Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Немецкий ключ к единству

Украине нужны политические деятели, которые будут сплачивать, а не раскалывать страну
2 октября, 2007 - 19:47
УСПЕШНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВОСТОЧНОЙ И ЗАПАДНОЙ ГЕРМАНИИ: КАНЦЛЕР ФРГ АНГЕЛА МЕРКЕЛЬ И ПРЕМЬЕР-МИНИСТР БАВАРИИ ЕДМУНД ШТОЙБЕР / ФОТО РЕЙТЕР

Сегодня Объединенная Германия отмечает свое восемнадцатилетие. Именно 3 октября 1989 года было принято решение об объединении Федеративной Республики Германии и Германской Демократической республики. Согласно решению, принятому канцлером Республики Германия Ангелой Меркель, в этом году немецкий народ отметит этот День объединения Германии в воскресенье, седьмого октября. Что в позитивном и негативном плане принесло объединение Германии Восточной части страны — бывшей ГДР, как сейчас жители этого региона воспринимают это историческое решение? Об этом читайте в материале немецкого депутата, который вырос и живет в восточной части Германии.

Было ли это случайностью? Перед тем, как я начал писать эту статью, по телевидению показали репортаж о «разделенной» Украине. Сначала подали сообщения со Львова и Галичины, а затем из Луганска и Донбасса. Была показана историческая карта. Я узнал о существовании правого и левого берегов Днепра и насколько различны люди на западе и востоке Украины.

И тем не менее, при всех исторических, языковых, культурных и партийно-политических различиях, люди по разную сторону берегов Днепра, во Львове и в Луганске чувствуют себя украинцами, принадлежащими одной единой, суверенной стране. И все они разделяют общие проблемы. Вот как высказался один горнорабочий из Луганска: «Мы хотим больше уважения и признания за наш труд».

Случайность или нет, но уважение и признание являются также для меня ключевыми словами, когда я думаю о единстве моей страны сорок лет разделенной на Запад и Восток.

3 октября 1990 года согласно постановлению ее первого и последнего свободно избранного парламента, Германская Демократическая Республика вошла в состав Федеративной Республики Германия. 17 млн. восточных немцев стали гражданами ФРГ. В этот день закончилось послевоенное время для объединенной Германии теперь уже с 82 мямиллионам жителей. Федеративная Республика Германия стала суверенным и полноценным членом содружества народов, которая могла опровергнуть опасения о возрождении националистических тенденций.

Кратко так можно обобщить финансовые данные для объединения Германии. С 1990 года с Западной Германии в Восточную поступило 1 300 миллиардов евро. Этими деньгами были профинансированы пенсионное страхование, страхование по случаю болезни, безработица, а также больницы, автомобильные магистрали, университеты, очистные сооружения.

На сегодняшний день федеральные земли Саксония, Саксония-Анхальт, Тюрингия, Мекленбург Передняя Померания и Бранденбург имеют ультрасовременную инфраструктуру. Но все же огромные финансовые вложения не привели к снижению безработицы на Востоке до уровня Западной Германии. Если уровень безработицы на Западе составляет в среднем 9%, то на Востоке она достигает 18 процентов и выше, а в некоторых регионах превышает даже 30%.

Высокий уровень безработицы ведет к эмиграции. Молодые люди, в особенности молодые девушки, переселяются туда, где есть хорошо оплачиваемая работа, в большинстве случаев на Запад Германии. Остаются пожилые люди и молодые парни без работы и без семьи. Поэтому радикальные партии находят тут поддержку как нигде в других местах.

Что же делать? Больше вкладывать финансовых вложений? Больше предоставлять программ по оказанию помощи? На это я твердо скажу, — нет! Нынешняя финансовая помощь, как и было договорено, закончится в 2019 году. В конце концов, Восточная Германия должна экономически стать самостоятельной. Экономические различия существуют не только между Востоком и Западом, они имеются и в самой Западной Германии между прибрежными областями Севера и баварской столицей Мюнхен на Юге страны.

И еще одно мне бы хотелось упомянуть. Хотя финансовые вложения Запада на Восток сокращаются, тем не менее их доля составляет 80 млрд. евро, что соответствует четырем процентам общегерманского валового национального продукта, который ежегодно за последние 20 лет увеличился только на 1,7%. Огромная часть солидарных денег выплачивается из сбережений Западной Германии.

Этих денег как раз и не хватает для модернизации, инвестиций и ремонта в самой Западной Германии. Таким образом, принятие и поддержка 17 млн. восточных немцев является для богатой Федеративной Республики сложной задачей.

После 17 лет развала ГДР и объединения Германии, Восток и Запад начинают друг другу рассказывать свои истории и биографии. Только таким образом можно достичь взаимного понимания и уважения.

Случайность или нет, но сегодня во главе государства стоит женщина, которая выросла в ГДР, физик Ангела Меркель. Она пережила 35 лет диктатуры и директивной экономики, а теперь уже 18 лет способствует формированию демократии и социально-рыночной экономики.

Моя страна срастается, люди начинают интересоваться, прислушиваться, разговаривать друг с другом и принимать друг друга во внимание. Того же самого я желаю Украине, по правую и левую сторону Днепра. Украине нужны политические деятели, которые будут сплачивать, а не раскалывать страну.

Несмотря на существующие трудности, Германии удалось экономическое единство, особенно для людей на Востоке страны. Все же эйфория осени 1989 года у многих людей уступает место скрытому недовольству, раздражению, разочарованию и досаде. Здесь можно провести параллель с зимними событиями на Майдане в 2004 году.

Что же произошло в Германии? Что изменилось? Многие восточные немцы желали и надеялись быстро и легко достичь жизненного уровня Западной Германии. Но распад ГДР и всего советского лагеря был полным развалом экономической системы, государственное банкротство. Сущность государства была уничтожена. Нужно было все заново строить. К тому же на мировом рынке после развала ГДР не продавались никакие продукты. Никакие продукты, никакой работы. Со временем люди теряли надежду и веру на лучшую жизнь.

Чувство разочарования неоднократно было последствием этого, при этом процесс глобализации ускорялся. Миллионы дешевой рабочей силы и недорогой продукции угрожали возрождающемуся промышленному производству. Это касается как Восточной, так и Западной Германии, что в свою очередь вселяет неуверенность работодателям и предпринимателям.

Изменение настроения имеет также духовные и эмоциональные компоненты. Зачастую не хватает взаимного уважения и признания различных судеб и жизненных путей. Многие люди на Западе жалуются на угрюмость и недовольство Востока. В материальном благосостоянии, с которым они должны делиться с другими, видят они результат собственного тяжелого труда. На Востоке люди считают, что они однобоко были наказаны за общее прошлое страны. В конце концов, им пришлось выплачивать репарации за последствия Второй мировой войны и быть под советским правлением на сорок лет больше чем Западной Германии, чье восстановление было сразу поддержано программой помощи плана Маршалла.

Но особенно важно для восточных немцев знать, что их жизнь и усилия в ГДР из-за банкротства страны не обесценены. Большинство восточных немцев прожили также достойную и подобающую жизнь. Ведь немногие сотрудничали с коммунистическим режимом. В неправильной стране тоже есть настоящая жизнь.

Манфред ГРУНД, управляющий делами фракции правящей ХДС/ХСС Немецкого бундестага. Специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ