Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О двух долларах в день и больших мечтах

29 августа, 2012 - 11:39
35-ЛЕТНЯЯ КАСИЛЬДА (НА ФОТО СПРАВА) ПОЛУЧАЕТ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ДИПЛОМ ФИЛОСОФА / ФОТО АВТОРА

Немногим более двадцати лет назад на центральном рынке Мапуто, столице Мозамбика, продавали лишь две рыбины, а люди в селах носили не одежду — мешки. Сегодня же о Мозамбике нужно говорить уже совсем иначе: это страна, которая, по африканским меркам, развивается быстро и уверенно, заметно меняется и перестраивается. Секрет в том, что более двадцати лет назад здесь еще шла гражданская война — между социалистической партией у власти и партизанами в оппозиции. Война долгая и изнурительная.

«Война — это мать всякой бедности», — говорит профессор Андреа Рикарди, министр международного сотрудничества и интеграции Италии, учредитель общественной организации «Община Святого Эгидия». Он, как никто другой, понимает это, поскольку именно Община сыграла решающую роль в установлении мира в Мозамбике, инициировав двухгодичные переговоры, которые закончились подписанием мирного договора в Риме в небольшой церкви святого Эгидия. Поэтому мир — это ключ к пониманию современной ситуации в стране. Именно миру Мозамбик обязан тем, что сегодня страна имеет возможность быстро развиваться.

Мапуто — столица Мозамбика — это большой и красивый город, который омывается водами Индийского океана. Оно имеет особенный шарм и уникальную атмосферу. Прежде всего, Мапуто поражает контрастами: богатые районы здесь граничат с очень бедными, шикарные рестораны расположены на грязных улицах, а дорогие автомобили можно увидеть на часто не заасфальтированных дорогах. Бедность, которую я увидела здесь, в Украине существуют разве что в исключительных ситуациях: отсутствие доступа к чистой воде, жилье два на два метра из камыша, без какой-либо мебели или даже пола — лишь циновка на земле. В Мапуто в таких условиях живут самые бедные, но за пределами столицы такая картина — быстрее правило, чем исключение. 78% населения Мозамбика живет менее чем на 2 доллара в день. Развитие страны дает много новых возможностей, но самые бедные неизменно остаются такими же бедными.

В городе много красивой архитектуры из того периода, когда Мозамбик был колонией Португалии. На железнодорожном вокзале, построенном архитектором Густавом Эйфелем, сегодня вывешены стенды со стихотворениями местных поэтов. В музее искусства в настоящий момент проходит выставка Бертини Лопес — чуть ли не самой выдающейся мозамбикской художницы, которая недавно умерла. На большинстве ее картин изображена боль войны и радость мира. Культурная жизнь здесь есть, и с каждым годом она становится все более активной. Современные дети имеют возможность ходить в школу. Там они сидят на полу, а учитель обращается к ним не по имени, а по номеру — и это уже значительно больше, чем имели их родители...

Касильде 35 лет, и ее учебу в школе прервала гражданская война. Позже она заболела СПИДом, но ей повезло — она узнала о программе DREAM, инициированной «Общиной Святого Эгидия». Эта программа обеспечивает полностью бесплатное лечение СПИДа по европейской модели и стандартам. Сегодня Касильда заканчивает университет, у нее в руках диплом философа, — и по этому случаю она приглашает всех своих друзей на большой праздник. Касильду носят на руках, приносят подарки, а ее мама не может сдержать слез: она никогда и не надеялась, что кто-то из ее детей закончит университет! Касильда — активистка: лечась в программе DREAM, она решила помогать другим больным. Активисты рассказывают людям, которые только что узнали о своем ВИЧ-позитивном статусе, что будущее возможно. Здесь, в Африке, это действительно звучит очень странно. Одна активистка рассказала нам, что она 10 лет не решалась рассказать своим родителям, что больна — в отношении ВИЧ-инфекцированных здесь существует большая дискриминация даже в семьях. Для Африки диагноз ВИЧ-позитивный — это смертный приговор, а такие программы, как DREAM, — воскресение. Касильда говорит об этом в своей речи на празднике по случаю окончания университета. Учиться в школе, в университете, работать, просто жить с ВИЧ/СПИДом — это что-то вполне понятное для нас, и настоящая мечта для Африки. Сегодня эта мечта осуществляется — и это лучшее доказательство того, что у Африки есть большое будущее.

СПРАВКА «Дня»

Ольга МАКАР — студентка второго курса Магистерской программы «Могилянская школа журналистики» (НаУКМА). Девушке 23 года и она —активный участник Международной общественной организации «Община Святого Эгидия», основанной в Риме в 1968 году. Сегодня деятельность организации, которая действует более чем в 70 странах, направлена на преодоление социальной несправедливости, культурного и религиозного деления в обществе. В Украине принципы Общины разделяет движение «Друзей общины св. Эгидия». Его волонтеры заботятся о пожилых людях, оказывают посильную помощь беспризорным и всем, кто вынужден просить милостыню на улицах украинских городов.

Этим летом в рамках своего волонтерства в Общине Ольга Макар поехала в Мозамбик — работать в центре питания для детей. Своими впечатлениями от страны и процессов, происходящих в ней, девушка делится на страницах «Дня». «Ситуация в Мозамбике более-менее соответствует ситуации во всей Африке — проблемы те же. То есть в какой-то степени это колонки не только о Мозамбике, но и обо всем континенте», — объясняет Ольга.

Ольга МАКАР, специально для «Дня» Киев — Мапуто (Мозамбик)
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ