Во вторник депутаты, покинувшие Раду, избрали нового спикера, но председатель Верховной Рады Александр Ткаченко отказался уйти со своей должности. «Это очень сложный вопрос», — признался он в интервью «Файненшл Таймс».Ткаченко обвинил в парламентском кризисе Президента Леонида Кучму, который, по его словам, устраивает «разборку» с левым крылом парламента, которое выступило против него на президентских выборах прошлого года. По мнению многих экспертов, обе стороны находятся на тонком конституционном льду. Кризис произошел в самое неподходящее время. Если парламент не сможет, например, принять бюджет на этот год, то МВФ не возобновит выплаты траншей на $2,5 млрд. в соответствии с трехлетней программой кредитования. А это, в свою очередь, помешает проведению реструктуризации долга в $2 млрд. Но это еще не все. Украинская энергетика является банкротом, а Россия требует уплаты миллиардов долларов за газовые долги, значит украинские города будут страдать из-за отключений электроэнергии. Ткаченко заявил, что он готов к досрочным выборам, на которых, по его мнению, левые получат больше мест по причине плохого экономического положения. Но многие политики считают, что в Украине чем дальше, тем больше возрастает вероятность повторения «белорусского варианта».
«Файненшл таймс», 3 февраля
Коалиция правых и центристских партий завершила «бархатную» (как они ее сами назвали) революцию по отстранению левых от участия в управлении одной из ветвей государственной власти. И если законность решений «большевиков» подтвердится, то можно будет говорить о прецеденте на просторах СНГ по декоммунизации одной из самых «коммунистических» постсоветских республик. С учетом последовательности президентских действий несложно прогнозировать, что и сам Леонид Кучма, и его ближайшее окружение приложат максимум усилий для того, чтобы продавить референдум и сформировать двухпалатный парламент, который (с учетом унитарного устройства Украины, где главы областей не избираются, а назначаются) станет действительно карманным.
«Независимая газета», 3 февраля
На российско-украинской границе появилась очередная «горячая точка». Впрочем, «точка» еще та — общей площадью под 40 тысяч квадратных километров! Киев, которому на переговорах с Москвой так и не удалось настоять на своем понимании «национальной принадлежности» Азовского моря, решил поделить его сам. Как говорится, «не по справедливости, так по-братски». Москве направлена официальная нота с координатами разграничения Азовского и части Черного морей, а также Керченского пролива, установленными украинской стороной в одностороннем порядке.
«Известия», 4 февраля