Федеральное правительство Германии столкнулось с первым испытанием после выборов. Германия получила предупреждение Европейской Комиссии за превышение размера бюджетного дефицита — ожидается, что уровень дефицита в 2002 и 2003 годах составит, соответственно, 3,8 и 3,1 процента. Согласно нормам зоны евро, дефицит не должен превышать трех процентов. Германию в результате могут оштрафовать на 10 миллиардов евро. Это, вместе с замедлением темпов роста немецкой экономики (0,2%), относительно высоким уровнем безработицы (9,8%) заставило экспертов говорить об экономическом кризисе в Германии, обращая особое внимание на то, что Германия является крупнейшей экономикой зоны евро. Кстати, по иронии судьбы, норма в три процента бюджетного дефицита была установлена по предложению бывшего министра финансов Германии Тео Вайгеля.
Проблема, с которой столкнулось немецкое правительство, на самом деле совсем не новая, но сейчас она достигла размера, о котором эксперты не предполагали, и с возможностью которого никто не считался перед выборами. Уже сейчас больничные и пенсионные кассы не знают, каким образом возможно профинансировать растущее число желающих помощи. Объявлено о банкротствах крупных предприятий, таких, как строительная фирма «Хольцманн», телекоммуникационная компания «Мобилком», медиа-группа «Кирх». Сокращаются тысячи рабочих мест, и даже в прежде благополучных городах, таких, как Мюнхен, появляются проблемы.
Реальные доходы от поступающих налогов получаются намного ниже, чем ожидалось, и именно это стало причиной «ямы» в государственном бюджете. Доходы от поступления налогов в 2002 и 2003 годах ожидаются на 31 миллиард евро ниже, чем прогнозировалось в мае, то есть, на 3,5 процента ниже запланированного уровня. Группа из так называемых «пяти мудрецов» — крупных экспертов при немецком правительстве обнародовала прогноз, согласно которому немецкая экономика уже почти не растет. Рост производства составит только 0,4 процента в этом году и в лучшем случае 1,4 процента в следующем. Почти во всех других странах Европейского Союза можно наблюдать намного большую динамику. Это стало не слишком приятным сюрпризом для министра финансов Ганса Айхеля. Правительство Герхарда Шредера и без того после выборов начало строгую программу экономии, и сейчас главным вопросом является — где взять деньги на главные государственные задачи. Города и коммунальные округи Германии уже давно считаются неспособными к любой деятельности по финансовым причинам. Сузились пределы возможностей и у федерального правительства.
Если говорить о причинах слабой немецкой экономики, то эксперты предлагают разные ответы. Считается само собой разумеющимся то, что события 11 сентября 2001 года и их последствия для мировой экономики не помогали немецкой промышленности. Германия входит в число самых крупных стран-экпортеров и сильно зависит от состояния своих экономических партнеров. Но более важной кажется совсем другая причина. Германии не удалось — как это сделали в 90-х годах Великобритания, Голландия или скандинавские страны — отказаться от бремени благополучного государства. Размеры социальной помощи для безработных, бедных и пенсионеров слишком велики, и это становится нагрузкой на тех, у которых есть работа, или тех, кто занят ее поисками. Ни один предприниматель не решится принять нового сотрудника на работу, если будет знать, что это связано с большими расходами помимо самой зарплаты. Однако немецкие профсоюзы сопротивляются каждой попытке изменить социальную систему. Правительству социал-демократов и зеленых не хватает мужества на борьбу с «защитниками» социального государства. Польский еженедельник «Впрост» несколько недель назад иронизировал над такой политической неуклюжестью, назвав свой материал «Немецкая Экономика». Раньше немцы подобным образом презрительно говорили о польской экономике.
Самой большой проблемой немецкой экономики останется восточная часть страны. За исключением нескольких хорошо развитых районов, таких, как Дрезден или Лейпциг, бывшая ГДР много потеряла. Кто может, тот ищет себе работу на Западе, из-за чего в целых районах уже никто не живет, остаются лишь старые люди и немного молодых, которые не имеют шансов найти работу. Содержание таких регионов обходится очень дорого. Каждый немецкий налогоплательщик дает каждый месяц «солидарную плату» для Восточной Германии. Куда эти деньги уходят и кому они помогают, мало кому известно. После объединения Германии не было ни одного правительства, которое было бы в состоянию решить основные проблемы.
Остается под вопросом, сможет ли правительство Шредера начать необходимые реформы. Партия зеленых — младший партнер коалиции — уже заявила, что перестройка социальных систем будет стоять в центре ее политики, что вызывает сопротивление близких к профсоюзам социал-демократов. Первые шаги реформ резко критиковали экономические эксперты, которым они казались недостаточными. Сотрудник известной немецкой консалтинговой компании Роланд Бергер сказал несколько месяцев назад, что Германии на основные реформы осталось около 5 лет. Если до тех пор ничего не произойдет, то начнутся уже настоящие проблемы.