Государство Израиль стало одной из первых стран, которая начала постепенный выход из карантина благодаря ослаблению пандемии коронавируса. Единственным отличием от предыдущей жизни является то, что люди ходят в масках, используют санитайзеры и держатся на расстоянии друг от друга. Дети вернулись в школу, а взрослые постепенно возвращаются в офисы, и бизнес восстанавливает деятельность в соответствии с санитарными нормами.
«День» обратился к Послу Государства Израиль в Украине Джоэлю Лиону с просьбой рассказать, как его стране удалось справиться с пандемией коронавируса и как это повлияло на двусторонние отношения.
«НАМ УДАЛОСЬ ОСТАНОВИТЬ ПАНДЕМИЮ КОРОНАВИРУСА, И НАША СТРАНА МЕДЛЕННО ВОЗВРАЩАЕТСЯ К РАБОТЕ»
— Я считаю, что мы достаточно хорошо справляемся с этой инфекцией. В стране сейчас фиксируется 0.01% новых заболеваний людей коронавирусом. Это очень, очень хороший показатель. Но с другой стороны мы заплатили очень высокую цену, пытаясь положить конец пандемии в стране. Это произошло из-за того, что у нас решили полностью ввести карантин почти на два месяца. И в это время экономика государства совсем не функционировала ради сохранения жизни людей.
Это была цена, которая была заплачена, чтобы пандемия не распространялась. Наконец, мы увидели, что это сработало. Нам удалось остановить пандемию коронавируса, и наша страна медленно возвращается к работе.
Как известно, пандемия нанесла очень тяжелый удар по экономикам стран мира, и мы надеемся, что экономика быстро восстановится. Конечно, существуют определенные нормы и регуляции, которых надо придерживаться. Но, в конце концов, у нас все было сделано хорошо, и у нас не было большого уровня заболеваемости коронавирусом и, соответственно, умерших от этой инфекции. И это было очень важно.
ФОТО З ОСОБИСТОГО АРХІВУ
«НА ДАННЫЙ МОМЕНТ ЕЩЕ СУЩЕСТВУЮТ НОРМЫ, КОТОРЫЕ НАЗЫВАЮТСЯ ФИОЛЕТОВЫМ УРОВНЕМ»
— А какие меры принимало израильское правительство, чтобы предотвратить распространение инфекции, было обязательно носить маски, соблюдать социальное дистанцирование?
— Да, на данный момент еще существуют нормы, которые называются фиолетовым уровнем. Любое рабочее место должно получить фиолетовый ярлык, что означает, что там действуют в соответствии с правилами. А это и социальное дистанцирование — 1 метр 80 см друг от друга, и ношение масок. Кроме того, вместе не может собираться более 50 человек, в автомобилях должны быть открыты окна, и в авто рядом не может сидеть два человека, за исключением, если это семья. Иными словами, правила и нормы существуют, и экономика медленно восстанавливается. И это очень хорошо, потому что нам нужно восстановить ее. С упомянутыми мной выше правилам экономика восстановится.
«ВО ВРЕМЯ КАРАНТИНА БЫЛИ ВЫПИСАНЫ МИЛЛИОНЫ ШТРАФОВ ЛЮДЯМ»
— А какие существуют штрафы за несоблюдение упомянутых вами норм, я читал, что в Испании и Франции выписали миллион штрафов за нарушение условий карантина?
— У нас также есть большие штрафы. Во время карантина были выписаны миллионы штрафов людям. Например, если лицо не соблюдает карантин, а такие случаи бывают, накриклад, когда кто-то возвращается в Израиль, то он две недели должен быть на карантине. Если это лицо этого не делает, то ему выпишут штраф 5 тыс. шекелей, а это 55 тыс. грн. Если человек выйдет из своего дома и не будет соблюдать правила, то его могут даже посадить в тюрьму.
«80 МЛРД. ШЕКЕЛЕЙ (504 МЛРД ГРН) БЫЛО ПРЕДОСТАВЛЕНО ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ НЕЗАВИСИМЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ, КОТОРЫЕ ИМЕЛИ СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС»
— А если говорить о мерах правительства по поддержке людей, бизнеса, которые понесли убытки из-за введения карантина?
— 80 млрд шекелей, что равно 504 млрд грн было предоставлено бизнесу, главным образом независимым предпринимателям, которые имели собственный бизнес. Ведь многие были отправлены в отпуск без зарплаты. Этих людей не увольняли, потому что они будут нужны после отмены карантина. И Государство Израиль решило таким людям оказать помощь. И это как раз была финансовая помощь бизнесу. Мы же надеемся, что очень быстро бизнес снова встанет на ноги.
«ЭТО ХОРОШО, ИМЕТЬ ОТКРЫТЫЕ ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ, НО НАДО, ЧТОБЫ ТУДА ШЛИ ЛЮДИ И ПОКУПАЛИ»
— А какие будут критерии в вашей стране к восстановлению обычной деятельности бизнеса?
— Это произойдет, когда люди начнут снова покупать.
— Но для этого им нужно иметь средства.
— Да у нас действительно проблема, люди не покупают так много, как это было раньше. Потому что люди потеряли работу и только начинают возвращаются к работе. Мы надеемся, что люди вернутся, начнут работать и будут покупать. Это хорошо, иметь открытые торговые центры, но надо, чтобы туда шли люди и покупали. Я думаю, что в таких центрах будут хорошие товары, хорошие цены, потому что потребительское общество хочет покупать.
— Возможно тогда, пан Посол, вашей стране надо взять пример с Соединенных Штатов, где принимают большие пакеты помощи и дают безработным более тысячи долларов в месяц, чтобы они стали потребителями...
— США имеют возможность так поступать. Но я уверен, что в конечном итоге все будет окей. Люди возвращаются к работе.
«Я УВЕРЕН, ЧТО В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ ИЗРАИЛЬ ИЗОБРЕТЕТ ВАКЦИНУ ПРОТИВ КОРОНАВИРУСА»
— Я увидел информацию, что Израиль задержал пилотную программу испытания антител коронавируса. Действительно ли ваша страна достигла определенного успеха в разработке вакцины против коронавируса?
— Да. Я могу сказать, что израильские компании разрабатывают вакцину и достаточно продвинулись на этом пути. Но это требует много времени и не раньше чем в декабре будет готов тест. Я могу сказать вам что-то другое. В США некоторые компании заявили, что они близки к разработке вакцины. Но я уверен, что в конечном итоге Израиль изобретет вакцину против коронавируса.
О ЗЕЛЕНОМ КОРИДОРЕ С ГРЕЦИЕЙ, КИПРОМ, СЕЙШЕЛАМИ, ГРУЗИЕЙ И ЧЕРНОГОРИЕЙ
— Издание The Times of Israel сообщило, что Израиль вместе с Грецией, Кипром, Сейшелами, Грузией и Черногорией обсуждают создание свободной от карантина туристической зоны. И на каком этапе сейчас этот вопрос?
— Действительно, речь идет о создании зеленого коридора с упомянутыми вами странами, имеющими одинаковое количество инфицированных с Израилем. И туристы, например Грузии, не будут вынуждены проходить 14-дневный карантин во время посещения Израиля. И наоборот, это касается туриста из Израиля, который поедет в Грузию.
И именно таким образом мы хотим создать такой зеленый коридор с упомянутыми вами странами. Кстати, Австралия и Новая Зеландия также хотят присоединиться к такой туристической зоне.
«НЕ ВСЕГДА МОЖНО БЫТЬ УВЕРЕННЫМ, ЧТО ТЕСТ НА КОРОНАВИРУС ЯВЛЯЕТСЯ НАДЕЖНЫМ...»
— Пан Посол, я раньше сделал интервью с украинским послом в Южной Корее, который сказал, что южнокорейцы отказались от 14— дневного карантина, а вместо этого у приезжих в страну берут тест на коронавирус в течение суток. Не стоит и вашей стране воспользоваться этим опытом Республики Корея?
— Да, нам известно об этом. Но дело в том, что не всегда можно быть уверенным, что тест на коронавирус является надежным. Я могу вам рассказать историю, которая случилась вчера (интервью записывалось 22 мая. — Авт.). В детском саду в Тель-Авиве во время тестирования обнаружили коронавирус у учителя. Все сразу запаниковали. Но вечером выяснилось, что это была ошибка.
Причем такое заявление, что это была ошибка, сделал министр здравоохранения. Вот вы видите, в чем заключается проблема. И я не знаю, стоит ли прибегать здесь к опыту южнокорейцев.
— Но я читал, что в аэропорту Дубаи тоже ввели тест на коронавирус для пассажиров, по результатам которого их пускают в самолет ...
— Но Всемирная организация здравоохранения выступает против такой идеи, когда результаты теста на коронавирус заносят в паспорт. В этой организации считают, что это не лучший способ выявления носителей коронавируса.
«СТРАНА СИЛЬНА, НАРОД ТАКЖЕ СИЛЕН, И ЛЮДИ НЕ БОЯТСЯ ПАНДЕМИИ»
— Какие, по вашему мнению, уроки вынесла ваша страна из нынешней пандемии коронавируса и борьбы с этой инфекцией?
— Думаю, что этот вопрос, может быть, еще рано ставить. Потому что мы еще очень близко находимся к периоду пандемии.
Но уже сейчас это показывает нам, что израильский народ является сильным, солидарным. Когда был введен карантин в городах, туда вошла армия, и солдаты, и ортодоксы или жители из арабских кварталов им приносили еду, мы видели солидарность израильского народа.
Мы уже забыли, что у нас были выборы, каждый грустит, но тем не менее люди делают свой вклад, делятся и мы чувствуем, что это одна страна Государство Израиль. И нет разницы еврей ты или нет, верующий человек или нет. И лучшей иллюстрацией этого была фотография «Си-Эн-Эн» двух парамедиков еврея и мусульманина. И она демонстрирует, кем бы вы ни были, мы все являемся частью этой страны.
Я действительно вижу такой ответ на вопрос. Существует много вопросов, проблем, но мы не боимся. Страна сильна, народ также силен, и люди не боятся пандемии. И это то, что делает страну сильной. Это люди делают страну сильной. Сила людей — для меня главный урок пандемии.
«МЫ МНОГО СОТРУДНИЧАЛИ И НЕ ТОЛЬКО В СФЕРЕ МЕДИЦИНЫ»
— Делились ли наши страны опытом борьбы с пандемией коронавируса, помогали ли друг другу?
— Мы работали вместе в основном через Skype, но мы много сотрудничали и не только в сфере медицины. Когда у нас, в Израиле, возникли большие проблемы в Песах из-за нехватки яиц, то благодаря бизнесу Украина очень быстро предоставила нам яйца. Мы отправили из Украины контейнеры яиц в Израиль, и они прибыли вовремя к фестивалю Песах. Поэтому это является подтверждением нашего сотрудничества не только в медицинской сфере, но и в других.
«В НОВОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ ЕСТЬ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЕ И ОЧЕНЬ СПОСОБНЫЕ ЛЮДИ»
— А теперь затронем тему создания в вашей стране после трех досрочных выборов широкой коалиции, которую одно из израильских изданий назвало шаткой. В частности, в статье под названием «Шаткая правительственная коалиция приступила к деятельности в Израиле». Что вы скажете на это?
— Это не зыбкая коалиция. На самом деле эта широкая коалиция — очень прочная. Как можно сказать, что она хрупкая, если все ее участники согласились с ее руководящими принципами, с платформой, на которой была создана эта коалиция.
Мы не боимся, что коалиция является шаткой, поскольку она является прочной. В новом правительстве есть очень интересные и очень способные люди.
Я считаю, что критика — это хорошо. Конечно, она может дать смысл или оценку происходящего. Но я действительно не могу признать того, что это шаткая коалиция. Господин Нетаньяху и г-н Ганц разговаривают между собой. Вчера у них была двухчасовая дискуссия, и они знают, что делать и как действовать.
— А почему, между прочим, было принято решение создать коалицию на три года, а не четыре или пять?
— Это обусловлено тем, что полномочия для нынешнего Кнессета три с половиной года. Часть этого срока была потрачена на создание коалиции.
— Другая критика новой коалиции заключается в том, что в правительство входит рекордное количество министров 36 и 16 заместителей министров, что составляет почти половину из 120 членов Кнессета ....
— Да. Такое имеет место. И это цена, которую пришлось заплатить за создание прочной коалиции.
«НАША ПОЛИТИКА — ХОРОШИЕ ОТНОШЕНИЯ С США, ЕС, ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПОЙ»
— А какую политику будет проводить новая коалиция в отношении Украины?
— Что касается Украины, то я не думаю, что здесь будут какие-то изменения.
Также не будет изменения во внешней политике государства Израиль. Наша внешняя политика стабильна, мы хотим мира с нашими соседями. Мы ищем способы, чтобы жить в мире с палестинцами, мы стремимся иметь хорошие отношения с любой страной в мире.
Это основа нашей внешней политики. Как мы будем это делать, то есть у нас всегда есть вопросы как, а не что. Это очень четко. Наша политика — хорошие отношения с США, ЕС, Восточной Европой.
— Пан Посол, вчера вы провели политические консультации с заместителем министра иностранных дел Украины Василием Боднаром. Можете рассказать, о чем вы говорили?
— Мы обсуждали текущий порядок дня и рассматривали, как мы можем организовывать через ZOOM встречи и переговоры между нашими чиновниками, которые затруднились из-за коронавируса.
Главные дискуссии, которые мы проводили, касались того, как наше сотрудничество должно отображаться на людях, как продолжить политический диалог, который был несколько заторможен из-за пандемии.
«ПАНДЕМИЯ ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ НА СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ НАШИХ ОТНОШЕНИЙ. НО НИКОИМ ОБРАЗОМ НЕ НА САМИ ОТНОШЕНИЯ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОЧЕНЬ СИЛЬНЫМИ»
— Поэтому можно сказать, что эта пандемия все-таки повлияла на двусторонние отношения...
— Нет, нет. На двусторонние отношения эта пандемия никак не повлияла. И это не влияние, или какая-то тень... Отношения очень хорошие, мы все время поддерживаем дискуссии между нашими министрами здравоохранения и имели дискуссии на уровне лидеров страны. Другими словами, мы все время продолжаем дискуссии и помогаем друг другу и сотрудничаем. Поэтому никак нельзя говорить, что пандемия повлияла на двусторонние отношения. Единственное, что затрудняет пандемия, — это физические встречи. У меня была встреча с премьер-министром Украины, заместителем министра иностранных дел, и я все время был в контакте со всеми министрами.
У нас хорошие отношения и мы продолжаем их поддерживать. Единственное, что можно сказать, это то, что пандемия повлияла на способ реализации наших отношений. Но никоим образом не на сами отношения, которые являются очень сильными.
— А когда, по вашему мнению, будут восстановлены регулярные полеты между нашими странами?
— Я не знаю этого. Я переговорил с первым заместителем министра инфраструктуры. И мы рассматриваем этот вопрос. Но, прежде всего, для этого нужно, чтобы у вашей страны были очень хорошие цифры или данные показателей заболеваемости коронавирусом. Критерий — это количество проведенных тестов в стране на душу населения. А также количество инфицированных людей на душу населения. Только благодаря этим показателям можно будет судить, открывать ли авиасообщение между странами, чтобы осуществлять рейсы.
«ВОПРОС СОЗДАНИЯ ОФИСОВ ИННОВАЦИЙ В ИЕРУСАЛИМЕ НАХОДИТСЯ НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ»
— Как с реализацией идеи, которая возникла во время прошлогоднего визита премьера Нетаньяху в Украину, по созданию офисов инноваций в Иерусалиме?
— К сожалению, коронавирус все приостановил. Конечно, вопрос создания офисов инноваций в Иерусалиме находится на повестке дня. И действительно, это будет выгодно обеим странам. И это способ, которым наши страны могут что-то сделать и работать вместе, основывая больше стартапов, находя больше инвесторов, работая вместе. Это лучший способ углубления взаимовыгодного сотрудничества.
«Я ВСЕГДА НАДЕЮСЬ, ЧТО МЫ СМОЖЕМ НАЙТИ ЛУЧШЕЕ РЕШЕНИЕ ДЛЯ КАЖДОЙ СТОРОНЫ, ЧТОБЫ СОСТОЯЛСЯ ПЕРЕНОС ПОСОЛЬСТВА УКРАИНЫ В ИЕРУСАЛИМ»
— Как реализуется ваша мечта о переносе Украиной посольства в Иерусалим?
— Сегодня как раз день Иерусалима, 53 года назад город был объединен. И каждый год мы в честь этого события организуем крупные фестивали. И сегодня день, чтобы украинская сторона перенесла свое посольство в Иерусалим.
— Так вы видите какое-то продвижение с украинской стороны?
— А этот вопрос вы можете задать украинцам.
— Но, пан Посол, вы же имеете дело с ними, не я...
— Я всегда надеюсь, что мы сможем найти лучшее решение для каждой стороны, чтобы состоялся перенос посольства Украины в Иерусалим.
«МЫ ВЕРИМ В НАШУ СТРАНУ, ЛЮБИМ ЕЕ И ПОТОМУ УВЕРЕНЫ, ЧТО НАША СТРАНА БУДЕТ УСПЕШНОЙ»
— Вы упомянули о дне Иерусалима, но недавно ваша страна отметила 72-летие основания Государства Израиль. Имея столь длительный опыт существования вашей страны, что вы можете пожелать Украине, которая в этом году будет отмечать 29-ю годовщину Независимости ...
— Я могу сказать одну вещь: если вы верите в это, то это не только мечта. И именно это Теодор Герцль говорил на первом израильском съезде в 1898 году. И тогда впервые люди начали думать о политическом сионизме, ранее был религиозный сионизм. Каждый раз они говорили, что хотят попасть в Израиль, но не могли сделать этого.
И желание людей попасть в Израиль — это был религиозный сионизм. А в 1898 году появился политический сионизм. Теодор Герцль встал перед представителями из всего мира и сказал им: «Если вы верите в это, это не только мечта». И через 50 лет такое государство стало реальностью, оно было основано.
Вам нужно верить в это, верить в то, что это произойдет. А он, Теодор Герцль, хотел, а не только верил. Если вы хотите, то это не мечта.
И мы до сих пор хотим, как я говорил ранее, увидеть солидарность, все люди вместе, работают вместе, находятся рядом. Я думаю, что таким образом мы видим это событие и имеем сильное государство.
Мы верим в нашу страну, любим ее, и потому уверены, что наша страна будет успешной.