (ПДЧ)?

— Нет, шансы не потеряны. Убеждена, что шанс у государства остается. Последнее сообщение из США — законопроект в поддержку ряда стран, в частности Украины и Грузии, которые рассматриваются как потенциальные члены Альянса, — является позитивным сигналом. Вместо этого можно говорить о другом: потеряно время. И это относим к потерям. Тем более, если посмотреть на путь стран последней волны расширения Евросоюза, то их вступлению в сообщество предшествовало присоединение к НАТО. Вступление государства в НАТО отображается на уровне демократии, экономического роста, инвестиционных потоков. Подчеркну: мы потеряли время. Если бы Украина подписала План действий относительно членства, то уже взяла бы на себя дополнительные обязательства. В таком случае мы могли бы работать над этими вопросами и иметь поддержку, в том числе со стороны Альянса. Тем более, что очень много вопросов из европейской и евроатлантической интеграции накладываются друг на друга.

«НАШИ ЛЮДИ ПОЧТИ НЕ ВЛАДЕЮТ ВОПРОСОМ, ЧЕМ ЯВЛЯЕТСЯ СЕГОДНЯШНЕЕ НАТО...»

— Как вы считаете, почему украинская элита сейчас не может достичь консенсуса относительно необходимости вступления в НАТО?

— Мне кажется, здесь есть два момента. Во-первых, мы не должны снимать экономическую связанность с Российской Федерацией. Много представителей нашей элиты имеют бизнес с представителями российской элиты. Но что самое главное — Россия использует экономические рычаги влияния (в частности, энергоносители) на политику Украины. И это в значительной степени сказывается на экономической и политической независимости Украины. Хотя, следует подчеркнуть, что Россия намного активнее, чем Украина, сотрудничает с НАТО. Посмотрите на состав российской делегации в НАТО (речь идет о более 120 лиц, которые работают в миссии РФ при Альянсе). В то время, как в украинской миссии работает приблизительно 25 человек.

Вторая составляющая заключается в вопросах избирательных лозунгов. Длительное время продолжалось наше противостояние во время выборов. И тогда речь шла не об идеях, а, скорее, о принципах. Если одна сторона выступала за НАТО, то другая активно использовала лозунги против НАТО. Это объясняется тем, что наши люди почти не информированы в вопросах о том, чем является сегодняшнее НАТО, и какие выгоды Украина может получить от членства в Альянсе. На ментальном уровне у многих украинцев высечено понимание, что НАТО — враг. Сколько лет работала советская пропаганда, чтобы убедить: НАТО — постоянный агрессор и враг Союза. Времена изменились, но, к сожалению, в сознании украинских граждан это осталось. Этим слишком часто манипулировали на протяжении выборов. Не так много времени прошло после парламентской борьбы, и еще нет возможности у представителей нынешней коалиции пересмотреть, как говорится, свою позицию и настроиться на иной путь. В этом состоит проблема.

— Делает ли правительство достаточно для того, чтобы изменить отношение населения к НАТО в позитивную сторону?

— В стране принята «Государственная программа информирования общественности по вопросам евроатлантической интеграции Украины на 2004 — 2007 годы». Думаю, следует усилить эту работу и привлечь к ней больше общественных организаций. Тогда в лучшей степени удастся донести до людей информацию о нынешней НАТО. Только при таких условиях украинские граждане примут обоснованное и взвешенное решение.

Если посмотрим, чем сегодня является Организация североатлантического договора, а именно так переводится с английского языка НATO, то увидим, что за последние три—четыре года Альянс пересмотрел свою стратегию, сменил направление своей деятельности. Если раньше Альянс занимался вопросами защиты стран-членов от возможной агрессии, то теперь его больше занимают вопросы борьбы с терроризмом, урегулирование кризисных ситуаций. Конечно, не отказывается он и от военной составляющей. НАТО выполняет миссии в Афганистане, Косово и некоторых других странах.

ПРЕБЫВАНИЕ В СОСТОЯНИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ НЕГАТИВНО ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

— По вашему мнению, что означает для простых украинцев, субъектов предпринимательской деятельности длительная неопределенность Украины в связи со вступлением в НАТО и, как следствие, пребывание в «серой» зоне. С одной стороны, между Альянсом демократических стран — на Западе, а с другой, между Организацией договора коллективной безопасности — на Востоке?

— В первую очередь, пребывание в состоянии неопределенности негативно влияет на развитие экономики. Потому что люди не знают каким образом им развивать свою предпринимательскую деятельность. Мы даже сегодня четко не рассказали гражданам, что нам даст членство во Всемирной торговой организации. Или что украинским предпринимателям даст зона свободной торговли? Какие выгоды получим, если станем членом Альянса? Люди этого не знают. Кроме того, мы теряем значительную часть финансовой поддержки, которая могла бы поступить, в частности, и субъектам предпринимательской деятельности.

ВЕРХОВНАЯ РАДА ДОЛЖНА СЛЕДИТЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММ ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

— Что может сделать парламент, чтобы способствовать интеграции Украины в европейские и евроатлантические структуры?

— Верховная Рада должна следить за реализацией упомянутых программ по информированию населения и помогать проводить дискуссионные клубы, сотрудничать с общественностью, средствами массовой информации и рассказывать, что такое интеграция в европейские и евроатлантические структуры. Также необходимо производить своего рода анализ выгод и затрат в связи с тем или иным решением.

Сейчас работаем над организацией при Верховной Раде Европейского информационного центра. Речь идет также о создании информационного сайта, который будет предоставлять полную информацию о том, что такое Европейский Союз, какие структуры там работают, какие ценности там исповедуются, какие планы у ЕС, как изменяется законодательство, что такое acquis communautaire. Такие знания необходимы, в частности, и для предпринимателей, которые, к сожалению, не всегда ориентируются, в тех нормах и стандартах, действующих в Евросоюзе, которые мы хотим ввести в Украине. На этом сайте будет информация и для наших западных коллег о том, что делается в Украине, какие планы по адаптации разрабатываются, какие стратегии.

Планируем, чтобы Европейский информационный центр был открытой структурой, проводил, скажем, круглые столы, конференции, общественные слушания, а также чтобы он стал источником новостей для всего общества, общественных организаций, средств массовой информации.

«...НАДЕЮСЬ, ЧТО ДЕКЛАРАЦИЯ О МЕЖДУНАРОДНОМ ПРИЗНАНИИ ГОЛОДОМОРА В УКРАИНЕ ГЕНОЦИДОМ СТАНЕТ ОФИЦИАЛЬНЫМ ДОКУМЕНТОМ ЕВРОПАРЛАМЕНТА»

— Вы участвовали в открытие выставки «Неизвестный геноцид украинцев», которая проводилась с 26 по 30 марта в Европейском парламенте. Понятно, что вы общались со многими евродепутатами. Как вы думаете, скоро ли Европарламент примет резолюцию или декларацию о признании Голодомора в Украине геноцидом против украинского народа?

— Я считаю, что все визиты именно тогда в значительной степени посодействовали этому. Во время встреч мы рассказывали нашим европейским коллегам о Голодоморе. Важно, что премьер-министр Украины также выступил на открытии выставки «Неизвестный геноцид украинцев». Показательной была речь вице-президента Европейского парламента Марека Сивеца. В своем выступлении я призвала европейских коллег подписаться под Декларацией о международном признании Голодомора в Украине (1932—1933 гг.) геноцидом. На следующий день, проходя мимо выставки, я увидела, что европарламентарии подписываются под этим документом. В течение пяти минут, пока мы стояли, подходили люди и спрашивали: это здесь можно подписаться под Декларацией? Честно говоря, у меня даже слезы на глаза наворачивались. Очень приятно, когда ты сделал дело, в которое люди поверили. За два дня выставки почти 150 депутатов подписались под Декларацией. Поэтому надеюсь, что необходимое количество подписей будет собрано. И тогда Декларация о международном признании Голодомора в Украине (1932—1933 гг.) геноцидом станет официальным документом Европарламента.

— Как вы считаете, насколько эффективно работает Украина — правительство, парламент, чтобы к 75-летию трагических событий Голодомор был признан геноцидом украинского народа в мире и, в частности, в ООН?

— С моей точки зрения, мы должны еще больше работать. А с подобными выставками нужно объехать все страны ЕС. Например, такая экспозиция проводилась во многих городах Польши. Необходимо договориться о том, чтобы фильм о Голодоморе показали по телевидению в странах Европейского Союза. Это бы очень серьезно повлияло на европарламентариев. Было бы хорошо, если бы при наших посольствах организовали подобные выставки. Ведь для этого немного надо. Есть плакаты, есть фильм и необходимо это обязательно сделать.

«...ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ ВКЛАДЫВАТЬ СРЕДСТВА В УКРАИНУ ЕСТЬ»

— Вы участвовали в недавнем «Украинском инвестиционном саммите» в Лондоне. Увидели ли вы там заинтересованность британских инвесторов вкладывать средства в Украину? Возможно, вы поняли, что их сдерживает инвестировать в Украину?

— Если год тому назад в «Украинском инвестиционном саммите» в Лондоне участвовали 450 человек, то в этом году на сотню больше. Следовательно, заинтересованность к Украине растет. Средства вкладываются и будут вкладываться в Украину. В ходе инвестиционного саммита было очень много интересных докладов для представителей бизнеса. Но вы же знаете, что все происходит в кулуарах. Я посещаю эти собрания, начиная с 1990-х годов, когда Институт Адама Смита организовал инвестиционное окно в Украину. Если раньше люди больше слушали, то сегодня они больше общались между собой. Это, на мой взгляд, очень положительная тенденция. Знаю, что многие наши предприниматели уже получили предложения от западных коллег. На этом саммите были представители Европейского инвестиционного банка, международных банков и отдельных видов бизнеса. Поэтому я считаю, что заинтересованность, что касается вкладывания средств в Украину, есть. Но если дестабилизация ситуации в Украине продолжится, то опять будет пауза. Вы знаете, что отдельные бизнесмены разрабатывают стратегию на определенный период времени развития. Они определяют перспективы для себя, куда могут пойти и вложить средства. Хочу подчеркнуть, что у них всегда есть альтернатива. Или пойти в Украину, или в Китай, или в какую-то другую страну.

«ВЫПОЛНЕНИЕ ПОРОГОВОЙ ПРОГРАММЫ ОТКРОЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧИТЬ СРЕДСТВА НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И БОРЬБУ С БЕДНОСТЬЮ»

— В конце прошлого года в США премьер Янукович подписал программу преодоления коррупции в Украине, известную как Пороговая. Работает ли эта программа?

— Хочу подчеркнуть, что Пороговую программу нам никто не навязывал. Это была инициатива Украины. Программа делится на четыре основных компонента: осуществление судебной, административной, регуляторной реформ, а также реформы в высших учебных заведениях. Отдельным компонентом является поддержка средств массовой информации. Эта пятая составляющая финансируется для того, чтобы открыть возможность для независимой оценки по выполнению основных четырех компонентов. Для администрирования программы создан Совет, в состав которого входят представители Секретариата Президента и Кабинета Министров, соответствующих министерств, органов судебной власти, парламента. Также создана Межфракционная парламентская группа по вопросам внедрения Пороговой программы и сотрудничества с корпорацией «Вызов тысячелетия» (Millennium Challenge Corporation — MCC). Уже начали работать проекты технической помощи, в рамках которых есть отдельно финансируемые и подотчетные Совету компоненты. Вся ответственность по реализации программы возлагается на украинскую сторону. На осуществление Пороговой программы, которая будет работать два года, выделено млн. В ноябре этого года состоится следующее заседание МСС в Вашингтоне и будет проведена первая промежуточная оценка нашей работы в Украине. По каждому из четырех направлений утвержден перечень законопроектов, над которыми необходимо работать. Формируем также рабочие группы, в состав которых входят и представители Совета. Успешное проведение борьбы с коррупцией, выполнение Пороговой программы откроет возможность для получения средств на экономическое развитие, борьбу с бедностью. А следовательно, перейти к выполнению так называемой программы «Компакт». На предыдущем заседании Совета директоров МСС Украину включили в перечень государств, которые могут получить эту финансовую поддержку. Это помощь почти в миллиард долларов США. Это не кредит, а просто подарок Украине на развитие экономики.

— Что должна сделать Украина, чтобы получить такой подарок?

— Выполнить Пороговую программу. Без этого «Компакта» не будет.

— Кстати, как будет проводиться оценка, уменьшился уровень коррупция или нет?

— Существует утвержденная МСС методика, в соответствии с которой ежегодно делается такая оценка. Для ее проведения привлекается независимая организация. Если очередное заседание МСС запланировано на ноябрь этого года, то именно к этому времени должно быть осуществлено оценивание. Поэтому мы должны многое сделать. В борьбе с коррупцией мы — едины: и парламентарии, и политики, и предприниматели. Нам предоставили возможность, инструменты, финансы и мы используем этот шанс с успехом для Украины.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ