Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О деконструкции мифов

В Париже прошла конференция, посвященная Холокосту в Украине
16 марта, 2017 - 19:04
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

9—11 марта в Париже состоялась международная конференция «Шоа в Украине. Новые перспективы трагедии ХХ столетия». Как отмечается на сайте Украинского института национальной памяти, целью конференции является продвижение обновленных знаний и открытой дискуссии о трагических событиях Холокоста. «История Холокоста до сих пор является недостаточно известной и усложняет отношения между евреями и украинцами как в Украине, так и за рубежом — особенно во Франции, где черная легенда относительно украинского антисемитизма имеет глубокие корни после процесса над убийцей Симона Петлюры в 1926 году», — говорится в сообщении.

В частности, участие в конференции приняли председатель Ассоциации еврейских общественных организаций и общин Украины Иосиф Зисельс, директор журнала «Ї» Тарас Возняк, директор российского бюро журнала Politique Diplomatic Галина Аккерман, председатель Института национальной памяти Владимир Вятрович и многие другие известные деятели.

«День» обратился к участникам конференции с просьбой рассказать, какие темы обсуждаются на конференции и объяснить ее значение.

«...ШАГ НА ДОЛГОМ И ТЯЖЕЛОМ ПУТИ ПРИМИРЕНИЯ»

Иосиф ЗИСЕЛЬС, председатель Ассоциации еврейских общественных организаций и общин Украины:

— Организаторами конференции были Филипп де Лара (Университет Париж-2) и Галина Акерман (Европейский Форум для Украины). Я предложил организатором параллельно конференции провести «круглый стол» по проблемам примирения между народами. Кроме меня, участниками «круглого стола» были Леонид Финберг, Константин Сигов, Тарас Возняк и Владимир Вятрович. Целью же конференции было собрать исследователей по теме «Холокост в Украине», в частности молодых ученых, чьи труды на тему Холокоста еще малоизвестны. Я предложил сложную тему разработки концепции процесса примирения путем уменьшения составляющей межнационального конфликта и перевода дискурса с взаимных обвинений во внутренний культурный процесс внутри этнических сообществ. Кроме того, усиление в этом внутреннем дискурсе самокритичной составляющей. По моему мнению, примирение — это путь народов навстречу друг другу, где каждый из этих народов проходит свой отрезок пути, по пути избавляясь от иллюзий во взглядах на собственную историю и стереотипов во взглядах на историю других народов. Это мероприятие — только один шаг на долгом и тяжелом пути примирения.

КИЕВ. БАБИЙ ЯР/ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

«СОЗДАНИЕ МЕМОРИАЛА В БАБЬЕМ ЯРУ ДОЛЖНО БЫТЬ ЭЛЕМЕНТОМ УКРАИНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПАМЯТИ»

Владимир ВЯТРОВИЧ, директор Института национальной памяти Украины:

— Эта конференция была посвящена очень важному вопросу, который нуждается в более детальном изучении. Место проведения — Париж — важно, ввиду того, что Франция — одна из тех стран, которая до сих пор смотрит на Украину сквозь призму российской пропаганды и мы понимаем, что одним из элементов этой российской пропаганды является представление украинцев, украинского национального движения, прошлого, как антисемитского. Поэтому опровержение этих мифов является чрезвычайно важным для Франции.

В конференции приняли участие ученые из Украины, США, Израиля и Франции. Думаю, что конференция получилась очень удачной, и хотелось бы, чтобы такого рода конференции проводились и в Украине, и других странах мира.

Наиболее противоречивым моментом было то, что еще перед началом конференции некоторыми, так сказать, историками была развернута очень активная кампания. Они обращались в университеты, где проходила это конференция, в частности в Сорбонну, с тем, что нельзя проводить такую конференцию, в частности, потому что участие в ней будут принимать такие историки, как Владимир Вятрович, который будто бы является ревизионистом и тем, кто отрицает Холокост. Действительно была мощная информационная кампания против этой конференции и меня лично. Я благодарен организаторам Галине Аккерман и Филиппу де Лара, которые таки провели эту конференцию и показали, что чрезвычайно важно в дискуссиях на тяжелые темы сохранять научный формат и не поддаваться влиянию политических факторов.

На самой конференции была достаточно интересная, оживленная и скорее научная дискуссия, которая является полезной для познания нового.

В первую очередь нужно отметить следующее. Разного рода исследования показывают, что Украина не относится к тем странам, которые являются лидерами в антисемитизме. Часто в Украине уровень антисемитизма ниже, чем в некоторых западноевропейских странах. Но конференция была сосредоточена на прошлом — XX веке. Мы говорили о трагических событиях, связанных с Холокостом.

Что касается экспозиции в «Яд Вашем», где украинцы изображены совершающими погромы против евреев во время Второй мировой войны. Я считаю, что нужно быть осторожными с национальными обобщениями, которые, к сожалению, присутствуют. Мы не имеем права обвинять все национальное сообщество, в данном случае я имею в виду украинцев. Мы должны называть конкретные фамилии тех людей, которые принимали участие в Холокосте и конкретные формации, но ни в коем случае не писать обо всех украинцах, которые будто бы принимали участие в Холокосте.

Между прочим, моя тема была посвящена программе идеологии организации  украинских националистов относительно еврейского вопроса и в своем докладе я говорил, что этот вопрос не нашел особенного отражения в программе идеологии ОУН. Это кстати свидетельствует о разнице между ОУНовцами и нацистами, где еврейский вопрос был одним из ключевых. И соответственно какие-то попытки приписать ОУНовцам программный антисемитизм и попытки говорить о том, что будто бы ОУН своей целью считала участие в Холокосте, является абсолютным предубеждением и не отвечает исторической правде.

Верить в то, что одна выездная конференция может изменить предубеждение, которые существуют десятилетиями, было бы очень наивно. Хотя даже одна конференция — это шаг навстречу правде и к тому, чтобы постепенно проводить деконструкцию мифов.

Мы в Институте национальной памяти обратились к «Яд Вашему» с предложением создать специальную рабочую группу историков вроде той, которая существует у нас с нашими польскими коллегами для исследования трудных вопросов украинско-еврейских отношений. Пока еще мы не получили ответ, но надеемся, что он будет позитивным и я убежден, что работа такой группы очень нужна.

Я также считаю, что создание мемориала в Бабьем Яру должно быть элементом украинской государственной политики памяти и очевидно, что Украина на государственном уровне должна приобщиться к этому. По этому поводу в сентябре прошлого года во время  75-й годовщины Бабьего Яра было заявление от имени Президента Украины Петра Порошенко.

«МЫ ПОПЫТАЛИСЬ ДАТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ОТВЕТ НА ЛОЖНОЕ ОБВИНЕНИЕ УКРАИНЦЕВ В УБИЙСТВЕ ЕВРЕЕВ»

Галина АККЕРМАН, директор российского бюро журнала  Politique Internationale:

— Это были два связанных между собой мероприятия. Во-первых, круглый стол по национальному примирению и в особенности примирению между этническими украинцами и этническими евреями, между которыми стоят годы непонимания и проблем, связанных в первую очередь с советской пропагандой по поводу Шоа-Холокоста, которая хотела представить, что значительное количество украинцев принимало участие в уничтожении евреев.

Таким образом, мы хотели оставить дебаты о прошлом истории и сосредоточиться на том, что сегодня жизнь евреев в Украине полностью свободна. И целый ряд участников, например, очень известный издатель и общественный деятель Леонид Финберг рассказывал о том, как после десятилетий советской власти, когда фактически вся еврейская культура была запрещена, энтузиасты выкапывали  еврейское прошлое Украины, издавали книги, которые никогда не издавались, обнародовали фотографии, которые никогда не были известны, публиковали на украинском и русском языках наследие еврейской мысли на Западе. 

Круглый стол проходил по инициативе одного из руководителей украинского еврейства Иосифа Зисельса, который проводит огромную работу. Уже несколько лет он организовывает лагеря толерантности, где украинские, еврейские, татарские, русские дети учатся жить вместе и, главное, познавать культуру, обычаи, обряды, историю друг друга. Это важная вещь для строительства единой политической украинской нации. Вот именно в этом ключе мы проводили этот круглый стол.

Что же касается самой конференции, то она продолжалась два с половиной дня и была посвящена изучению не только Холокоста в Украине, но и всему, что ему предшествовало, и тому, что происходило после, а именно систематическое замалчивание Шоа — Холокоста во всех советских СМИ, в учебниках и так далее. То есть мы пытались, не скрывая тяжелых страниц истории, все-таки дать какую-то полную и по возможности объективную картину того, что происходило в те годы, и попытаться понять, кто за что конкретно отвечал, потому что, оказывается обвинения бандеровцев по сей служат оправданием антиукраинской политики. Этот момент нуждается в очень значительных объяснениях, и можно видеть, кто конкретно, в какие годы и до какой степени, в чем поддерживал немцев и кто не поддерживал. Само национально-освободительное движение достаточно сильно эволюционировало с 1920-х годов до его полного уничтожения в 1950-х годах. Поэтому мы пытались создать более конкретную картину, происходившего в эти годы.

К сожалению, у нас не осталось времени для общей дискуссии и каких-то заключительных выводов. У нас были ученые из Америки, Израиля, Великобритании, Нидерландов и, конечно, много украинских ученных, поэтому мы просто не уложились в регламент.

На конференции принято решение издать эти материалы. В Украине этим займется «Дух і Літера» или центр еврейских студий при Киево-Могилянской академии. Во Франции мы издадим этот сборник материалов на французском языке.

Хочу отметить, что нас сильно критиковали за то, что мы пригласили украинского историка директора Института национальной памяти Владимира Вятровича. На него идет просто облава и, в частности, со стороны научной общественности, и это, конечно, спонсируется, я думаю, Россией. С Вятровичем, разумеется, не все согласны, но мне кажется, что плюралистической подход к материалу требует того, чтобы разные точки зрения были представлены. Поскольку все архивы в Украине открыты, тогда любой человек может прийти и ознакомиться с теми или иными материалами. Мне кажется, фальсифицировать историю, как некоторые обвиняют Вятровича, становится довольно трудно. А вот оценки, интерпретации могут быть, естественно, разными.

Я надеюсь, что именно такой плюралистический сборник, который, я надеюсь, будет опубликован в течение года после этой конференции, он для многих многие спорные вопросы просто прояснит.

Меня вообще чрезвычайно удивляет существующее в еврейских западных кругах зачастую негативное отношение к Украине. Я могу его объяснить лишь старой укоренившийся советской пропагандой. Потому что муссируется тот же самый миф, корни которого восходят еще к середине 1940-х годов, когда разные группы националистов боролись с установлением советской власти на Западной Украине. Тогда для украинцев это была вторая оккупация, и, конечно, они реально убивали советских солдат и офицеров, партийных чиновников. Я думаю, что простить им не могут не убийства евреев, а именно того, что они боролись с Советской властью в те же 1940-е годы.

В те времена существовал еврейский антифашистский комитет, который возглавлял известный актер Соломон Михоэлс, которого сам Сталин в 1948 году приказал убить, когда началась кампания травли евреев, известная под названием борьба с космополитизмом. 

Тогда, в годы войны, Михоэлс и другие люди члены еврейского антифашистского комитета завязали очень сильные связи с общинами Америки, Канады, Англии и других стран, где были евреи, которые не находились под гитлеровской оккупацией. Они собирали деньги для помощи Советскому Союзу. Именно через через них была запущена эта дезинформация о том, что все, кто сражается с советской властью, это бывшие полицаи, которые участвовали в убийстве евреев. Хотя если посмотреть на состав людей, сражавшихся в рядах национального движения в партизанских отрадах в конце войны, то большинство из них, возможно, вообще не имело совершенно никакого отношения к преследованию и уничтожению евреев.

Мы попытались дать какой-то интеллектуальный ответ на ложное обвинение украинцев в убийстве евреев и попытались конкретно разобраться, кто что делал и кто в чем виноват. Это разбивает миф, на котором основана сегодняшняя советская пропаганда.

Мне как эксперту важно смотреть российское телевидение. И что я вижу. Те, кто борется за украинский Донбасс,        — это нацики, другого слова у них нет. Те, кто у власти в Киеве, —для них хунта, а то, что произошло на Майдане, — государственный переворот. И получается, те же националисты, которые сегодня при власти и которые осуществили госпереворот и пытаются сражаться с народом Донбасса, я повторяю российскую терминологию, — они же наследники тех самых бандеровцев и прочих националистов, которые сражались с  советской властью на стороне немцев. Понимаете, что чисто академическим, вполне благородным мероприятием  мы попали в главный болевой нерв.

И в результате оказалось, что на нас тоже просто спустили всех собак. Один американский ученый арабского происхождения Тарик Амар, конечно, наверное, главный защитник евреев, запустил какое-то коллективное письмо. Какая-то женщина-исследовательница на пенсии написала книгу в поддержку убийцы Петлюры, а теперь еще и пропагандирует Захара Прилепина. Она перевела его книгу о Донбассе и тоже обвиняет нас чуть ли не в нацизме.

За несколько дней до конференции некий Эдуард Долинский, заявляющий, что он является главой еврейского украинского комитета, написал мне письмо в «Фейсбук» в личку, в котором  потребовал убрать из конференции Вятровича, «иначе у вас будет международный скандал». Конечно, я ему даже отвечать не стала. Но некий скандал все-таки получился. Долинский опубликовал в маленькой газетенке The Times of Israel статью «Ревизионист в Сорбонне», которая в основном сконцентрирована на Вятровиче. Позже статью перепечатал Russia Today, а оттуда это пошло гулять по разным конспирологическим кругам во Франции.

Поддержали эту кампанию несколько ученых, которые профессионально очень тесно связаны с  Россией. И в результате, руководство тех научных университетских организаций, которые участвовали в устройстве этой конференции, получило шквал разных писем, заявлений жалоб и так далее. Но, слава Богу, никто не сдался, ничего не было не отменено, конференция прошла, материалы будут напечатаны. Надеюсь, что своей работой мы внесли какой-то вклад в развенчивание глубоко укоренившихся советских мифов о причастности украинцев к массовым убийствам евреев во времена Холокоста.

Мыкола СИРУК, «День», Наталия ПУШКАРУК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ