1 января 2007 года Бан Ки-Мун, бывший министр иностранных дел Южной Кореи, сменит на посту Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, проработавшего на этой должности десять лет. Аннан вдохновлял мир своими дипломатическими инициативами и лидерством в области борьбы с бедностью и защиты прав человека, но война в Ираке расколола мир и отвлекла внимание и финансовые ресурсы от кризисных регионов и критических долгосрочных проблем — таких, как изменение климата, сдерживание болезней, возобновляемые источники энергии и доступ к водным ресурсам. Недавно прошедшие в США выборы и рост влияния Азии в глобальном масштабе предоставляют хорошую возможность привлечь внимание мира к наиболее важным проблемам нашей планеты.
В дополнение к давним проблемам бедности, охраны окружающей среды, распространения ядерного оружия и реформы ООН, новый Генеральный секретарь получит в наследство множество «горячих точек»: Ирак, Иран, Афганистан, Палестина, Ливан, Сомали, Мьянма, Судан, Северная Корея и др. Недавние попытки повлиять на развитие событий в этих странах путем угроз и санкций, а иногда и войны, потерпели неудачу. В большинстве из них ситуация сейчас даже более нестабильна, чем пять лет назад. Очевидно, что нужен новый подход.
Ведущие державы Азии, в том числе и родина Бана Ки-Муна — Южная Корея — издавна предпочитали баланс дипломатии и экономических стимулов как способ решения сложных проблем. Идея состоит в том, чтобы, не полагаясь на санкции или угрозы силы, обеспечить долговременное благосостояние в нестабильных на сегодня регионах. Этот сбалансированный подход важен, потому что большинство горячих точек мира стали таковыми не только и даже не столько по политическим причинам, сколько из-за лежащих в их основе проблем: голода, болезней и экологического кризиса.
Возьмем, к примеру, Дарфурский кризис, который при обсуждении в Совете Безопасности ООН представлялся как конфронтация между суданским правительством и населением Дарфура. Но более глубокая истина состоит в том, что нестабильность в Дарфуре обусловлена нищетой и быстрым ростом населения, которому не хватает воды, продуктов питания, больниц, школ и других простейших необходимых вещей. Вместо того, чтобы сосредоточиваться на санкциях, крупнейшим державам стоило бы в сотрудничестве с суданским правительством предложить долгосрочные стратегии развития и содействовать их финансированию.
Разрядка кризиса в Дарфуре и в других местах будет одной из самых значительных проблем, с которыми предстоит столкнуться новому Генеральному секретарю. Тем не менее жизненно важно, чтобы ООН не просто металась от одной горячей точки к другой. Уникальная роль и уникальная возможность ООН заключается в том, чтобы взять на себя руководство процессом достижения согласия в глобальном масштабе по вопросам решения важнейших долгосрочных экологических и экономических проблем планеты.
Изменение климата, сведение лесов, рост населения и другие экологические перегрузки в грядущие десятилетия поставят под вопрос само выживание сотен миллионов людей во всем мире. Руководство ООН было бы очень кстати при предложении и выработке решений подобных устрашающих долгосрочных глобальных проблем.
В действительности в период с 1992 по 2002 годы страны-члены ООН подписали ряд договоров и соглашений, которые могут и должны создать основу для долгосрочных глобальных решений. Три договора стали результатом так называемой «Экологической конференции в Рио» — по изменению климата, сохранению биоразнообразия и опустыниванию. В 2000 году правительства стран— членов ООН приняли «Цели развития для нового тысячелетия», а в 2002 году — «Монтеррейский консенсус», в котором оговариваются конкретные усилия по трехкратному увеличению помощи беднейшим регионам для достижения международной цели: повышения объема внешней помощи до уровня 0,7% от совокупного ВНП богатых стран.
Следовательно, ключевым моментом для сегодняшней ООН является не выработка новых целей, а реализация уже поставленных. Это также очень в духе того подхода, который продемонстрировал Бан Ки-Мун перед вступлением в должность. Он ясно дал понять, что ООН должна реализовывать обязательства, принятые на себя мировым сообществом. Без практической реализации все договоры на свете ни к чему нас не приведут.
В течение срока своих полномочий Генеральному секретарю придется столкнуться с неотложной проблемой выработки глобального соглашения по вопросу об изменении климата на период после 2012 года, когда кончается срок действия Киотского протокола. «Цели развития для нового тысячелетия» по-прежнему далеки от реализации в беднейших странах, хотя отведенного времени осталось лишь девять лет. Несмотря на обязательство всех стран значительно уменьшить потери биоразнообразия к 2010 году, на огромных площадях экваториальных лесов и океанических территорий его уничтожение продолжается.
Если США будут более тесно сотрудничать с ООН, работая в ее системе, они найдут благожелательных партнеров в лице набирающих силу азиатских держав, которые намерены использовать свое влияние и ресурсы для решения проблем настоящего. В конце концов, страны Азии заинтересованы в глобальной стабильности в целях обеспечения собственного долгосрочного развития.
Они четко осознают свое растущее влияние в мире в качестве инвесторов, торговых партнеров, а также стран, вносящих вклад в изменения окружающей среды — и становящихся его жертвами. Развитые страны Азии могли бы оказать закулисное содействие разрядке кризисов в Дарфуре, Северной Корее, Мьянме и в других местах. И они сыграют важнейшую роль в формировании новых, основанных на сотрудничестве, подходов к вопросам изменения климата, нехватки воды и тому подобным.
Новый Генеральный секретарь вступает в должность в то время, когда мир жаждет разрешения терзающих его проблем. Важно то, что широкое соглашение по ряду общих целей уже достигнуто. Эти цели достижимы. Дело за их реализацией.
Джеффри САКС — профессор экономики и директор Института Земли в Колумбийском университете