Украина не станет членом Европейского Союза. Это заявление вчера распространили украинские масс-медиа, ссылаясь на интервью вице-президента Европейской Комиссии Гюнтера Ферхойгена немецкому изданию «Ди Вельт». Насколько серьезно следует воспринимать сказанное брюссельским функционером, который, с одной стороны, не уполномочен делать подобные заявления (в его компетенции нынче находятся вопросы предпринимательства и промышленности), а с другой — он отображает настроения, царящие в коридорах Еврокомиссии?
Гюнтер Ферхойген — не первый и, очевидно, не последний представитель ЕС, закрывающий перед Украиной двери «евроинтеграции». Несколько лет назад экс-президент Еврокомиссии Романо Проди сделал не менее скандальное заявление, отметив, что ощущение себя европейцем еще не является достаточным основанием для того, чтобы претендовать на членство в ЕС: мол, Новая Зеландия также может ощущать себя европейской по духу общественной жизни или политической культуры, но это еще ничего не означает. «Прославился» своими пассажами раньше и Гюнтер Ферхойген, который до недавнего времени занимал в Еврокомиссии должность комиссара по вопросам расширения. Тогда его заявление было воспринято едва ли не как вердикт в последней инстанции: Украина останется вечным соседом ЕС. Произошло это, в частности, осенью 2002 года, когда во время полемики с экс-президентом Украины Леонидом Кучмой в австрийском Зальцбурге господин Ферхойген подчеркнул: «Члены ЕС не готовы к присоединению Турции, еще меньше они готовы рассматривать перспективы членства такого государства, как Украина». Немало экспертов четыре года тому назад решили, что критическое заявление европейского комиссара было вызвано не столько глубоким изучением «украинского вопроса» в контексте следующих волн расширения Евросоюза, сколько фигурой политика, с которым он вел тогда дискуссию... К бывшему украинскому руководству после ряда внутриполитических скандалов на международной арене относились с подчеркнутой осторожностью. Собственно, много аналитиков объясняли тогдашний визит Леонида Кучмы в Зальцбург не столько внешнеполитической целесообразностью, сколько политическими неблагополучиями внутри страны: в Киеве именно в те дни проходили акции оппозиции. Поэтому и казалось, что евроинтеграция Украины приобретет более реальные очертания со сменой политических элит в государстве.
Времена изменились... Оранжевая революция оказалась абсолютно неожиданной для Брюсселя, не менее неожиданными стали и заявления нового руководства Украины о евроинтеграции. Хотя в ЕС и привыкли слышать про украинскую евроинтеграцию, но Брюссель не ожидал, что рано или поздно придется давать четкий ответ на «еврошаги» Киева. С шоком в большинстве столиц ЕС встретили и заявления «оранжевых» политиков о предоставлении заявки на членство. Если бы Украина демонстрировала последовательность и решительность в евроинтеграционном направлении, то Брюсселю действительно ничего бы не оставалось, как говорить откровенно о своей неготовности к расширению. Пока же у ЕС достаточно оснований заявлять о том, что именно Украина должна сначала выполнить большой массив домашней работы, прежде чем претендовать на место под «еэсовским солнцем».
Заявление Гюнтера Ферхойгена — своеобразное напоминание о том, что вопрос членства Украины в ЕС пока что остается открытым (а для определенной части брюссельских функционеров — целиком решенным в негативном для Киева смысле). Украина просто может быть лишена возможности воспользоваться учредительным принципом ЕС о политике открытых дверей. В упомянутом интервью Ферхойген провел четкую линию будущих волн расширения. По его мнению, на протяжении следующих лет Европейский Союз продолжит расширяться и за 20 лет в него постепенно войдут все европейские государства. Впрочем, по мнению чиновника, это не будет касаться стран-наследниц Советского Союза — России, Грузии, Молдавии, Беларуси, Украины и республик Кавказа, сообщает Немецкая волна.
Ферхойген, конечно, не показатель настроений в ЕС. Польские или литовские дипломаты, например, придерживаются противоположных взглядов относительно европейских перспектив Украины, однако и они не являются показательными. Полагаться на «адвокатов» в ЕС Украина может, но в первую очередь она должна рассчитывать на собственные силы. Польша и Литва будут всегда готовы помочь Киеву, если для того будет достаточно оснований. На прошлой неделе, например, министр иностранных дел Польши Стафан Миллер, выступая перед депутатами Сейма, призывал страны ЕС к более тесному сотрудничеству в выработке общей внешней политики ЕС. Он отметил, что Польша неизменно выступает за расширение ЕС на восток и в дальнейшем будет поддерживать вступление Украины в ЕС.
У Украины действительно сейчас немного аргументов для краткосрочной реализации европейских стремлений. Именно поэтому заявление Гюнтера Ферхойгена должно насторожить украинских политиков. Хотя бы для того, чтобы его мнение не стало доминирующим в ЕС. Ведь Украина поневоле может сама закрыть перед собой двери в ЕС.