Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Нелегкий выбор»

Признав Абхазию и Южную Осетию, Россия бросила вызов международному праву
26 августа, 2008 - 19:01

Вчера Москва окончательно продемонстрировала, что собирается строить мир по новым правилам, без оглядки на международное право. Именно, так следует рассматривать действия российской власти, которая сначала провела операцию по «принуждению к миру» в Грузии, а затем спешно признала независимость Абхазии и Южной Осетии, которые признаны в мире как часть Грузии. В минувший понедельник Совет Федерации и Госдума России единогласно утвердили обращение к президенту с просьбой признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Последнюю точку в этом вопросе вчера поставил российский президент Дмитрий Медведев, подписавший указы о признании этих непризнанных более 15 лет республик. Президент России проигнорировал призывы Вашингтона и других западных лидеров не признавать Абхазию и Южную Осетию и придерживаться международного права.

Президент США Джордж Буш, в частности заявил, что «территориальная целостность и границы Грузии заслуживают такого же уважения, как и любого другого государства, включая Россию». Кроме того, как заявил официальный представитель Белого дома Тони Фратто, «статус обоих регионов в составе Грузии — это не вопрос, который должно решать какое-либо одно государство». По его словам, это вопрос для решения международного сообщества посредством механизмов ООН. При этом Фратто напомнил, что по обоим регионам «были приняты резолюции Совета Безопасности ООН, которые Россия, кстати, поддержала».

Не повлиял на Медведева и немецкий канцлер Ангела Меркель, которая выразила надежду, что «российский президент не подпишет эту резолюцию». На брифинге в Стокгольме она отметила, что решение российского парламента «не поможет улучшить обстановку, оно лишь усилит напряженность в регионе». Меркель также критиковала Москву за то, что российские войска до сих пор не полностью отведены из Грузии, в частности, из района Поти. Канцлер расценила это как «невыполнение Россией соглашения о прекращении огня, принятого при посредничестве ЕС».

Очевидно, в Москве все видится по-другому. Во вчерашнем телеобращении свое решение российский президент сформулировал, как «нелегкий выбор, но это единственная возможность сохранить жизни людей». При этом он послался на свободное волеизъявление осетинского и абхазского народов, положения Устава ООН, декларацию 1970 года о принципах международного права, а также ряд других международных документов. Президент России добавил, что подобный прецедент создали западные страны, признав независимость Косова.

Разумеется, что всю вину за происходящее Медведев возложил на Тбилиси, который, по его словам, «в ночь на 8 августа сделал свой выбор. Саакашвили избрал геноцид для решения своих политических задач». Очевидно, для начала надо разобраться, был ли геноцид, а для этого необходимо провести слушания в Международном трибунале в Гааге. Но для Москвы это, наверное, лишняя трата времени и к тому же, наверное, имеется очень мало фактов для того, чтобы суд вынес решение в ее пользу. Контролируемые властью СМИ убедили россиян в «преступности» режима Саакашвили и для Кремля этого достаточно.

Реакция мирового сообщества на заявление российского президента была мгновенной. Грузия обвинила Россию в неприкрытой аннексии своих территорий. Франция и Великобритания уже официально выразили сожаление по поводу решения президента России. «Мы считаем, что это решение достойно сожаления и вновь заявляем о своей приверженности территориальной целостности Грузии», — сказал Франс Пресс представитель МИД Франции. Британия также категорически отвергла действия России и высказалась за суверенитет Грузии. Министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт назвал решение Москвы «намеренным нарушением международного права». В Еврокомиссии также заявили, что подтверждают приверженность территориальной целостности Грузии. «Наша позиция в поддержку территориальной целостности Грузии была подтверждена в заявлении министров иностранных дел стран-членов ЕС 13 августа», — сказал журналистам представитель исполнительной власти Евросоюза Питер Пауэр.

Примечательно, что Москва по собственной инициативе решила на полгода заморозить миротворческое сотрудничество с альянсом. Вчера Москва отменила визит Генерального секретаря НАТО Яапа де Хооп Схеффера, который должен был посетить Россию 17 октября. Это одна из целого ряда мер, направленных на свертывание сотрудничества Москвы и Альянса. По словам постоянного представителя России в НАТО Дмитрия Рогозина, визит будет отсрочен до тех пор, пока отношения между сторонами не прояснятся. Москва, в частности, решила отложить визиты руководителей НАТО в Россию, а также отменить визиты кораблей и совместные учения, воздержаться от переговоров и консультаций по военным вопросам, обмена групп по линии НАТО, прием натовских специалистов в российских учебных заведениях, приостановить сотрудничество в научной области. Причиной этому Рогозин назвал «игнорирование миротворческой роли России на Кавказе».

Россияне часто говорят, что им ничего не надо от Запада. Но, мир давно стал глобальной деревней и от этого факта никуда не уйти. Подтверждением этого является ускоренное падение российского рынка акций после признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, индекс РТС скатился на 20 пунктов. При этом обвал цен ликвидных акций достиг 3—10%.

Очевидно, что своими действиями на Кавказе Россия пыталась достичь геополитических целей. Но, похоже, что ее миротворческая операция и вторжение в Грузию вызвали противоположный эффект. И Запад начинает отрезвлять и по-другому смотреть на Россию. Особенно действия России на Кавказе повлияли на Германию, которая на саммите НАТО в Бухаресте фактически затормозила предоставление ПДЧ Украине и Грузии. Именно так следует рассматривать слова федерального канцлера Германии Ангелы Меркель, которая теперь настаивает на немедленном предоставлении Украине и Грузии плана действий по приобретению членства в НАТО. Как сообщает Reuters, в Стокгольме Меркель заверила, что евроатлантичные стремления Киева и Тбилиси найдут поддержку.

Кроме того, на днях был опубликован доклад аналитического центра Европейского совета по иностранным делам, посвященного российско-грузинскому конфликту, в котором идет речь о том, что Европейский союз должен признать право Украины на членство в ЕС и НАТО, предложить более либеральный визовый режим, поддержать территориальную целостность Украины и интегрировать это государство в европейский энергетический рынок. В соответствии с докладом, в настоящее время своими действиями Россия пытается послать соседям — Украине, Молдове и Азербайджану — важный сигнал: отныне Москва будет отвечать агрессивнее на то, что она считает антироссийским поведением.

КОММЕНТАРИИ

Какие последствия будет иметь признание Россией Южной Осетии и Абхазии в регионе? Какие выводы должна сделать украинская власть?

Готова ли российская власть идти на ухудшение отношений с Западом и какую цену она готова заплатить ради признания Абхазии и Южной Осетии? Существуют ли со стороны Запада рычаги влияния на Россию?

Владимир ВАСИЛЕНКО, правовед-международник, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Украины, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины:

— Это признание будет иметь очень негативные последствия для Грузии. Потому что признание Россией Южной Осетии и Абхазии равнозначно непризнанию территориальной целостности Грузии. Признание этих государственных образований и является официальным политическим подтверждением их требования не считать себя интегральными частями Грузии. Юридическое признание всегда создает правовые основания для установления полномасштабных межгосударственных отношений во всех сферах. Это значит, что не только юридически, но и фактически Россия будет поддерживать отношения с этими образованиями, невзирая на то, что они являются частями территории Грузии. То есть и фактически, и юридически будет отрицаться суверенитет Грузии на эти территории. И состоится закрепление территориального разделения страны.

Несмотря на отношение Совета Безопасности, а также других государств к признанию Россией этих двух образований, Москва имеет возможность делать все, что ей заблагорассудится.

Конечно, у мирового сообщества есть определенные рычаги влияния на Россию. Например, Россию могут лишить места в G8 или притормозить вступление России в ВТО, прекратить участие России в Совете НАТО—Россия.

Государства могут применить экономические санкции в индивидуальном порядке, а также путем применения механизмов ЕС и НАТО. Но для этого необходима политическая воля.

Возникшая ситуация является следствием двух неразумных, безрассудных и стратегически бездарных, бездумных решений Запада. Первое решение касается признания Косово. И второе — неприглашение Украины и Грузии в ПДЧ. Ведь такое приглашение могло бы предотвратить эту катастрофу для Грузии. Запад не может или не хочет понять, что Россия сегодня не имеет ресурса для силового давления, невзирая на все громкие декларации, шантаж и угрозы. Западные государства также не понимают или не хотят понять, что членство Украины и Грузии в НАТО не приведет к дестабилизации в Европе и мире. Наоборот — на протяжении определенного отрезка времени отношения между Россией с одной стороны и Украиной и Грузией с другой улучшатся. Ведь российская властная элита поймет, что поезд ушел. И Россия уже не будет иметь возможности включить эти две страны в свою силовую орбиту с тем, чтобы в будущем осуществить свою мечту о восстановлении Великой России.

Что касается выводов для Украины, то во-первых, теперь всем стало ясно, что существует серьезная угроза территориальной целостности и независимости Украины. Чтобы противостоять этой угрозе, необходимо понимание и единство между всеми ветвями власти в Украине с тем, чтобы наше государство как можно быстрее стало членом НАТО. Нужно также разработать план действий на случай кризисных ситуаций, учитывая возможные провокации в Крыму, осуществляемые антиукраинскими силами, поддерживающимися Россией, и в связи с пребыванием Черноморского флота РФ. Наконец необходимо принять решительные меры против пятой колонны в Украине, действующей абсолютно свободно и безнаказанно. Вся агентура и все агенты российского воздействия чувствуют себя, как рыба в воде. Если сейчас не проанализировать ситуацию и не принять серьезные и системные меры, направленные на укрепление политического единства страны, защиту территориальной целостности и независимости Украины, то завтра может быть поздно.

Андрей ЗАГОРСКИЙ, профессор Московского государственного Института международных отношений, Россия:

— Наверное, вероятность того, что президент России Дмитрий Медведев подпишет обращение Думы и Совета Федерации больше, чем когда бы то ни было. Признание независимости Абхазии и Южной Осетии в период неурегулированного кризиса на Кавказе не будет способствовать успокоению обстановки. Как мы сегодня видим, движение в эту сторону встречает непонимание на Западе. И Буш, и Меркель общались с Медведевым и просили его не подписывать это обращение. То есть, признание не будет способствовать ни успокоению ситуации на месте в Грузии, ни улаживанию сегодня сложных отношений России с Западом.

Действительно, российская власть заявляет о готовности идти на обострение отношений с Западом. Насколько это блеф, а насколько это реальная готовность — пока остается под вопросом. При нынешних ценах на нефть у Запада мало рычагов влияния на Россию. Мы сегодня видим, что похоронена идея достаточно быстрого вступления России в ВТО. Вполне возможно, если ситуация будет развиваться таким путем, то Россию перестанут приглашать на встречи G8. Это, конечно, бьет по самолюбию, но не ограничивает Россию в действиях финансово. Думаю, что самое серьезное ограничение для России — это не общественное мнение внутри, которое формируется достаточно эффективно средствами массовой информации, сколько структурные слабости, которые имеются в России и которые начинают себя проявлять. Это связано с упадком военно-промышленного комплекса, на который было много надежд. В России происходит спад, и, несмотря на высокие цены на энергетическое сырье, прогноз на ближайшие три года достаточно скептический. Источники роста российской экономики за счет цен на сырье практически исчерпаны. Новые источники пока не появляются. Единственным источником являются государственные инвестиции. Существует немало сомнений в эффективности этих источников. Среди экономистов, в том числе правительственных, распространен достаточно трезвый и тревожный анализ развития российской экономики, но пока это не предмет разговора сегодняшних политиков. Мне кажется, что эти внутренние факторы будут больше подталкивать Россию к установлению отношений с Западом. Хотя, наверное, не сегодня, а в достаточно близкой перспективе.

Если брать внешнеполитическую сторону этого кризиса, то Россия заняла определенные позиции в Грузии, установила статус-кво и реализовала его. Российское руководство не хочет позволить Западу изменить это положение дел политическим и дипломатическим путем. И для того, чтобы иммунизировать себя от влияния, которое будет оказываться со стороны Запада, оно считает и других убеждает в том, что готово пойти далеко и принять ту цену, которую Запад ей предложит. На сегодня это так, а как будет завтра — это будет вопросом завтрашнего дня.

Пока эффект действий со стороны Запада ограничен и контролируется, но если мы будем идти не путем урегулирования кризиса, а путем его дальнейшего наращивания, в том числе признанием независимости, то эта цена будет выше. Пока в России сплошной патриотизм, замешанный на понимании того, что мы любой ценой докажем, что мы сильны.

Что касается прогнозов, сейчас важно остановиться на политической риторике. Когда мы сможем остановиться и как далеко зайдем в этой риторике — вопрос для меня открытый. От того, как далеко мы зайдем, будет зависеть и то, в каком направлении будет развиваться отношения России и Запада. Будут ли они дальше ухудшаться или мы будем постепенно выруливать на их нормализацию. Сколько времени на это понадобится —зависит от мудрости политиков. Хотелось бы верить, что в Москве будут обсуждаться разные решения в этом направлении, но, конечно, выражение властного консенсусного решения Государственной Думы по признанию Абхазии и Южной Осетии оставляют узкое пространство для маневра президента Медведева. Поэтому пока я вижу движение в сторону усугубления наших отношений с Западом.

Райнер ЛИНДНЕР, эксперт Немецкого института международных отношений и безопасности:

— Конечно, мы пока не знаем, как дальше поступит президент Медведев. Он внимательно прислушивается и к европейским, и к американским претензиям. С другой стороны, Государственная Дума и Совет Федерации уже проголосовали «за», поэтому для Медведева будет еще сложнее отказаться от этого шага. То есть, его решение будет связано с курсом во внешней политике России. Мы с нетерпением ждем, в каком направлении пойдет Россия после этого конфликта. Я думаю, что Запад в этой ситуации все же оказывает влияние на РФ. Как мы знаем, дипломатическая комиссия, которая была во время конфликта с миссией в Москве от Европейского Союза и от ОБСЕ, очень успешно там работала. С другой стороны, Россия уже более самостоятельная, более независимая от западных рекомендаций. Я думаю, это является чем-то новым во внешней политике России, она стала более прагматичной, более ориентированной на национальные интересы. Для Запада — это новый реализм во взаимоотношениях с Россией. Ценности, как оказывается, уже не играют самую главную роль в отношениях, больше влияют интересы России на постсоветском пространстве. Со своей стороны Запад должен выступать за то, чтобы такие государства, как Грузия и Украина, развивались стабильно. Запад сейчас больше, чем когда-либо, поддерживает и экономические, и политические перспективы этих государств. Сейчас задача Запада — поддерживать российских соседей и, конечно, влиять на Россию через международные организации, такие как «Большая восьмерка». Влиять так, чтобы Россия прислушивалась к международным стандартам. Сейчас мы с большим интересом наблюдаем, что происходит по соседству с Россией — в Украине. Как мне кажется, развиваются новые замороженные конфликты по соседству с ЕС. И это нас очень волнует.

Что касается перспектив получения Украиной и Грузией ПДЧ в связи с событиями на Кавказе, пока существует документ, который обещает, что Украина и Грузия будут членами НАТО, но без конкретных дат. Я думаю, сейчас появятся новые подходы к этому вопросу. Уже в декабре на саммите министры иностранных дел будут более интенсивно обсуждать этот вопрос. С другой стороны, если вопрос о членстве в НАТО будет решен очень быстро, тогда и позиция Росси будет еще более жесткой, чем раньше.

К слову, заявление Меркель о необходимости предоставления ПДЧ Украине и Грузии показывает, что изменяется позиция Германии. Ведь мы теперь более конкретно обсуждаем вопрос о сроках, об условиях, о перспективах для Украины и Грузии членства в НАТО, но это все-таки больше зависит от внутренних условий Украины и Грузии. Я думаю, это заявление Меркель касается такого расширения НАТО, при котором расширение Альянса позволят внутренние условия.

Теперь что касается рычагов влияния Запада на Россию. Запад и Россия находятся во взаимной зависимости. Россия хочет получить технологические новшества, хочет иметь безвизовый режим в перспективе, у нее есть интерес в Европе. Но с другой стороны, у Европы есть интерес в России. Поставки нефти и газа — это только один пункт. Взаимозависимость — гарантия того, что будут развиваться отношения между Европейским Союзом и Россией, но уже не на фоне ценностей, а на фоне интересов. Влияние Запада оказывается очень ограниченным.

Самая главная задача саммита ЕС, который состоится 1 сентября и будет посвящен событиям на Кавказе, — решить противоречия с РФ по вопросам Южной Осетии и Абхазии. И внутри Евросоюза сейчас есть разные позиции по этому поводу. Мы должны найти какой-то план, как дальше строить отношения с Россией и Грузией.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ