Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Новый шанс для европейской политики

Большинство политических лидеров Европы хотят, чтобы Европейский союз вышел из текущего кризиса более сильным и более сплоченным
31 мая, 2013 - 11:16
Фото с obozrevatel.com

Большинство политических лидеров Европы хотят, чтобы Европейский союз вышел из текущего кризиса более сильным и более сплоченным. Но экономическая политика, которая применяется в большинстве странах ЕС с начала кризиса, привела к появлению беспрецедентной угрозы более глубокой интеграции и того, что уже было достигнуто.

После пяти лет финансового и экономического кризиса во многих странах ЕС — Франции, Великобритании, Италии, Австрии, Нидерландах, Финляндии, Греции, Португалии, и даже Германии — на первый план вышла антиевропейская политика. Нарастающее недовольство институциями стало реальностью почти везде в Европе. Единственный выход для преодоления экзистенциалистического кризиса Европы и выполнения требований граждан относительно изменений — это фронтальная конфронтация внутренних оппонентов Европы: политика без смягчений.

Европе нужно, в первую очередь, разорвать заколдованный круг экономического спада, безработицы и жестких мер экономии, который крепко ее сжимает. А это значит, прежде всего, переориентировать экономическую политику на рост, создание рабочих мест и реструктуризацию учреждений. Невозможно продвигаться вперед к политическому союзу, бросая на пути европейских граждан. Именно такое впечатление и производят неизменные меры жесткой экономии. Жертвы, как считает слишком большое количество европейцев, не закладывают основу для лучшей, более процветающей Европы, а наоборот влекут за собой фатально резкий спад в экономике.

Европейские лидеры не могут оставаться пассивными перед лицом опасного популистского цунами, которое проносится сейчас по континенту, и они это знают. Пока еще есть время на реагирование, демонстрируя при этом сильное управление и отдавая предпочтение экономическому росту, а не близорукой политике. Однако время это ограничено, часы тикают.

Следующий год решит, поскольку в нем заканчивается текущий политический цикл и начинается новый. Будет новое немецкое правительство, выборы в Европейский парламент, и в конце года новая Европейская Комиссия. Именно на это политические лидеры должны направить свои усилия.

Никто не хочет провала ЕС из-за недовольства своих граждан. Чтобы воспользоваться преимуществами политических возможностей, которые появятся в 2014 году, необходимо уже сейчас приложить максимум педагогических усилий. Европейские граждане уже продемонстрировали чувство ответственности и способность жертвовать, но они должны знать, что их надежды (на высший уровень трудоустройства и стандартов жизни) не напрасны.

Если этого не случится, европейские выборы в следующем году могут привести к неудачному парадоксу. Как только, в результате Лиссабонского соглашения, Европейский Парламент приобретет больше полномочий, чем когда-либо, риск подвергнуться осуждению за пассивность будет очень высок. Если, отражая настроение стран-членов ЕС, выборы приведут к образованию фрагментарного парламента (возможно из-за низкого уровня активности избирателей), то паралич, недовольство и неэффективность гарантированы.

Именно поэтому политические лидеры Европы должны воспользоваться преимуществами политического цикла, который приближается, чтобы откорректировать деятельность институций ЕС и усилить демократическую легитимность, таким образом дать им возможность ответить более сильной интеграцией на евроскептицизм и временные двусторонние соглашения. Если европейцы должны преодолеть свой страх потерять суверенитет, чтобы достичь политического союза, необходимо возобновить и воспитать у людей гражданское чувство принадлежности к Европе и ее институциям.

Чтобы достичь этого, нужно, кроме всего прочего, возобновить французско-немецкую ось как движущую силу Европы. А это также предусматривает, что европейский бюджет должен отвечать ожиданием и быть достаточным, чтобы решить будущие проблемы. Решение этих вопросов настолько же важно, как и решение экономических проблем отдельных стран. В действительности, в большей степени это одна и та же проблема.

Институции легитимизируются частично за счет своей эффективности. ЕС должен возобновить свой авторитет, защищать совместные интересы и согласовывать их с национальными. Европейский парламент сможет реализовывать свои полномочия лишь тогда, когда граждане будут чувствовать, что там представляют их интересы. Как недавно отметил вице-президент Брукингского Института Кемаль Дервиш: «Если независимым технократам позволить определять долгосрочную политику и ставить задачи, в то время как демократическое большинство не имеет возможности на это влиять, то сама демократия в серьезной опасности».

В следующем году также будет отмечаться столетие с начала Первой мировой войны. С того момента и до настоящего времени Европа пережила худшие и насладилась лучшими моментами своей истории. Мы должны помнить о чрезвычайном символизме этой даты, чтобы понять, насколько сильно Европа изменилась, и, в то же время, осознать необходимость защищать эти изменения. ЕС — один из крупнейших политических рубежей человечества. По этой причине и с целью окончательно выйти из сложной ситуации, в которой сейчас оказались европейцы, лидеры Европы должны работать с убеждением, что будущее безусловно связано с более интегрированным и способным союзом.

Проект Синдикат для «Дня»

Хавьер СОЛАНА работал Верховным представителем Европейского Союза по вопросам внешней и безопасностной политики, Генеральным секретарем НАТО, и министром иностранных дел Испании. В настоящее время он — президент Центра глобальной экономики и геополитики международной бизнес-школы ESADE, а также заслуженный член Брукингского института


КСТАТИ

Европа решила  облегчить себе бремя жесткой экономии

Некоторым государствам-членам Евросоюза позволят замедлить темпы сокращения бюджетных расходов из-за угрозы замедления экономического роста, заявила Европейская комиссия, сообщает Би-Би-Си. Франции, Испании, Польше, Португалии, Голландии и Словении предоставят больше времени для завершения программы жесткой экономии. Так, Франция получит еще два года, чтобы довести дефицит бюджета до значения, не превышающего 3% ВВП.

Глава Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу заявил, что отсрочку нужно разумно использовать, чтобы поднять конкурентоспособность. Испания, Польша и Словения также получат два года отсрочки на приведение своих бюджетов в порядок путем сокращения расходов и повышения налогов.

Нидерландам и Португалии будет сделано такое же снисхождение сроком на один год. Даже более сильным в экономическом отношении странам, в том числе Германии, для повышения конкурентоспособности настоятельно рекомендовано не препятствовать росту заработной платы и расширять свободу действий на рынке труда.

Что касается Британии, в доклад Еврокомиссии включены рекомендации об изменении политики в сфере жилищного строительства и аренды жилья. Лондону предлагается также сделать уход за детьми более доступным и качественным, и уделять больше внимания профессиональной подготовке молодежи. Кроме того, в докладе говорится, что британские инвестиции на развитие транспорта недостаточны.

При этом, в целом, Европа остается в состоянии рецессии. Госдоходы 17 членов еврозоны сократились на 0,2% за первые три месяца текущего года, и, как ожидается, общие цифры за 2013 год тоже уйдут в минус.

Еврокомиссия выражает беспокойство, что ранее сделанная ставка на оздоровление налогово-бюджетной сферы привела к ухудшению экономической ситуации во многих странах ЕС.

Согласно опубликованным в мае данным, Франция скатилась во вторую рецессию за четыре года. За первый квартал 2013 года ее экономика сократилась на 0,2%.

Хавьер СОЛАНА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ