Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Новые медиа vs традиционные,

или Какую роль могут сыграть социальные сети в установлении глобальной демократии
12 сентября, 2011 - 20:34

Борьба за глобальную демократию лишь началась, но никто не знает, когда она закончится. Об этом заявил премьер-министр земли Бранденбург Матиас Плацек на открытии международной конференции M100 Sanssouci Colloquium 2011 под названием «Глобальная демократия — триумф социальных сетей?», которая 8 сентября в седьмой раз проходила в Потсдаме. Хотя пока не понятно, что будет на Ближнем Востоке, но революции в Тунисе, Египте, восстание и гражданская война в Ливии, столкновения в Сирии подают надежду, отметил господин Плацек. В своем кратком и достаточно обоснованном выступлении премьер-министр отметил, что революции до сих пор делают люди, а медиа могут лишь помогать, потому что, как и раньше, справедливой остается аксиома, что для успеха революции необходима критическая масса людей, которые выступают против несправедливости.

Господин Плацек также отметил, что революцию можно назвать успешной, когда после ее свершения в стране установится новый демократический порядок. По его словам, важным является привлечение всех в игру, создание независимых масс-медиа, и Запад должен в этом поспособствовать.

Большинство участников конференции соглашались с мнением главы правительства Бранденбурга и рассказывали об особенностях арабских революций. В частности, директор тунисской социальной сети Global voices Online Сами Бен Гхарбиа отметил, что в Тунисе все социальные сети, участники которых могли обмениваться информацией, видеоматериалами, были заблокированы властью. В 2009 году был заблокирован даже Facebook. Но в результате масштабных протестов, которые продолжались 10 дней, президент вынужден был возобновить работу этой сети. По словам Бен Гхарбиа, Facebook помог мобилизовать население, передавая картинки репрессий, запугивания. С другой стороны, добавил он, телеканал Aljazeera был главным источником снабжения информацией, а также показывал, как свергнуть правительство.

Директор Global voices Online отметил и недостатки социальных медиасетей. По его словам, они страдают от непрофессионализма, распространяют много слухов, непроверенных сообщений. Вместе с тем он считает, что после революции социальные сети могут играть позитивную роль, организовывать дебаты по существующим в стране проблемам, будущей конституции и тому подобное.

Директор расположенного в Касабланке Центра за свободу масс-медиа на Ближнем Востоке и Северной Африке Саид Эсулами считает, что масс-медиа должны поддерживать людей в их борьбе за освобождение от тирании. Вместе с тем он отметил позитивную роль социальных сетей, которые предоставляют информацию о репрессиях полиции и секретных служб против народа и таким образом помогают побороть страх. И главное, отметил Эсулами, чтобы люди почувствовали психологический момент: сейчас или никогда.

Между тем доктор Асиэм Эль Дифрауи из берлинского Института международной политики и безопасности считает, что после революций в Тунисе и Египте необходимо больше обращать внимание на создание надежных источников информации, рассказывать людям, как работает демократия в больших и малых городах, как действует конституционной суд, как проводятся выборы.

По мнению редактора Economist по вопросам Ближнего Востока и Африки Ксана Смайли, демократия изменит этот регион, он не будет больше таким, каким был до сих пор. Вместе с тем он отметил, что Тунис и Египет не являются демократическими странами, им нужно много сделать, чтобы достичь этого.

И в самом деле, в этом отношении в этих странах существуют проблемы. Главный редактор тунисского Радио Калима Сихем Бенседрин сказала, что возглавляемая ею радиостанция не может получить разрешения на трансляцию в FM диапазоне. По ее словам, правительство хочет контролировать социальные сети, и «мы до сих пор боремся за свободу».

Более оптимистично рассматривает роль социальных сетей Слободан Джинович, основатель студенческого движения OTPOR, которому удалось свалить диктатуру Милошевича. По его мнению, социальные сети и новые технологии ускоряют осуществление революций. «Нам удалось устранить диктатора Милошевича за 10 лет, в Грузии революцию удалось осуществить за 2-3 года, в Украине — за один год, а Египте и Тунисе — за несколько месяцев», — сказал Джинович. Вместе с тем он обратил внимание на то, что диктаторы или авторитарные режимы учатся использовать новые технологии социальной сети в свою пользу.

Не обошли участники конференции положения в таких двух странах как Беларусь, которая имеет последнего диктатора в Европе, и Россия. Как отметил руководитель службы новостей Radio Free Europe Джей Толсон, в Беларуси и России есть много социальных сетей, но не хватает основы — сильного гражданского общества. Кроме того, обратил внимание Толсон, Россия использовала разочарование в революциях на постсоветском пространстве в свою пользу, и на российском телевидении арабские революции сравнивались с цветными революциями в Украине, Грузии и Киргизстане. Он также предостерег, что некоторые диктаторы могут использовать социальные сети, чтобы помешать созданию гражданского общества.

Со своей стороны, главный редактор польского еженедельника FACT Гжегож Янковский соглашается, что действительно социальные сети помогают обмениваться мнениями, но не согласен с тем, что благодаря ми могут происходить революции. Когда возникало движение «Солидарность», то не было ни социальных сетей, ни оппозиционных газет, напомнил польский журналист. По его мнению, новые медиа могут облегчить нашу жизнь, но обмен мнениями не имеет отношения к смене правительства, — отметил Янковский.

Говоря о влиянии новых масс-медиа на традиционные, участники соглашались с тем, что традиционные медиа не могут игнорировать изменения и, чтобы выжить и быть успешными, должны адаптироваться. По мнению исполнительного редактора каирской газеты Al-Masry Al-Youm Фатхи Абу Хатаба, Интернет продемонстрировал ограниченность традиционных СМИ. «Люди ожидали новых медиа, потому что были недовольны традиционными», сказал он. Вместе с тем, добавил он, это еще вопрос, остаются ли традиционные медиа традиционными, поскольку многие из них перешли в Интернет и имеют собственные веб-страницы. Директор фонда Electronic Frontier по вопросам свободы слова во всем мире (Сан-Франциско) Джилиан Йорк обратила внимание на то, что печатные СМИ начали публиковать материалы о том, что делается и обсуждается в социальных сетях. По ее словам, некоторые телеканалы стали вещать 5-минутные передачи, в которых рассказывается о том, что делается в социальных сетях. Нужно совмещать социальные сети и традиционные масс-медиа, считает она.

Между тем Фатхи Абу Хатаб сказал, что традиционным масс-медиа нужно искать соответствующую бизнес-модель, чтобы быть успешными. По его словам, есть подписка новостей по мобильному телефону и SMS-сервис, как это уже делает его издание.

Хоть мнения участников этой конференции и разделились, однако они были единодушны в том, что регион Северной Африки и Ближнего Востока, где состоялись арабские революции или еще состоятся, уже не будет таким, как раньше. Также ни у кого нет сомнения, что внедрение демократии в этом регионе будет зависеть в большей степени от самих народов этих стран.

Мыкола СИРУК, «День», Потсдам — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ