Президентская кампания в Соединенных Штатах Америки приблизилась к апогею: наступило время прямых телевизионных дебатов между кандидатами на должность президента страны. Действующий президент, кандидат от Республиканской партии Джордж Буш будет выступать в прямом эфире против кандидата от Демократической партии сенатора от штата Массачусетс Джона Керри трижды: сегодня, 30 сентября, в Университете Майами, штат Флорида, потом, 8 октября, — в Университете Вашингтона в Сент- Луисе (штат Миссури) и наконец, 13 октября — в Аризоне.
Темами первых дебатов определена внешняя политика и защита граждан от терроризма, на второй очной встрече кандидаты, как предполагается, будут отвечать на вопросы еще не определившихся граждан, и третья встреча будет презентацией программ кандидатов по экономической и внутренней политике. Кандидаты на должность вице-президента также будут бороться за внимание избирателей на телевизионных дебатах 5 октября в Кливленде. Дебаты стали устоявшейся нормой американской политической жизни, за последние годы ни одному кандидату в президенты не удалось их избежать, и тем более — сослаться на чрезвычайную занятость по месту основной работы. Граждане бы не поняли (это было бы слишком похоже на неуважение к избирателям). И у такого кандидата, очевидно, не было бы шансов.
Интрига выборов в Соединенных Штатах — в том, что так же, как и в Украине, невозможно наперед определить победителя. При этом абсолютно невозможно предсказать, какую именно политику (или набор политик) будет проводить в жизнь очередной глава государства, насколько она будет отличаться от предвыборных заявлений и насколько это изменит ситуацию, расстановку сил, правила игры во всем мире. Рейтинги Джорджа Буша и Джона Керри практически равны. Одни опросы показывают незначительное преимущество действующего президента Буша, другие — распределение «50 на 50». Предвыборные съезды (конвенты) Демократической и Республиканской партий не дали возможности каждому из кандидатов вырваться вперед даже на недолгое время (как это традиционно происходило до сих пор). Но статистика газеты «The New York Times» свидетельствует, что по состоянию на сегодня президент Буш может заручиться голосами 257 выборщиков, сенатор Керри — 181. Еще 100 голосов — от тех штатов, где ни у одного из кандидатов нет преимущества. Для победы того или другого кандидата в президенты США за него должны отдать голоса 270 выборщиков. Таким образом, шансы Буша сейчас можно расценить как более высокие, чем Керри.
Первые телевизионные дебаты традиционно имеют наибольшую зрительскую аудиторию (сейчас говорят о 150 — 160 млн. зрителей), что имеет непосредственное влияние и на то, как пройдут следующие дебаты, и на ход избирательной кампании в целом. Темы, даты и места проведения дебатов согласовывали между собой специальные команды кандидатов. Насколько серьезно к этому относятся и «партия власти», и «оппозиция», можно судить по тому, что от имени Буша эти переговоры проводил экс-госсекретарь Джеймс Бейкер. Тематика первых дебатов, по свидетельству наблюдателей, дает определенные преимущества Бушу. Ведь он пытается проводить всю свою кампанию под лозунгом борьбы с терроризмом, он называет себя «военным президентом», отмечая, что именно ему пришлось возглавить войну против международного терроризма, и он пытается зачислить в свой актив успехи, достигнутые в Афганистане и Ираке. Еще до недавнего времени это магическим образом воздействовало на простого американца. Но сейчас социологические опросы фиксируют начало усталости американского гражданина от постоянного состояния войны, а также нарастание сомнений в том, что дела в Афганистане и Ираке действительно идут именно так, как нужно.
К тому же американцы более-менее знают, чего можно ожидать от Буша (мирового лидерства, жесткой политики в отношении радикальных исламистских группировок и тому подобное). Его предвыборная программа не содержала никаких новаций, но была понятна простому американцу прежде всего благодаря удачной игре на его традиционных чувствах.
В свою очередь, Керри — фигура малоизвестная не только в мире, но и в самих Соединенных Штатах. Под большим вопросом его попытка сыграть на страхах простого американца, а также постоянное напоминание, что именно переизбрание Буша на второй срок увеличивает террористическую опасность. Здесь Керри не может пообещать избирателю ничего другого, кроме американского лидерства в мире, но на принципиально другой основе — взаимного уважения при создании прочных союзов. Зато его позиции могут выглядеть сильнее во время вторых и финальных теледебатов, предполагают аналитики на страницах американской прессы. В частности, привлекательными могут быть пункты программы Керри в части обеспечения качественного образования, повышения уровня здравоохранения, экономического роста за счет внедрения новых технологий и принципов, увеличения рабочих мест.
Вряд ли значительно поможет Керри то, что свой собственный крестовый поход против Буша объявил Джордж Сорос, который собирается в тур по крупным американским городам, а перед этим выпустил брошюру, опубликовал сразу несколько острых антибушевских статей и открыл соответствующий интернет-сайт. Возможно, больше повлияет на настроения простого американца другой тур — звезд года. Это движение возглавляет легенда мировой рок- музыки Брюс Спрингстин, и его цель та же самая, что и у Сороса. Возможно, это первый известный случай, когда звезды призывают голосовать не «за», а «против».
Исследования, проведенные американскими институциями, показали, что за рубежом — от европейских столиц до Пекина и Джакарты — в целом Керри, который учился в Швейцарии, владеет французским, предлагает европейцам хотя бы показные равные отношения, а не откровенный диктат, выглядит значительно более привлекательным, чем Буш. Действующего президента США более склонны поддерживать в Израиле, Сингапуре и Индии, чему содействует позиция Буша в отношении радикальных исламистских группировок и свободной торговли. Правда, при президенте Керри госсекретарем США скорее всего станет Ричард Холбрук, один из самых известных американских дипломатов, отличающийся не только профессионализмом, но и жестким характером, что не способствует ожиданию радикальных изменений в американских подходах к внешнему миру.
В любом случае у американца не просто есть альтернативы в возможностях своего выбора, но и возможность оценить умение кандидатов держаться, отвечать на неудобные вопросы и бороться до конца. Ситуация же приближается к тому, что победителя придется определять с помощью средств, аналогом которых в спорте выступает телефиниш. В частности, известный по прошлым выборам штат Флорида так до сих пор и не определился в своих симпатиях.