Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О Кодексе честных выборов

Сегодня открывается V Форум «За будущее демократии», который впервые проходит в Украине
20 октября, 1996 - 20:10

Проведение в Киеве V Форума «За будущее демократии», инициированное украинской стороной еще в 2006 году, неоднократно оказывалось под угрозой срыва. Причинами тому оказывались и решение ВР о проведении 25 октября президентских выборов, и финансовый кризис, «благодаря» которому деньги на проведение знакового международного мероприятия удалось наскрести в бюджете лишь в самый последний момент. Сейчас работа по подготовке форума в самом разгаре. Размышлениями о том, что ее результаты могут дать Европе в целом и Украине поделился Евгений Перелыгин, постоянный представитель Украины в Совете Европы.

— Евгений Юрьевич, расскажите, пожалуйста, как возникла сама идея проведения подобных форумов? Когда и как было решено провести подобное мероприятие в Украине?

— Решение регулярно проводить Форумы «За будущее демократии» было принято в 2005 году в мае-месяце на Третьем саммите глав государств-членов Совета Европы в Варшаве. В последние годы в европейских структурах, и в том числе в СЕ, назревало понимание того, что многие истинно демократические нормы, стандарты, инструменты иногда не срабатывают, пробуксовывают. Ведь демократия — это «живой механизм», который постоянно развивается, и совершенствование которого нуждается в регулярных контрибуциях. И сейчас очевидна необходимость придания нового импульса этому развитию. Причем решение о содержании такого импульса, должно приниматься на консенсусной основе.

Иными словами, необходим межинституциональный диалог, способный наладить эффективную коммуникацию между четырьмя основными «столпами» СЕ — Парламентской Ассамблеей, Комитетом министров, Конгрессом местных и региональных властей, а также конференцией международных общественных организаций. С этой целью необходимо в неформальной обстановке обсудить проблему, подготовить предложения, сформулировать видение возможных на данном этапе решений, по которым затем все вышеперечисленные институции смогут принять свои нормативные акты.

Это могут быть и рекомендательные резолюции ПАСЕ, и обязательные для выполнения решения КМ. В случае целесообразности может быть разработаны новые конвенции или дополнительные протоколы к уже существующим. Уже состоялось четыре ежегодных форума, первый из которых прошел в 2005 году в Польше, второй — в России, затем в Швеции и Испании. Почему в этих странах? Решающим для выбора этих стран был факт их председательствования в СЕ — либо же в момент проведения форума, либо же накануне. Украина предложила свою кандидатуру еще в 2006 году, и было решено провести это мероприятие в Киеве в 2009 году — за полтора года до нашего председательствования в СЕ. Для нас это открывает очень широкие перспективы. Во-первых, проблематика форума может войти в приоритеты будущего председательствования, во-вторых, у нас будет достаточный запас времени, чтобы подготовить инструменты практической реализации того, о чем договорятся европейские представители на форуме в Киеве. Особо я бы хотел отметить тот момент, что за возможность проведения подобных мероприятий в своей стране между членами СЕ идет активная борьба. С одной стороны организация в стране мероприятия общеевропейского масштаба это всегда престижно. С другой — посещение страны делегациями сразу 46 европейских стран, в состав которых входят как представители национальных парламентов, так и правительств, а также органов местного самоуправления и общественных организаций, открывает огромные возможности, которыми нужно просто грамотно воспользоваться.

— Каким образом определяется тематика этих форумов?

— На саммите в Варшаве, на котором было принято решение о проведении Форумов «За будущее демократии», секретариату СЕ было поручено составить перечень проблем, которые наиболее остро стоят (или могут встать в ближайшее время) на пути развития демократии в Европе. Каждая страна-организатор предлагает из этого перечня тематику Форума. Так, например, Россия выбрала для своего Форума тему роли партий в развитии демократического общества, Швеция — роль местного самоуправления, Испания — электронную демократию. Из тех тем, которые остались «неохваченными» к 2006 году, наиболее яркой, я бы так сказал, и значимой, были избирательные системы. Эта тема исключительно интересна как самой Украине, так и всей Европе в целом. Ведь во многих (в том числе и некоторых европейских) странах выборы перестают быть истинно демократическим инструментом, и нередко их пытаются использовать как инструмент манипулирования. Так что интерес к Киевскому форуму должен быть очень большой. К тому же по результатам этого Форума ПАСЕ и КМ будут принимать определенные решения как рекомендательные, так и возможно даже обязательные для всех членов. Какие именно — это будет зависеть от того, насколько грамотно удастся подготовить заключения самого форума, а также от желания европейских стран иметь новые универсальные рекомендации в отношении избирательных систем. На данный момент уже известно, что на Форум выносится очень важный документ — Кодекс поведения во время выборов, подготовленный общественными организациями.

— Кажется маловероятным, что в 2006 году, когда принималось решение о проведении в Киеве Форума «За будущее демократии», посвященного именно избирательным системам, можно было предугадать такое обострение этой проблемы как в самой Украине, так и ряд проблем организационного характера в СЕ — я имею в виду возникшие сложности с процедурой избрание нового генерального секретаря. Как вы оцениваете влияние этих факторов на результативность форума?

— Действительно, подобное развитие событий тогда трудно было предсказать. И с этой точки зрения возникают определенные опасения того, что октябрьские дискуссии в Киеве могут пройти именно под знаком предстоящих выборов украинского президента. Все-таки хочется верить, что участники Форума сосредоточатся на европейском аспекте проблематики выборов. Ведь есть немало примеров европейских стран, в которых проведение выборов не улучшило внутриполитическую ситуацию. В этом смысле очень многое будет зависеть от модераторов и руководителей секций, от их умения выстроить ход дискуссии в нужном направлении. Кроме того, мы сейчас очень активно сотрудничаем с Венецианской комиссией, которая накопила огромный массив исследований, аналитических материалов и рекомендаций, и было бы неправильно не воспользоваться ими во время дискуссий. И, как мне кажется, подобное обсуждение может оказаться исключительно полезным, как самой Украине, так и всей Европе в целом.

Что же касается выборов Генерального секретаря СЕ, то тут ситуация тоже складывается весьма неоднозначная. По решению все того же Варшавского саммита генеральный секретарь является председателем Консультативного совета Форума за будущее демократии. Именно генеральный секретарь открывает Форум, закрывает его, и вообще, он — главное действующее лицо этого Форума. К сожалению, на июньской сессии ПАСЕ депутаты решили отложить выборы генерального секретаря. Поэтому Украинская сторона фактически до граничной даты информирования Секретариата Совета Европы о готовности принять Форум не имела точной информации об уровне представленности Совета Европы на этом мероприятии.

Как известно, 29 сентября новым генеральным секретарем Совета Европы избран представитель Норвегии Торбьерн Ягланд, который ранее занимал пост главы правительства этой страны.

Таким образом наше мероприятие является для нового руководителя Совета Европы одним из первых зарубежных визитов высокого уровня. Во время его пребывания в Украине планируются встречи руководством нашего государства.

— В последнее время стало очень модным искать положительные моменты в экономическом кризисе, который обрушился на мировую экономику. Уменьшился ли бюджет форума по сравнению с запланированным? Изменилась ли концепция его подготовки? Нет ли у вас ощущения, что этот кризис помогает избавиться от большого количества «шелухи»?

— Безусловно, во влиянии этого кризиса на сам процесс подготовки Форума мы находим и положительные моменты. Так на начальном этапе поступали предложения о формировании бюджета мероприятия по-старинке, без учета современных реалий. Но возможное включение некоторых статей расходов, которые существовали в бюджетах подобных мероприятий несколько лет назад, вызвали бы непонимание как со стороны наших граждан, так и со стороны наших европейских партнеров. В результате Национальный организационный комитет, и руководство нашего МИДа, да и секретариат СЕ заняли исключительно конструктивную позицию, благодаря чему у меня окрепла надежда, что именно на Киевском форуме удастся обеспечить минимум помпезности и максимум содержания.

При этом без ложной скромности, я должен отметить, что уровень нашей подготовки, в том числе и в содержательном плане, европейские эксперты оценивают на порядок выше, чем в других странах-организаторах форумов на аналогичном этапе.

— А как вообще будет построена работа форума?

— Мы постараемся максимально отойти от «лекционной» схемы президиум — зал. Будет как можно более широкая дискуссия, и, кроме того, принципиально новым образом будет построена работа всех трех секций (национальные выборы, местное самоуправление, роль общественных организаций и медиа). Каждая из этих секций будет иметь горизонтальную интеграцию с двумя остальными. Иными словами, роль медиа во время выборов будут обсуждать и на секции национальных выборов, и на секции местного самоуправления, и на секции общественных организаций. И, хочется надеяться, что итоговые документы Форума отразят всю степень интеграции и взаимодополняемости общей дискуссии. А в практическом плане, дискуссии на форуме призваны помочь выработать универсальные подходы к развитию и совершенствованию европейских избирательных систем.

Оксана ПРИХОДЬКО, журналист
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ