Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Немного о символизме в политике

2 сентября, 1998 - 00:00

Пришли очень символические для Украины времена. Во-первых, чрезвычайно символический кризис в России, который не дает покоя всему миру. Во-вторых — очень символическая, особенно для Украины, попытка России из него выйти через нестандартное назначение премьер-министра и правительства. В-третьих — символической будет запланированная на 18—19 сентября встреча президентов Украины и России.

Символическое в этой встрече уже то, что планировалась она в Харькове, а состоится, как сообщается, в Москве — очевидно, Борис Ельцин сейчас ни политически, ни физически не может покинуть российскую столицу. Ибо вряд ли просто так перенесен его визит в Казахстан, вряд ли просто так Ельцин появляется на телеэкранах лишь для озвучивания заявлений о назначении Примакова и так далее. Символ постсоветских перемен, Ельцин фактически потерял контроль над государством, что доказала эпопея с назначением премьер-министра. Его эпоха, видимо, заканчивается, его реформаторские успехи — очевидны, особенно после финансового обвала. И поговаривают уже даже в высоких кабинетах в Москве, дата окончательного его ухода со сцены — только вопрос времени.

В этой ситуации особенно интересно выглядит Президент Украины Леонид Кучма, который сделал много заявлений в поддержку отвергнутого Думой Черномырдина. Его визит в Москву будет знакомством с новой Россией, к общению с которой он вряд ли готов — хотя бы потому, что в Украине пытается не допустить политического развития событий по московскому сценарию (в частности выхода на сцену до сих пор незаангажированного премьера и создания коалиционного правительства профессионалов). Что бы ни сказали Ельцин и Кучма друг другу сейчас, ясно одно: от этих обещаний мало что будет зависеть — так как, в частности, за газ потребуется платить и будут спрашивать за это жестко. И маневрировать между Россией, СНГ, Европой и США станет чем дальше, тем труднее — поэтому придется Киеву четко определяться с собственными интересами. И, как абсолютно верно отметил в интервью заместитель секретаря СНБОУ Александр Разумков, находить «нестандартные ходы» — поскольку от сотрудничества с Россией, действительно, деться (благодаря мудро поставленной украинской политике) некуда. А реального сотрудничества как не было, так и нет.

Символическим будет и то, что никакими рецептами «от Ельцина» ни в противостоянии Президента с парламентом, ни в реформировании экономики и всей системы управления государством мы воспользоваться уже не можем, так как их результат — очевидный. Возможно, это хоть на какое-то время отобьет у наших политиков желание «в Москву, в Москву!», как у чеховских сестер.

Не менее символическое то, что у другого нашего соседа и стратегического партнера — Польши — дела почему-то намного лучше, чем у нас. Возможно, какие-то рецепты, как этого достичь, подскажет сегодня в очередной раз Кучме польский министр иностранных дел Бронислав Геремек. Вопрос только в том, внимательно ли его выслушают в Киеве.

Виктор ЗАМЯТИН, международный обозреватель «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ