Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ностальгия по Талибану

17 декабря, 2002 - 00:00

Страна фактически разодрана на зоны интересов между различными по религиозным убеждениям, этнической принадлежности и амбициям полевыми командирами. На севере, юго-востоке и востоке Афганистана до сих пор продолжаются междоусобные бои между главарями за власть и деньги. Представители центральных властей, даже при поддержке американских войск, в лучшем случае, вынуждены наблюдать за военными переделами в провинциях. В худшем — оказываются втянутыми в конфликты амбициозных афганских командиров, а иногда — виновными в дестабилизации жизни «верного президенту» люда в провинциях. Инцидент с подобными последствиями произошел в эти выходные в Кандагаре (втором по величине городе в стране). Кандагарский начальник полиции Ага Шерзай решил с помощью американских солдат провести рейд по изъятию оружия в доме одного из влиятельных полевых командиров юга страны. Ни одного боевика, как и нелегального оружия, обнаружить не удалось. Проверку же провели, как выяснилось, на... полицейском участке. Дело в том, что в Кандагаре насчитывается пять тысяч полицейских, которые фактически разделены пополам: одни верны начальнику полиции, другие — губернатору провинции Мохаммеду Акраму. В результате вышло, что полицейский босс перевернул все вверх дном на участке губернаторских полисменов. Американским военным пришлось извиниться, а главный правоохранитель Кандагара заявил о плохой осведомленности. Хотя для кандагарцев не секрет, что в прошлом Акрам и Шерзай были заклятыми врагами, а поэтому и сегодня пытаются нанести удар друг другу.

Другой случай «диспута» у афганцев недавно завершился кровопролитием. В начале декабря американцы вынуждены были бомбить территорию, на которой развернулся бой между группировками двух полевых лидеров на западе страны. Как следствие — 13 погибших и усиление антиамериканских настроений. Поддерживаемый Западом президент Хамид Карзай убежден, что порядок в Афганистан вернется только тогда, когда удастся разоружить неподчиняющиеся ему полевые отряды. Возложить эту нелегкую задачу он хотел бы на западные войска (афганские вооруженные силы пока что слишком слабы и малочисленны). Но здесь возникает другое противоречие: американцам во многих случаях придется идти на конфликт с теми полевыми командирами, которые во время антитеррористической кампании были на их стороне и воевали с талибскими солдатами. Например, у узбека Рашида Дустума сейчас многотысячная армия, собственный дворец, и он не думает переходить в ряды сторонников Хамида Карзая. Осмелятся ли американцы пойти против него, когда войска Дустума уничтожили немало талибов? Таких, как Дустум, в Афганистане десятки. Многие из них недовольны, что страной руководит представитель таджикского меньшинства Хамид Карзай, в то время как большинство составляют пуштуны. Впрочем, корни афганского беспокойства, скорее всего, в нежелании идти «под крыло» Кабула из-за собственных амбиций и интересов, не совпадающих с президентскими.

Сергей СОЛОДКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ