Россия намерена в следующем году переселить из-за рубежа 50 тысяч соотечественников, а в целом за три года — 300 тыс. человек. Этот проект предполагается реализовать в рамках пятилетней «Российской программы переселения», принятой на днях властями страны-соседки. «Программа задумана не только из гуманитарных соображений, но и для решения конкретных экономических задач. Она изначально призвана регулировать миграционные потоки в стране», — сообщил директор Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский. По его словам, весь проект рассчитан на период до 2012 года и предполагает привлечение в Россию в 2008 году — 100 тысяч, а в 2009-м — 150 тысяч человек. Сколько именно средств понадобится на эти цели — точно неизвестно. Российский чиновник лишь сообщил, что только на 2007 год, когда программа будет действовать в 12 пилотных регионах, нужно 4— 5 миллиардов рублей. «К концу 2007 года мы проанализируем ситуацию с пилотными проектами и поймем, сколько денег из центра нужно выделять остальным», — отметил К.Ромодановский.
Государственная программа помощи соотечественникам, возвращающимся в Россию упрощает порядок получения российского гражданства и гарантирует им социальную поддержку. Запланированное переселение предполагает, что соотечественник будет жить и работать в выбранном регионе не менее двух лет, в случае досрочного переезда в другой регион ему придется возместить расходы на переселение в Россию. «Конкретного переселенца мы никуда не направляем, мы просто создаем ему условия для труда и жизни. Выбор всегда остается за ним. И если ты решил досрочно спрыгнуть с того места, которое сам выбрал, то будь любезен возместить затраты на твое переселение в Россию», — сказал Ромодановский, объяснив, что в службе надеются, что за два года человек «все-таки сможет укорениться на принявшей его территории».
Что же касается тех мигрантов, кто попал в РФ раньше и живет здесь нелегально, глава ФМС считает, что решение по упрощенному получению ими правового статуса можно было бы принять с помощью подзаконных актов — указом президента.
Федеральная программа «добровольного переселения» призвана серьезно упростить возвращение в страну представителей титульных российских национальностей, ныне проживающих за рубежом. «Русским иностранцам» из ближнего и дальнего зарубежья обещают в течение месяца оформить гражданство России, компенсировать затраты на возвращение, выплатить пособие на обустройство, выдать особый соцпакет, предусматривающий обучение и медицинскую помощь, и даже обеспечить им льготные ипотечные кредиты для покупки жилья. Она призвана стать связующим звеном в цепи государственных мероприятий, направленных на спасение российской демографии и привлечение в страну квалифицированных кадров. В скором времени стать россиянами могут не только бывшие граждане СССР, но и их дети.
Что стоит за пятилетней «Российской программой переселения», будет ли она реализована? Об этом читайте в комментарии российского эксперта.
КОММЕНТАРИЙ
Мария ЛИПМАН , член научного совета Московского центра Карнеги:
— Проблема демографического развития России стоит чрезвычайно остро, и то, что ею правительство намерено заниматься, было сказано в ежегодном обращении Путина в этом году. Он поднял эту тему, и с тех пор она очень активно обсуждается. Проблема абсолютно реальная, меры действительно совершенно необходимы. Причем демографическая проблема уже достигает того уровня, когда реально России грозит нехватка рабочих рук. Иммиграция в Россию — это насущная проблема, связанная с тем, что стране нужны люди рабочего возраста, которые могут восполнить недостачу трудовой силы самой России. В какой мере эта программа осуществима среди населения и как она будет осуществляться? Одновременно с инициативами по либерализации иммиграции в Россию возникают инициативы, связанные с ожесточением правил пребывания иностранцев на российской территории. Недавно высказывалась инициатива по ожесточению прописки, что приравнивается к регистрации. И не совсем понятно на сегодняшний день, в чем состоит политика привлечения людей в Россию. Для того ли, чтобы указать им то место, где они должны работать, как тогда человека удержать на этом месте. Человек только тогда едет, когда он сам себе может выбрать место проживания.
Я не знаю, как будут отбираться кандидаты на переселение. Будут ли это российские граждане или русскоязычное население? Будут ли преимущества у людей на основании их происхождения? Все это не совсем понятно и мне представляется, что такие массовые миграции — это процесс очень деликатный, сопряженный с возникновением каких-то социальных трений, проблем взаимоотношений с местными. От этого не застраховано никакое государство, а уж Россия, в которой этнические и расовые толерантности находятся на очень низком уровне... Как будет осуществляться это «переваривание» больших групп населения — это большой вопрос. Одно дело принять решение, что мы готовы принять 300 тысяч человек, а другое дело, как будет осуществляться адаптация этих людей.
Вопрос состоит и в том, сколько людей готовы переселится? Советский Союз распался 15 лет тому, и те, кто действительно стремился уехать со своих родных мест в силу разнообразных причин, уже изменили место жительства. Квалифицированная рабочая сила, люди с высшим образованием в Туркменистане, Узбекистане, Таджикистане уехали в первые годы после распада Союза. Оценки демографов на сегодняшний день состоят в том, что не слишком велик резерв людей русской культуры и какой-нибудь квалификации, которых Россия хотела бы прежде всего получить.
Сама по себе идея переселения несомненно правильная в силу очень сложной демографической ситуации в России, потребности в рабочей силе. А вот как будет выглядеть ее осуществление и на сколько последовательно будет проводиться эта политика, потому что это политика именно привлечения людей, а не указания им и применения каких-то политических мер, чтобы не приписывать им место работы и давать возможность перемещаться так, как они хотят. Неизвестно, не перемешаются ли в этой политике совсем другие начинания и другие амбиции, гораздо более жесткие и менее либеральные. Это несомненно может вызвать какие-то неожиданные проблемы, к которым администрация будет не готова.