После недавнего избрания министра иностранных дел Украины Арсения Яценюка на должность председателя Верховной Рады резонно возникает вопрос, кто должен занять пост на Михайловской. Сам Арсений Петрович в интервью «Дню» сказал, что хотел бы видеть своим преемником исключительно того, кого хочет видеть Президент Украины Виктор Ющенко. Между тем, в экспертной среде широко обсуждаются две кандидатуры на пост главы внешнеполитического ведомства: первого заместителя министра иностранных дел Владимира Огрызко и заместителя главы Секретариата Президента Александра Чалого, который в свое время также был первым заместителем руководителя внешнеполитического ведомства. Какими качествами должен обладать претендент на должность министра иностранных дел Украины? И должен ли Президент, подбирая нового министра, обязательно исходить из квотного принципа? И кого видит Президент в качестве самого подходящего кандидата на эту должность? Об этом делятся своими рассуждениями с «Днем» бывшие руководители внешнеполитического ведомства и эксперты.
Анатолий ЗЛЕНКО, экс-министр иностранных дел Украины (27 июля 1990 года — 25 августа 1994 года, 2 октября 2000 года — 2 сентября 2003 года):
— Мне хотелось бы, чтобы это был человек свежий, который бы безусловно был компетентен в вопросах внешней политики, был бы способен на основе, возможно, своего политического опыта реализовать внешнеполитический курс нашего государства. Желательно, чтобы этот человек имел спокойный характер и мог сплотить и создать профессиональный коллектив Министерства иностранных дел. Чтобы он видел перед собой перспективу геополитического выбора Украины или вхождения Украины в систему международных координат. Чтобы этот человек мог обеспечить планирование внешнеполитической деятельности на перспективу. Я имею в виду стратегическое планирование места, роли Украины, как участника международных отношений. На сегодняшний день я не могу сказать, кто на такую должность претендует. Но, во всяком случае, я полагаю, что претенденты есть. Подготовленные кадры есть как в системе Министерства иностранных дел, так и вне этой системы, где в той или иной мере занимаются внешней политикой. Поэтому я думаю, что при таком выборе может быть наилучший выбор. И мне бы хотелось, чтобы это был наилучший выбор. Поскольку внешняя политика должна не раскалывать нацию, а объединять вокруг соответствующей идеи. Мне кажется, что внешняя политика должна быть консенсусной, повторюсь, объединять нацию и делать все возможное для того, чтобы нацией благосклонно воспринимались как наш евроатлантический выбор, так и наша ориентация на Восток, Запад и Север Европы. Что касается Немыри, Огрызко и Чалого — это образованные, квалифицированные люди. И я лично не возражал бы, чтобы кто-то из них занимал эту должность. Но я лично исхожу из того, что должен быть свежий человек. Такой человек, которого видит бывший министр иностранных дел Яценюк Арсений Петрович. Пока что я не вижу такого человека и только делаю предположения, кто он.
Борис ТАРАСЮК, экс-министр иностранных дел Украины (17 апреля 1998 года — 29 сентября 2000 года, 4 февраля 2005 года — 30 января 2007 года):
— Нужно выбирать достойного человека. Такого, как Арсений Петрович. Это не квота Президента, а его конституционные полномочия. Президент должен воспользоваться своими полномочиями. Кого выберет глава государства на эту должность? Это нужно спрашивать у Президента. Мне в данный момент неизвестно об этом. Что касается качеств, то желательно, чтобы это был профессионал. Во-вторых, желательно, и я думаю, что так оно и будет, чтобы это был патриот своего государства, чтобы отстаивал интересы государства. Желательно, чтобы это был человек, который хорошо знает коллег в мире. Я не буду сейчас называть конкретные кандидатуры.
Константин ГРИЩЕНКО, экс-министр иностранных дел Украины (2 сентября 2003 года — 3 февраля 2005 года):
— Это зависит от рассуждений, которые, очевидно, выходят за рамки, в частности, и внешнеполитической деятельности. Поскольку это значит, что Президент должен, видимо, чувствовать себя комфортно с будущим министром и ощущать, что они находятся с ним на одном уровне восприятия и тех задач, которые стоят перед Украиной, и тех вызовов, которые нужно решать. Боюсь, я не готов ответить на ваш вопрос, поскольку я не располагаю достаточным количеством информационных моментов. Я знаю многих людей, но я не знаю сейчас, какие конкретно рассуждения будут определяющими при принятии решения, на которое имеет право единственный человек. Это Президент Украины. Я думаю, что Президент не должен пользоваться квотным принципом. Я уже назвал его фактор оценки, насколько тот или иной кандидат осознает и через себя пропустил те вызовы, с которыми сегодня сталкивается Украина; насколько он способен инструментами дипломатии их решать и насколько он может полагаться на его профессионализм и способность также привлекать другие министерства, ведомства, общественные организации к разрешению этих чрезвычайно сложных вопросов. А это уже более комплексная задача, которая уже не ограничивается просто оценкой профессиональных или определенных человеческих качеств, знанием языков. Это в известной степени очень синергичные отношения между главой государства, который, по существу, руководит и вместе с Верховной Радой определяет основные принципы внешней политики, но и претворяет в жизнь непосредственно. Президент утверждает директивы, назначает послов. Поэтому, я считаю, что это должен быть, в первую очередь, человек, являющийся высоким профессионалом и осознающий, что в сложной внутриполитической ситуации, по меньшей мере, нужно подавать Украину так, как она того заслуживает — как демократическое государство, которое обеспечивает устоявшееся развитие на протяжении уже многих лет с различными правительствами, как бы они не боролись друг с другом. Человек, который видит место своей страны в Европе, и знает, что нельзя просто так просто, из-за своих эмоций или предубеждений разрушать отношения с Россией, какой бы она ни была. Это наш сосед и с ним нужно строить отношения на основании прагматизма. Этот человек должен понимать, что такое дипломатическая служба, ее потребности и мотивацию людей, которые туда идут, и поощрять лучших и, вероятно, подсказывать тем, кто не способен быть дипломатом, находить другие способы реализации своих личных проектов. То есть в идеале это достаточно сложная личность. Присутствует ли она в колоде тех, из кого будет выбирать Президент, этого я не знаю.
Владимир ФЕСЕНКО, председатель правления Центра прикладных политических исследований ПЕНТА:
— Понятно, что Президент выдвигает кандидатуру, и нужно исходить из логики действий Президента. Я бы исходил из логики ограничения относительно потенциальных кандидатов. Почему ни Григорий Немыря — потому что БЮТ. Президент не будет ставить представителя той политической силы, к которой он не относится, и которой он не совсем доверяет. С этим связаны и другие кандидатуры, которые также могут быть отсеяны. Например, Борис Иванович (Тарасюк) — вследствие очень резкого конфликта с главой Секретариата Президента Виктором Балогой и плюс много других конфликтных линий. Поэтому Тарасюк, скорее всего, также — «нет». Многие сейчас говорят, что кандидатом номер один, как это было год назад, является Александр Александрович Чалый. Но первое ограничение — он очень хочет и рассматривается общественным мнением как потенциальный кандидат, и это может быть минусом против него, как это не удивительно и не парадоксально. Второй минус, который может сработать против него — это то, что исторически он связан с «Индустриальным cоюзом Донбасса» и пришел в Секретариат именно с этой группой. А сейчас оба лидера этой группы постепенно шаг за шагом приближаются к Юлии Тимошенко. А это уже очень существенный минус. Называют еще одну кандидатуру — Романа Шпека, представителя Украины при Европейском Содружестве. И кто знает, не связан ли он с какими-то внутриполитическими конфликтами, не связан ли с этими интригами. Но мы не знаем одного или несколько достаточно важных факторов, которые повлияют на выбор министра. А это интересы фигур из ближайшего окружения Виктора Андреевича Ющенко. Этот фактор сейчас не известен, не прозрачен, но он будет, скорее всего, самым влиятельным, самым значимым. В принципе может быть и Владимир Огрызко, хотя опять-таки здесь существует связь с Борисом Ивановичем — конфликтная линия с Россией. И поэтому это также определенный минус. Претендентом может быть первый заместитель министра иностранных дел Владимир Хандогий и, теоретически, даже кто-то из заместителей министра. То есть сейчас нет кандидата-фаворита, который уже определен. И поэтому, я полагаю, эта логика окружения, логика действий интересов отдельных лиц из окружения Президента и сработает, в конце концов, как определяющая.