6 марта пройдут выборы в парламент Молдовы. Выборы в соседней стране сами по себе — значительное событие, а тем более сейчас, когда на них падает заметный «отблеск» событий оранжевой революции. Мировые СМИ уже пестреют статьями о возможном «экспорте оранжевой революции» и зачастую предрекают подобный последним выборам в Украине сценарий развития избирательной ситуации в Молдове. Однако нынешние молдовские социально-политические реалии, будучи частично схожи с нашими, имеют множество специфических черт.
СРЕДИ ЛИДЕРОВ — «ЕВРОПЕЙСКИЕ» КОММУНИСТЫ
Первая особенность заключается в уверенном лидерстве в электоральных рейтингах партии, находящейся при власти — Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ). Она уверенно выиграла выборы 2001 года, завоевав победу благодаря лозунгам преодоления экономических проблем, присоединения к Союзу России и Беларуси, предоставления русскому языку статуса государственного и так далее. Довольно сильными были ожидания четкого перехода Молдовы в орбиту российского влияния. Однако в течение трех лет при власти ПКРМ очень существенно отошла от приписываемого ей образа «пророссийских коммунистов». Сегодня она в авангарде евроинтеграционных устремлений Молдовы, о статусе русского языка и не вспоминается, а отношения с Приднестровьем во времена президентства Владимира Воронина иногда становятся еще более напряженными, чем во времена позднего Мирчи Снегура и Петру Лучинского.
Основными конкурентами ПКРМ выступают оппозиционные Блок «Демократическая Молдова» (БДМ) и Христианско-демократическая народная партия (ХДНП). БДМ строит свою кампанию на критике ПКРМ, которая, на их взгляд, не может поднять экономику и подавляет демократию. Особенностью БДМ является присутствие в главной части его избирательного списка ряда бывших молдовских высокопоставленных особ — экс-премьер- министра Брагиша и экс-спикера парламента Думитру Дьякова и некоторых других, а возглавляет Блок довольно влиятельная в политической жизни Молдовы фигура — мэр Кишинева Серафим Урекяну. Слабым местом БДМ считается ограниченность сферы электорального влияния столичным регионом и эклектичность программы, хотя с начала предвыборной кампании Блок показывает постепенную позитивную динамику популярности.
Христианско-демократическая народная партия во главе с ее лидером Юрием Рошка — «старожил» молдовской политики. Сохраняя устойчивую репутацию наиболее прорумынской и антироссийской политической силы, с самыми бескомпромиссными взглядами в приднестровском вопросе, она имеет свой стабильный электорат, однако вряд ли сможет набрать более 20% голосов избирателей.
Еще один реальный претендент на преодоление проходного барьера — Социал-демократическая партия Молдовы (СДПМ). Она имеет внешне привлекательную популистскую программу, рассчитанную в значительной степени на малый и средний бизнес, и может добиться успеха, сыграв на протестных настроениях электората, который «устал» от традиционных политических актеров.
Нынешняя социально-экономическая ситуация в Молдове хотя и не заслуживает эпитета «блестящая», однако отличается определенной стабильностью. ПКРМ предпринимает определенные шаги в поддержку собственных производителей, для оптимизации регулятивных механизмов, привлечения инвестиций, увеличения социальных выплат и так далее. Соответственно, рейтинг поддержки ПКРМ хотя и несколько снизился в течение 2004 года, но остается достаточно высоким, чтобы прогнозировать получение ею самого высокого среди прочих участников процента голосов.
МОЛДОВСКАЯ ОППОЗИЦИЯ СТАЛА ОРАНЖЕВОЙ
Несмотря на более низкие, чем у коммунистов, рейтинги популярности, оппозиционные силы питают амбициозные надежды на собственный успех на выборах. Тем более, что прошлогодние успехи украинской оппозиции существенно вдохновили оппозиционные силы в Молдове. Соответственно, молдовская оппозиция активно копирует украинскую «оранжевую» оппозицию как на уровне символов, так и на уровне отдельных методов политической борьбы.
Так, Христианско-демократическая народная партия Молдовы избрала оранжевый цвет в качестве официального для своей кампании, а одна из ее наиболее распространенных предвыборных листовок содержит фотографию Виктора Ющенко и лидера «народных христианских демократов» Юрия Рошка. «Демократическая Молдова» своим официальным цветом избрала желтый — соседний с оранжевым в спектре видимого света, выходя на митинги под лозунгами наподобие «Бесеску — Ющенко — Урекяну». В плоскости практического действия так же активно используются апелляции к международным, в частности, европейским структурам с обвинениями в адрес ПКРМ в нарушении избирательного законодательства и «нечестной игре».
Оппозиционные партии с начала 2005 года привели уже немало фактов, свидетельствующих, на их взгляд, о нарушении принципов демократичности выборов со стороны представителей ПКРМ. Анализ этих фактов, однако, не дает оснований для вывода о наличии спланированной массированной кампании против оппозиционных партий: по меньшей мере половина обнародованных конфликтных моментов касается не столько применения админресурса, сколько неурегулированных организационно-правовых аспектов избирательной кампании.
Соответственно, особых замечаний в адрес молдовских властей со стороны европейских наблюдателей пока что не прозвучало. Так, представитель ПАСЕ Жозетт Дюрье 31 января заявила, что «шансы для фальсификации предстоящих парламентских выборов мизерно малы». Во-первых, потому что «наблюдатели самым внимательным образом следят за их ходом», а во-вторых, потому, что «в течение последних лет имидж Республики Молдова в Евросоюзе значительно улучшился и маловероятно, что нынешнее руководство страны не понимает, насколько сильно его могло бы дискредитировать какое-либо мошенничество».
Однако, отголосок прошлогодних украинских событий прибавляет решимости оппозиционным силам для опротестования результатов выборов. Об этом уже заявили ХДНП и социал-демократы. Причем Юрий Рошка выхлопотал у кишиневской мэрии двухнедельное разрешение на проведение после дня выборов акций протеста в случае возможной фальсификации результатов. Добавив, впрочем, что «возможно, в этих акциях и не будет необходимости: ХДНП — сторонницы мирной передачи власти путем выборов».
ОППОЗИЦИЯ И «ПАРТИЯ ВЛАСТИ». ХОТЬ И РАЗНЫЕ, НО ТАКИЕ ПОХОЖИЕ
Конечно, растиражированные ожидания «украинского сценария» не могут не беспокоить действующую молдовскую власть, которая активно обвиняет оппозицию в замыслах осуществить «кукурузный путч» (выражение Владимира Воронина). В рамках превентивной кампании против возможного «украинского сценария» постоянным объектом обвинений в предубежденности в пользу оппозиции становятся и независимые мониторинговые организации, в частности, «Коалиция — 2005». Впрочем, соответствующее заявление ПКРМ вызвало жесткую негативную реакцию послов европейских стран, США, представительства ОБСЕ в Молдове, которые выступили в защиту деятельности независимых мониторинговых организаций, существующих на международные гранты.
Еще одной «жертвой» конфронтации официальной Молдовы с мониторинговыми организациями становятся российские граждане из числа участников предвыборной кампании. Еще 11 февраля власти Молдовы выслали из страны пятерых представителей российских правозащитных организаций, обвинив их в «незаконном мониторинге избирательной кампании». Через неделю после этого, 18 февраля, МВД Молдовы заявило о задержке и возможной высылке уже 16 граждан России, а с ними еще двух граждан Украины и двух — Казахстана. Обвинения те же: «незаконный мониторинг», на этот раз — «электорального климата», а также «изготовление провокационных фальшивок, профессиональная слежка за кандидатами в депутаты от ПКРМ, создание сети менеджеров из числа иностранных граждан, которые занимаются подкупом представителей избирательных комиссий».
Такие действия молдовской власти уже вызвали резкие ноты российского МИД и вынуждают подробнее остановиться на вопросе российского фактора в предстоящих выборах. В отличие от недавней президентской гонки в Украине, Россия не поддерживает явно ни одну из политических сил, и логика в этом, бесспорно, есть. Дело в том, что программные политические цели ведущих участников кампании — ПКРМ, БДМ и ХДНП — в целом не имеют принципиальных различий. В частности, все трое исповедуют близкие взгляды на две основные проблемы политической повестки дня Молдовы: вступление страны в ЕС и разрешение «проблемы Приднестровья». Это, кстати, обусловливает и показательную нейтральность еще одного весомого для Молдовы внешнего игрока — Румынии. Возможной причиной подобной позиции как России, так и Румынии является осознание руководством этих стран того, что безотносительно к результату выборов существенных изменений во внешней и внутренней политике Республики Молдова не произойдет.
Отсутствие реального антагонизма между тремя ведущими участниками парламентской предвыборной кампании является еще одним значимым аргументом в пользу маловероятности «украинского сценария» в Молдове. Возникновение массовых акций протеста возможно разве что в случае, если официальный результат какой-то из ведущих оппозиционных сил — «Демократической Молдовы» и ХДНП — будет низким, на грани непрохождения в парламент. Однако в случае преодоления ими проходного барьера и учитывая серьезные разногласия между этими оппозиционными силами долговременных акций протеста вряд ли стоит ожидать. Стремление официального Кишинева соблюдать европейские избирательные стандарты вместе с благоприятным отношением европейских структур к нынешней молдовской власти в свою очередь снижает вероятность конфронтационного сценария развития поствыборной ситуации.
Хотя нельзя исключать и неожиданного радикального развития ситуации благодаря «фактору Кишинева» (высокая концентрация в столице студенческой молодежи, преобладание среди жителей оппозиционных в отношении ПКРМ настроений и так далее). Отметим, однако, что действующий президент Молдовы Владимир Воронин показал себя политиком, способным на достижение компромисса, в частности в условиях массовых протестных акций (как это было в 2002 году во время протестов против обязательного изучения русского языка в школах).
Итак, подытоживая вышесказанное, с высокой вероятностью можно предположить, что наибольшее количество голосов на следующих выборах получит Партия коммунистов. Острота потенциальных поствыборных конфликтов, связанных с подведением итогов выборов, будет зависеть от конкретного результата ведущих оппозиционных сил — БДМ и ХДНП — и от наличия согласованности между ними в вопросе противостояния с центральной властью.
Вместе с тем, вряд ли Партии коммунистов удастся повторить успех 2001 года, когда она смогла получить в парламенте абсолютное большинство и единолично избрать президента Молдовы. Так же проблематичным представляется суммарное достижение необходимого для избрания президента большинства (60 депутатов) оппозиционными силами и достижение единства между ними. Все это может обусловить длительный переговорный процесс с целью обеспечения избрания президента Республики Молдова и заключения послевыборного альянса между ПКРМ и какой- то из оппозиционных сил.