В последнее время, после некоторого затишья, вызванного предвыборными баталиями в Украине, опять начали появляться в СМИ оценки европейских и украинских политиков евроинтеграционных перспектив Украины. Главный вопрос, который несколько обходят в последних публикациях, — чем стали последние два года для Украины, если проектировать их на отношения Украина — ЕС.
Вспомним, что мы ждали от 2004 года по последствиям сделанного в 2003 году. Как известно, во время Европейской Конференции (Афины, 17 апреля 2003 года) было подписано Соглашение о вступлении в ЕС 10 новых государств- членов: Эстонии, Литвы, Латвии, Польши, Венгрии, Словакии, Чехии, Словении, Кипра и Мальты. Большинство этих стран — традиционные надежные партнеры Украины, прежде всего в политической и торгово-экономической сферах. Перспектива изменения торгового режима с ними после их вступления в ЕС вызвала определенную обеспокоенность в нашем государстве. Кроме того, возникло опасение, что Европейский Союз «замкнется» в себе на долгое время (переваривая новых участников клуба), избегая любых разговоров о перспективе членства Украины в ЕС.
Учитывая это, была выработана формула, которую восприняли и наши европейские партнеры: «общие вызовы — скоординированные действия в ответ на них». Другим аспектом, который был характерным для 2003 года, было обнародование Европейским Союзом так называемой Европейской политики соседства. Позитивом в то время для Украины было включение в качестве ключевого элемента этой политики — перспективы реализации принципов четырех свобод (свободное движение людей, товаров, услуг и капиталов) в отношениях Украина — ЕС.
Инструментом реализации этой амбициозной задачи должен стать План действий Украина — ЕС, который стороны должны совместно разработать. Беря инициативу в свои руки, Украина подготовила и передала во время саммита Украина — ЕС (Ялта, 7 октября 2003 года) первый проект этого документа. Его положения как раз и были направлены на то, чтобы в течение ближайших 2-3 лет ввести в отношения Украины с ЕС формулу четырех свобод. Иными словами, речь шла о переводе в практическую плоскость реализации задачи по трансформации отношений с ЕС от партнерства и сотрудничества до интеграции и ассоциации. Утверждаю это ответственно, ведь использование принципов четырех свобод характерно именно для отношений ЕС с теми странами, с которыми заключены соглашения об ассоциации.
Таким образом, в 2004 год мы входили с надеждами, что он станет переломным моментом в отношениях Украины с ЕС, были настроены на сложный диалог с ЕС, однако оптимистически рассчитывали на конкретные результаты.
Чем же стал 2004 год для отношений Украина — ЕС? Однозначно ответить нелегко, поскольку были как позитивные, так и негативные моменты. По моему мнению, следует выделить четыре главных события, которые повлияли на отношения Украины с ЕС:
1) Вступление 1 мая прошлого года в Европейский Союз десяти новых государств.
2) Завершение переговоров по новой конституции ЕС.
3) Завершение внутренней дискуссии в ЕС о начале предварительно-вступительных переговоров ЕС с Турцией и определение даты вступления Болгарии и Румынии.
4) Разработка первых семи Планов действий в рамках Европейской политики соседства, в частности и Плана действий Украина — ЕС.
Расширение ЕС (первое событие):
В Украине рассматривали два сценария в контексте последствий для нашего государства, которые возникнут в связи с расширением ЕС: пессимистический, по которому товарооборот с новыми государствами и с ЕС в общем должен значительно упасть, и оптимистический — сохранение динамики всего спектра отношений с расширенным ЕС.
На данный момент еще рано утверждать, что нынешняя волна расширения стала катализатором для углубления отношений Украины с ЕС. Вместе с тем есть все основания сделать вывод, что опасения скептиков оказались безосновательными. Кроме того, для Украины беззаговорочным позитивом является то, что с обретением членства в ЕС расширились лоббистские возможности наших традиционных надежных партнеров, в первую очередь Польши, Литвы и Венгрии.
Конституция ЕС (второе событие):
В Украине внимательно следили за процессом разработки новой конституции ЕС (хотя корректнее будет сказать — первой конституции ЕС, поскольку аналогов ей к этому времени не существовало). Факт достижения европейцами компромисса по конституции имеет огромное значение, ведь он подтвердил жизнеспособность Европейского Союза как такового. Для нас также важно то, что в конституции закреплена норма в отношении возможности вступления в ЕС любого европейского государства при условии выполнения определенных критериев. Думаю, учитывая это, Украина может с оптимизмом смотреть в будущее, ведь ее европейская перспектива не закрыта.
Турция (третье событие):
Трудно вспомнить более сложную и бурную внутреннюю дискуссию в ЕС, которую можно было бы сравнить с той, которая предшествовала решению в отношении начала 3 октября 2005 года переговоров о вступлении Турции в ЕС. Думаю, именно эти переговоры и вероятное членство этого государства в ЕС станут настоящим тестом на выживание для Европейского Союза. Для Украины это решение дало несколько неожиданный позитивный эффект. Огромное количество европейских политиков стали задаваться вопросом «если Турции «да», то какие основания для «нет» Украине?» Интересно вспомнить, что согласно опросу, которое провел сайт «EU-REPORTER», за членство в ЕС Украины выступило огромное большинство респондентов — до 80%, что значительно превышает количество голосов сторонников Турции.
В этом же контексте следует рассматривать и завершение переговоров ЕС с Болгарией и Румынией об условиях вступления этих стран в Евросоюз 1 января 2007 года. Следствием этого решения стало то, что Украина еще больше приближается к ЕС. С другой стороны, в этом решении и часть ответа на вопрос «почему ЕС избегает четкого ответа на вопрос Украины в отношении ее евроинтеграционных перспектив?» ЕС всегда действует последовательно, иными словами — «сказав «А», потом обязательно говорит «Б». Вероятно, ценя свою репутацию, ЕС опасается говорить об Украине, не будучи уверенным в своей готовности к дальнейшему расширению после Турции.
План действий (четвертое событие):
С самого начала работы над проектом Плана действий Украина—ЕС украинские переговорщики рассчитывали на то, что он будет дополнительным (к существующим) инструментом наполнения отношений Украина — ЕС качественно новым содержанием. К сожалению, ЕСовская сторона отказалась удовлетворить обоснованные требования Украины по закреплению в документе формулы «перевода отношений от партнерства и сотрудничества к интеграции и ассоциации». Несмотря на это, мы все-таки продолжали над ним работать, рассчитывая на то, что его содержательное наполнение будет фактически шагом вперед в направлении к достижению этой цели. В переговорах с ЕС мы концентрировали свои усилия на отработке конкретных мероприятий, которые были бы направлены на постепенное введение принципов четырех свобод в отношениях Украина — ЕС
Вынужден констатировать, что ожидания украинской стороны практически не оправдались. Ни один из 10 элементов принципиальной позиции Украины, которые были доведены до ЕС во время саммита Украина — ЕС (Гаага, 8 июля этого года) в полной мере в Плане действий не отражен. Речь идет о практических вещах: начало переговоров о создании зоны свободной торговли, заключение отраслевых соглашений, направленных на постепенную экономическую интеграцию с ЕС, заключение соглашения об упрощении режима поездок граждан Украины и ЕС, легализацию статуса трудовых мигрантов из Украины и тому подобное.
Стоит заметить, что в нынешней редакции проекта Плана действий подавляющее большинство включенных в него мероприятий является сугубо односторонними, которые новому правительству в любом случае придется выполнять. По существу, речь идет о том, что План действий будет дублировать будущую программу деятельности Кабинета Министров Украины. Кроме того, в Плане действий не определены те источники, из которых будет финансироваться работа сторон по выполнению согласованных мероприятий. Проблема в том, что в нынешнем виде этот документ в полной мере не отвечает ни национальным интересам Украины, ни ожиданиям украинского общества. План действий стал своеобразным разочарованием года. Считаю, что этот документ может иметь будущее только в случае выполнения двух принципиальных предпосылок.
Во-первых, он должен быть выведен из контекста Европейской политики соседства. В Украине никогда не воспримут термины «сосед», «соседство», «соседская политика», поскольку и географически, и культурно, и исторически Украина всегда была в Европе, а не в стороне.
Во-вторых, необходимо существенно усилить его, подняв цену, и, главное, достичь четкой договоренности о направлении Плана действий на подготовку к заключению между Украиной и ЕС соглашения об ассоциации.
А что же дальше? На данный момент в украинских и зарубежных СМИ развернулась бурная дискуссия, предметом которой является будущая европейская перспектива Украины, и пути реализации стратегической цели по обретению членства в ЕС. Считаю, что 2005 год станет периодом принятия сложных решений и непрерывных дискуссий с Европейским Союзом в отношении новой модели отношений.
Фактически перед нами открывается уникальная перспектива. Ни один из лидеров европейских стран не решился открыто сказать «Нет» Украине, ведь она доказала свою демократичность и европейскость во время оранжевой революции. Вместе с тем, путь от «Нет» к «Да» евроинтеграционным перспективам нашего государства может оказаться долгим и тернистым. Во избежание такого сценария новой власти Украины следует оперативно решать прежде всего три вопроса.
1) Определение обновленной позиции в отношениях с Европейским Союзом. При этом наиболее болезненным станет необходимость отказа от участия нашего государства в реализации Европейской политики соседства, которая фактически на долгое время сняла с европейской повестки дня перспективу членства Украины в ЕС.
2) Формирование команды «евроинтеграторов», способной убедить ЕС в необходимости действительно особого, а не декларативного отношения к Украине. Для этого не следует изобретать опять украинский велосипед, достаточно воспользоваться опытом наших западных соседей. Только концентрация ресурсов и централизация порядка принятия оперативных решений способны обеспечить формирование и дальнейшую эффективную деятельность этой команды. По существу должна идти речь о создании центрального органа исполнительной власти с широкими полномочиями в сфере европейской интеграции и значительном расширении кадрового потенциала и полномочий Представительства Украины при Европейском Союзе.
3) Инвентаризация существующих структур, в частности и координационных, с целью создания четкой горизонтали и вертикали органов, ответственных за евроинтеграционный аспект государственной политики Украины. По моему мнению, их кадровое обеспечение станет наиболее сложной задачей, поскольку специалистов, которые «с колес» смогут вести эту тему в Украине мало. А менеджеров, способных организовать процесс в целом, можно перечислить по пальцам одной руки.
4) Определение путей обеспечения реальной поддержки евроинтеграционных устремлений Украины со стороны США, России и государств-членов ЕС.
Время пошло... И терять его нельзя, поскольку украинское общество не простит политикам и дипломатам, если будет утрачен тот шанс, который ныне открылся перед Украиной.