Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Нефтяное руно»

Георгий ЧАНТУРИЯ: «Конкурентность проекта Одесса — Броды не подлежит сомнению»
3 сентября, 2002 - 00:00


Греческие мифы гласят, что золотое руно, охраняемое злым драконом, а потом украденное смелыми аргонавтами, хранилось на территории Колхиды (ныне — Западной Грузии). Согласно прогнозам современников, Западная Грузия, а именно портовый город Супса, вполне может стать «нефтяным руном» для Украины. Наша страна уже несколько лет пытается доказать себе и остальному миру свои нефтетранспортные способности. Для этого в 1995 году Киев взялся за строительство морского нефтетерминала «Южный» и нефтепровода Одесса — Броды, по которому можно поставлять каспийскую нефть в страны Западной Европы. Неограниченный скепсис, высказываемый относительно проекта, очень часто подтверждался медлительностью строительства трубопровода, неэффективными переговорами с партнерами. Наконец, в прошлом году нефтепровод был сооружен. Но и после этого все вопросы не исчерпались. Будет ли транспортная ветка полностью заполнена нефтью, будет ли она продлена до польского города Гданска, когда будет создан консорциум по управлению нефтепроводом? Ответить «Дню» согласился президент Грузинской международной нефтяной корпорации Георгий ЧАНТУРИЯ, который на прошлой неделе встречался с высшим руководством Украины. Грузия является одним из главных партнеров Украины по транспортировке каспийской нефти, поскольку именно по ее территории пролегает нефтепровод Баку — Тбилиси — Супса. Именно из Супсы нефть будет переправляться танкерами по Черному морю в Одессу.

— Не затянулся ли процесс создания международного консорциума на базе нефтепровода Одесса — Броды?

— Не затянулся. Думаю, что до конца этого года мы его создадим. Сначала в него, очевидно, войдут Украина, Грузия и Азербайджан. Потом могут присоединиться еще структуры из Казахстана, Туркменистана и Узбекистана. А дальше, возможно, из стран Европы: Румыния, Болгария, Чехия, Словакия, Германия, Польша. Заявление о создании консорциума будет сделано не позже ноября. Мы не спешили его создавать, потому что были привязаны к источникам добычи нефти, параллельно сооружались нефтяные трубопроводы. На первом этапе — Баку — Супса, на втором — Баку — Супса — Джейхан. И вот пришло то время, когда мы подошли к привлечению международных финансовых структур к этим проектам. Важно, чтобы мы осуществили правильные подходы с учетом жесткого и очень короткого временного фактора. Геополитические процессы, как известно, очень быстро меняются, приобретают новые формы. После 11 сентября появился особенно большой интерес к Каспийскому региону со стороны и европейских государств, и Соединенных Штатов. Как раз теперь понятно, что риск, который Украина взяла на себя при строительстве нефтепровода Одесса — Броды, полностью оправдан. Все коммерческие расчеты, которые мы проводили, показывают, что и упомянутый трубопровод, и продолжение его до польского города Гданск будет работать и будет создавать благоприятные условия для нефтедобывающих компаний.

— Имеет смысл создание консорциума без продления украинской части нефтепровода Одесса — Броды до Гданска?

— Несомненно. Украина сама по себе уже имеет довольно большую и развитую сеть трубопроводов, которые можно использовать для диверсификации транспортировки нефти и газа из Каспия.

— То, что Польша не спешит строить нефтепровод до Гданска, не свидетельствует о невыгодности проекта?

— Насколько нас проинформировали, между Украиной и Польшей переговоры были завершены совсем недавно. Польская сторона вроде бы выразила огромную заинтересованность. Сами европейские структуры сейчас по-другому оценивают роль Украины. Одним из двигателей воплощения этих проектов будет новая геополитика. Конечно, это не политический проект, а экономический и такие проекты в любом случае будут основываться на коммерческой привлекательности и рентабельности. В связи с этим хочу заметить, что в Супсе баррель нефти, которая прибывает через трубопровод из Баку, стоит $1,21, в Одессе после доставки танкерами он будет стоить всего лишь $1,5. Таких цен в Европе не существует! Поэтому конкурентность этой системы нельзя поддавать какому-либо сомнению. Раньше говорили, что нефтепровод Баку — Джейхан также никогда не будет построен, потому что он экономически невыгоден, и в Каспийском море нет столько нефти для экспортирования. В этой связи есть замечательные слова: собака лает, а караван идет. Люди, которые хотят заниматься делом, занимаются им, а те, кто не желает, разводят демагогию. Я с полной ответственностью заявляю, что украинская транспортная система имеет очень большое будущее. Украина может и должна сыграть ключевую роль для транзита каспийской нефти не только в Западную Европу, но на мировые рынки в целом.

— Грузия сейчас работает в сфере транспортировки нефти на несколько фронтов. С одной стороны, нефтепровод Одесса — Броды. С другой, Баку — Джейхан. Известно ли вам, что многими в Украине второй проект рассматривается как конкурент?

— И это неправильно. Такое мнение — самая большая ошибка. Баку — Джейхан не может являться конкурентом для Украины. Разве является Баку — Джейхан конкурентом для Каспийского нефтепроводного консорциума? Российская пресса преподносила его именно в таком свете. Говорилось, что этот проект не соответствует интересам России. Я же вам скажу: нет и еще раз нет. Больше того, осмелюсь утверждать, что проект Баку — Джейхан способствует притоку инвестиций в Россию. Каспийская нефть сегодня идет из Новороссийска по Черному морю и дальше — через Босфор. Пропускная способность Босфора в год всего лишь 35 млн. тонн в год. Вы думаете, что Босфор «осилит» 180 млн. тонн нефти, которая будет идти из Новороссийска в случае отсутствия линии «Баку — Джейхан»? Конечно, нет. Российские власти начали понимать, что Баку — Джейхан — не конкурентный проект. Та же ситуация и с Украиной. Украинская система позволит снизить объемы нефти, которые должны будут пройти через Босфор. Многие пока что не осознают босфорской проблемы. Не может Босфор принимать очень много нефти. Существуют при этом и большие экологические риски. Представьте, если танкер по каким-то причинам потерпит аварию в Босфоре. В любом случае, после этого Босфорский пролив будет закрыт как минимум на 3 — 4 месяца. Что делать в этом случае России? Не останется другого выхода, как идти в обход. Для этого и будут существовать самые короткие нефтетранспортные пути. В частности — через Украину.

— Раньше очень много говорилось о политической поддержке проекта «Одесса — Броды» Соединенными Штатами Америки. Вашингтон еще не потерял интерес?

— Нет. На разных уровнях в США заявляли, что одним из приоритетов развития нефтяных систем являются и украинские трубопроводы. Украина будет играть важнейшую роль в Европе, и ваша страна будет привлекать не только нефтяных инвесторов. Для Грузии партнерство с Украиной, которое основывается на исторических корнях, является реально стратегическим. Когда Украина обеспечит независимыми энергоресурсами страны Центральной Европы, то ее поддержат в этом и страны Европейского Союза, и Соединенные Штаты. В Вашингтоне неоднократно заявляли, что США выступают за альтернативные поставки энергоресурсов.

— Не существует ли опасений, что «полнокровная» работа альтернативных нефтепроводов через Грузию и Украину негативно отразится на отношениях с Москвой, в которой все упомянутые проекты воспринимали с определенной ревностью?

— Не думаю. Мы предлагаем свой проект и России — соединительный нефтепровод Новороссийск — Супса — Джейхан. Москва не должна быть против развития таких систем, поскольку сама в них заинтересована. Россия ведь использует газотранспортную систему Украины. Что помешает ей использовать нефтетранспортную?

— Наверное, горький опыт использования газотранспортной системы...

— Я больший оптимист в этом плане. Структура развития и объемы нефти и газа в Каспийском регионе будут диктовать совершенно другие условия. Инвестиционные затраты потребуют скорейшего возмещения. Используя только один транспортный путь, вы никогда не будете располагать возможностями выбора. Все будет диктовать экономика.

— Считаете, Украина не исчерпала доверия?

— К Украине есть доверие, она имеет огромный опыт работы с Западом. Хотя открытость и прозрачность, конечно, главные составляющие упомянутых процессов. Доверие надо строить. К сожалению, страны постсоветского пространства его не имеют. Поэтому одной из главнейших наших задач является привлечение всемирно известных компаний, которые поделятся с нами своим опытом. Каждый цент, каждая копейка будут четко и ясно возмещаться. Когда мы сооружали трубопровод Баку — Супса, то смогли вернуть доверие Грузии. Ни один цент не был украден. Это первый прозрачный проект западного типа. Просто мы должны отойти от старого мышления.

— Грузия способна обеспечить безопасность трубопроводов, проходящих через ее территорию?

— Это обязательство Грузии, и мы будем делать для этого все возможное. Хочу подчеркнуть, что для грузинского народа упомянутые нефтепроводы не только экономическая польза. Они являются гарантией политической независимости Грузии. Трубопровод Баку — Супса — фактически наша национальная идея. Когда он строился, то люди сносили собственные дома, отдавали земли (причем абсолютно бесплатно) для его прокладывания. Уже три с половиной года эта линия работает без всяких задержек. Газовая труба — для нас также настоящее спасение, потому что мы зависим сегодня только от одного источника, российского. Известно, сколько перекрывался газ Грузии, известно, сколько Грузия страдала и сейчас страдает. Поэтому, поверьте, Грузия зубами будет защищать те трубопроводы, которые нам дают и газ, и нефть. Я больше чем уверен — никаких проблем в безопасности трубопроводов в Грузии не возникнет. Потому что их защищает народ.

Сергей СОЛОДКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ