С 1 января текущего года должно было начаться функционирование Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Об этом долго говорили, не менее долго согласовывали взаимные позиции и, наконец, казалось, обо всем договорились... Правда не все соглашения были подписаны, но пароход Таможенного союза пустили в плаванье, иначе он мог навсегда остаться на берегу бесконечных согласований. Предполагалось, что последняя точка была поставлена на переговорах президента России Дмитрия Медведева и его белорусского коллеги Александра Лукашенко в декабре 2009 г. Глава российского государства тогда обещал «поставить не шесть, а все восемь млн. тонн нефти без таможенных платежей».
Но слова президента как-то быстро разошлись с действительностью. Переговоры сторон не привели к какому-либо результату как накануне Нового года, так и после того как белорусская делегация, в которую входили заместитель министра экономики Анатолий Филонов и председатель государственного концерна «Белнефтехим» Валерий Казакевич, 5 января прибыла в Москву. Не помогло и то, что в заключительном раунде переговоров принял участие первый вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко. Стороны лишь обменялись письменным изложением своих позиций и заявили о готовности продолжать диалог. Как сообщила официальный представитель Министерства энергетики России Ирина Есипова, «какое-то время переговорный процесс будет носить дистанционный характер». После этого в Минске начали жесткую информационную войну с соседями, обвиняя партнеров по переговорам в энергетическом диктате.
Все это до боли напоминает прошлогодний газовый конфликт с Украиной, несмотря на некоторую условность таких параллелей. С Киевом Москва уже давно находится во враждебных отношениях, в то время как с Минском декларировались братские. Их часто приводили в пример украинские политики определенной политической ориентации, а том числе и во время предвыборной кампании. Хотя никаких оснований так говорить не было. Буквально три года назад Россия и Беларусь уже оказались в состоянии нефтегазовой войны (День 17 января 2007 №6). Как тогда, так и сейчас основным предметом противоречий являются таможенные пошлины, накладываемые российской стороной на поставляемую в Беларусь нефть.
В Минске считают, что в Таможенном союзе вообще никаких пошлин между участниками быть не может в принципе. В Москве согласны только часть, причем меньшую, нефти поставлять без пошлины, а остальную с полным тарифным обложением, как в третью страну. Конфликт три года назад тоже разгорелся из-за пошлин. Тогда Белоруссия вынуждена была согласиться на 36% величину. Но срок этого соглашения закончился, новое заключено не было, и конфронтация началась снова. В отличие от предыдущего настоящий конфликт приобретает несравненно более острые формы. Обе стороны не намерены отступать, так речь идет о значительных деньгах. В Москве, в частности, утверждают, что в условиях кризиса не состоянии на млрд. дотировать белорусскую экономику. В ответ в Минске решили напомнить о не подписанном договоре о транзите электроэнергии в Калининградскую область и Прибалтику, а также пригрозили резко повысить ставки на транзит российской нефти в страны ЕС. В подтверждении того, что Беларусь не шутит, пришло сообщение «Интер РАО» о том, что «Белэнерго» выдвинуло «неконструктивные, немотивированные требования об увеличении стоимости транзита (электроэнергии — Авт.) более чем в 5,5 раза».
Элементом информационной войны двух сторон стали некоторые подробности хода последних переговоров в Москве. Официальное белорусское информационное агентство «Белта» со ссылкой на членов делегации сообщило, что уже 6 января сторонам практически удалось договориться. «Однако после этого российские представители взяли тайм-аут для доклада руководству правительства РФ. А по возвращении за стол переговоров фактически отказались от всех достигнутых договоренностей и вернулись на позицию начала года», что, по мнению агентства, является доказательством неконструктивной позиции российского правительства. «Такие конфликты снижают авторитет России как регионального лидера и ее привлекательность как партнера... Кто будет стремиться в союз с таким партнером?» — такие риторические вопросы раздаются с экранов белорусского телевидения и со страниц местной прессы.
Одной из причин такой позиции России на переговорах является недовольство нежеланием Александр Лукашенко согласиться на приватизацию столь желанных для российских нефтяников Мозырьского НПЗ, «Нафтан-Полимира» и нефтетранспортной системы Беларуси. Три года назад об этом уже шел разговор, но белорусский бацько сумел отстоять эти предприятия. Хотя 50% акций «Белтрансгаза» пришлось все-таки отдать «Газпрому», но на большее в Минске категорически не согласны.
Интересно, что поставки нефти в Белоруссию продолжаются. Об этом сообщила пресс-секретарь «Белнефтехима» Марина Костюченко. Этому может быть два объяснения: либо в Москве считают, что рано или поздно будет найден компромисс, как три года назад, либо Минск вынужден будет пойти на уступки и тогда за поставленную нефть заплатит на российских условиях. Если живых денег там не найдут, что весьма вероятно, то придется пойти на приватизацию, а фактически передать в руки российских компаний, упомянутые заводы.
Уже стало нехорошей традицией, что каждый год начинается с энергетических конфликтов России со своими западными и юго-западными соседями. Независимо от причины их возникновения это существенно подрывает ее надежность как поставщика важных для Европы энергоресурсов. Не в последнюю очередь и по этой причине нефть продолжает подаваться по трубопроводам. Хотя перерыв в ее подаче не столь критичен, как газа, все равно на Европу это произвело бы крайне негативное впечатление. Далее. Впечатляющая демонстрация преимуществ таможенных союзов, единых экономических пространств и прочих интеграционных проектов на пространстве СНГ в очередной раз провалилась. К сведению адептов таких объединений в Украине, которые с рекламных роликов не перестают уговаривать избирателей, что все проблемы украинско-российских отношений она решат за час. И, тем не менее, в очередной раз в Москве пошли на конфликт даже с учетом таких негативных факторов. Причины этого находятся не в межгосударственных отношениях, а в проблемах внутри российской власти и достаточно выпукло отражают все усиливающийся в ней раскол.
Начнем с того, что президент Медведев обещал увеличить поставки нефти без пошлины. На заседании Высшего госсовета союза России и Беларуси он сказал: «Наша цель в том, чтобы договориться, а не в том, чтобы поставить в неудобное положение белорусских партнеров». И после этого российское правительство премьер-министра Владимира Путина дезавуировало слова президента и фактически сорвало переговоры. И это при том, что именно он совершенно неожиданно заявил о создании Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана с 1 января 2010 г. Всем стало ясно, что та часть российской власти, которая ориентирована на Путина, таким образом пытается помешать завершению процесса вступления России в ВТО при президентстве Медведева. Фактическая международная дискредитация президента, показывает всему миру кто в московском доме реальный хозяин. Совсем недавно западная пресса много писала, несомненно, это была управляемая утечка, что американские политики не понимают, с кем им разговаривать в Москве. Даже ценой потери части своего международного авторитета пропутинская часть российской бюрократии решила воочию показать с кем можно и нужно разговаривать в российской столице.
При таком раскладе на берегах Москвы-реки Лукашенко придется тяжело. Он может увеличить тариф на транспорт нефти и электроэнергии, хотя и это будет нелегко, но больше у него никаких козырей на руках нет. Рано или поздно Москва выкрутит ему руки. Сам виноват, должен был понимать, что объятия Москвы только медвежьи. От них кости трещат. В какой-то момент Путин решил превратить Беларусь в шесть областей России и начинает это осуществлять. А потом с друзьями Николя, Сильвио и подругой Ангелой договорится... После Грузии это удалось, почему бы не получиться и после Беларуси.
КСТАТИ
Белорусская компания передумала строить биатлонный комплекс в Сочи. Белорусского уголка в Сочи, который пару лет назад обещал президент Лукашенко, похоже, не будет. Эксперты считают, что это ответ на разногласия двух стран по поводу поставок нефти. Как пишут российские «Ведомости», компания Трайпл, близкая к правительству соседней с нами страны отказалась от проекта. К Олимпиаде в Сочи белорусы должны были построить биатлонную трассу и стадион на 20 тыс. зрителей. Ожидалось, что комплекс займет территорию в 40 гектаров в Красной Поляне. Но теперь от этих планов компания отказалась, сообщили газете «Ведомости» источники в «Газпроме» и олимпийском оргкомитете. Представитель одной из компаний, которая строит в Сочи, рассказал изданию: причины отказа — политические. Минск не получил от Москвы скидок к экспортной пошлине на нефть, которая идет в Беларусь. Россия готова продавать соседям по льготной цене лишь небольшую часть своих углеводородов. Ведомости отмечают, что увеличение пошлины затрагивает и интересы отказников. Компания Трайпл в том числе поставляет нефть на белорусские перерабатывающие заводы. Газпрому нужно решать проблему, поскольку монополист уже строит в Сочи лыжный комплекс на 16 тыс. зрителей и теперь ему придется совместить эту трассу с биатлонной.