Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О польско-украинском партнерстве без эмоций

Дариуш ГУРЧИНЬСКИ: Мы надеемся, что визит Президента Януковича станет импульсом для активизации совместных проектов
2 февраля, 2011 - 19:59
БРОНИСЛАВ КОМОРОВСКИЙ — ВИКТОРУ ЯНУКОВИЧУ: «ПОЛЬША ЗАИНТЕРЕСОВАНА В ТОМ, ЧТОБЫ УКРАИНА РАЗДЕЛИЛА С НЕЙ ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕННОСТИ И НЕ ПОШЛА ПО ПУТИ БЕЛАРУСИ» / ФОТО С САЙТА ФОНДА В. ПИНЧУКА

Сегодня начинается двухдневный визит Президента Украины Виктора Януковича в Польшу. Это первая поездка главы украинского государства к полякам после вступления в должность в прошлом году. Какие ожидания возлагает на этот визит польская сторона? Чем конкретно может помочь Варшава Киеву, чтобы наша страна поскорее могла интегрироваться в европейские структуры? Об этом «Дню» — в интервью исполняющего обязанности посла Польши в Украине, советника посольства Дариуша ГУРЧИНЬСКИ.

— В ходе визита будет подписана дорожная карта о сотрудничестве на этот и следующий год. Хотелось бы, что бы этот визит стал импульсом и для других встреч, запланированных в наших отношениях: и на парламентском уровне, и на правительственном, и на уровне сотрудничества в сфере безопасности.

Возможно, в ближайшем будущем состоится и визит премьер-министра Польши Дональда Туска в Украину. Мы сейчас ведем полномасштабный диалог, используя все имеющиеся в нашем распоряжении институты. И на политическом, и на экономическом, и на общественном уровнях мы заинтересованы в том, чтобы запустить механизм консультаций в рамках польско-украинского партнерства. Мы также заинтересованы в том, чтобы региональный уровень стал важной составляющей в наших отношениях. Я думаю, что Польша и Украина будут вносить в отношения Евросоюза с восточными странами большой вклад. Тем более, что мы соседи. Мы — словаки, венгры, другие страны Евросоюза лучше понимаем как ожидания Украины, так и ее возможности.

Мы хотели бы, чтобы во время запланированных встреч украинская сторона с пониманием относилась к нашим предложениям в контексте как укрепления границ, так и введения биометрических паспортов. То есть, для выполнения обязательств Украины в отношениях с ЕС. Реализация конкретных задач украинской стороной будет приближать, прежде всего, граждан Украины к Европе.

Мы надеемся, что визит Президента Януковича станет импульсом для активизации совместных проектов, также в контексте нашего председательствования в Совете ЕС. Хотелось бы, чтобы этот период принес пользу Украине. В перспективе у нас совместное мероприятие — Евро-2012, которое также будет способствовать сближению и активизации взаимных контактов. Мы рассматриваем Евро-2012 не как самоцель, а как импульс для реализации проектов, которые останутся после этого футбольного чемпионата. Мы вместе строим инфраструктуру и в Польше, и в Украине, ей будут пользоваться граждане наших стран, а также других, после чемпионата. Естественно, что все эти инвестиции и стройки, которые ныне на стадии завершения, также вносят свой вклад в модернизацию наших двух государств.

Мы хотим развивать экономические отношение не только с западными регионами Украины, но и с восточными, обладающими существенным экономическим потенциалом. Исходя из этого, программа визита Президента Януковича включает и польско-украинский экономический саммит, и форум регионов — встречу руководителей регионов Польши и Украины. И мы надеемся, что переговоры, которые пройдут в Варшаве на уровне президентов, с премьер-министром, маршалами сейма и сената, будут успешными.

— Г-н Гурчиньски, чем конкретно может помочь Польша Украине на пути интеграции в ЕС, особенно учитывая то, что во втором полугодии ваша страна будет председательствовать в Совете Европейского Союза?

— Действительно, во время встреч на высшем уровне в прошлом году и в беседах между высокопоставленными чиновниками наших стран мы постоянно декларируем готовность поддерживать Украину на пути интеграции в ЕС. Мы ценим то, что Украина решительно идет в этом направлении. Очень важно, что этот курс четко определен. Мы также приветствуем то, что со стороны украинских властей демонстрируется воля и предпринимаются конкретные шаги по реформированию государства, что сказывается на экономической и политической стабильности в стране. У нас как у европейских партнеров есть определенные взгляды на то, что происходит в Украине, ведь мы внимательно наблюдаем за процессами, происходящими в Украине, и хотим, чтобы те декларации, которые с украинской стороны звучат на самом высоком уровне, действительно реализовались на практике. В этом контексте мы приветствуем итоги саммита ЕС — Украина в ноябре прошлого года и принятие Плана действий по либерализации визового режима. Польша как сосед Украины заинтересована в том, чтобы контакты между нашими гражданами были как можно более открытыми и свободными.

— Вы говорили, что Польша внимательно наблюдает за происходящими в Украине процессами. Но до сих пор со стороны польского МИДа, в отличие от немецкого, французского и американского внешнеполитического ведомства, не прозвучало обеспокоенности по поводу «избирательного правосудия» в Украине. Чем это объясняется?

— Мы также обеспокоены развитием ситуации в Украине и заинтересованы в том, чтобы в вашей стране сохранялась стабильность, являющаяся необходимым условием для развития. В ноябре прошлого года министр иностранных дел Радослав Сикорский вместе со шведским коллегой Карлом Бильдтом нанесли визит в Киев и выразили озабоченность на встречах с главой украинского внешнеполитического ведомства Константином Грищенко и Президентом Виктором Януковичем. И декларации, которые прозвучали со стороны украинского Президента, вселили у нас уверенность, что все-таки наш голос был услышан, а также будут учитываться наши замечания и советы.

На наш взгляд, высказывания представителей украинских властей показывают, что диалог с оппозицией необходим. Иначе не будут созданы условия для развития государства в социальной и экономической сфере. В Украине есть своеобразная политическая культура. Многие говорят, что 20 лет независимости Украина потеряла, особенно по сравнению с Польшей, и не использовала этот период. Но нельзя все видеть в черно-белых красках. Дело в том, что все-таки мы находились в советской системе несколько на других основаниях, чем Украина, и это нужно понимать.

Мы стараемся избегать деклараций, основанных на каком-то эмоциональном восприятии происходящего в Украине, и пытаемся вести конструктивный диалог с Киевом. Естественно, в рамках этого диалога мы высказываем наше мнение насчет того, что происходит в Украине. Важно, чтобы украинские власти предоставляли возможность свободно высказываться оппозиции. Это показывает, что существует готовность к диалогу, подтвержденная конкретными действиями. Мы также прекрасно понимаем, что украинские власти ведут борьбу с такими проблемами, как коррупция и другие злоупотребления. Я бы не хотел оценивать методы ведения этой борьбы. Мне кажется, что окончательную оценку эффективности этих действий даст время. Действительно, пришло время покончить с ситуацией, которая способствует укоренению коррупции на разных уровнях. Это не ведет к европейским стандартам. Злоупотребления существуют во многих странах, и борьбой с ними занимаются соответствующие правоохранительные органы и независимые суды. И мне кажется, что в этой области опыт Польши мог бы быть использован Украиной в широком контексте.

— После встречи с украинским Президентом в Давосе президент вашей страны заявил, что «Польша заинтересована в том, чтобы Украина разделила с ней европейские ценности и не пошла по пути Беларуси». По вашему мнению, существует ли такая опасность?

— Нельзя сравнивать Украину и Беларусь и проводить какие-то параллели между ними. Те перемены, которые произошли в Украине, а также последние президентские выборы показывают, что Украина далеко впереди на пути к укреплению демократических ценностей. А то, что происходит в Беларуси, действительно вызывает опасения, потому что связано с восточным соседством — не только Польши, но и Евросоюза. Это совершенно разные страны, что видно невооруженным глазом. Открытость Украины, которая направлена на сотрудничество с Европейским Союзом и другими западными структурами, не сравнить с тем, что происходит в Беларуси. Тем более нельзя сравнивать то, каким образом поддерживается правопорядок в стране. Поэтому обеспокоенность Коморовского связана с тем, чтобы не было замедления в контексте укрепления демократии и чтобы Украина продолжала двигаться дальше. Мне кажется, что никакого отката Украины в сторону Беларуси просто быть не может, потому что и общество, и власть находятся на совсем другом этапе развития.

— И насколько важно, чтобы украинская власть не на словах, а на деле руководствовались европейскими принципами как в плане наведения порядка в стране, так и в отношении интеграции страны в ЕС?

— Прежде всего, очень важно создание стабильных, прозрачных, предсказуемых условий для развития среднего и малого бизнеса. Государство не может обеспечить рабочие места всем. Система изменилась, мы не живем в социализме, когда после окончания института было распределение и ты знал, что получишь работу. Сейчас другая система. Создание условий для развития малого и среднего бизнеса помогло Польше достичь такого экономического уровня, который мы имеем сегодня. Я думаю, это единственный путь не только для Украины, но также и для других восточноевропейских стран, чтобы приблизиться к стандартам, практикуемым в Европейском Союзе. Мы хотим делиться нашим опытом и как можно активнее развивать отношения на региональном уровне. Не все должно идти через центр — в этом нет необходимости, мы можем общаться напрямую, и я думаю, взаимовыгодные экономические связи будут способствовать развитию и культурных, межчеловеческих связей. Мы будем общаться на обычном уровне, как общаются люди, без высокопарных слов, если будем видеть общие интересы.

— Кстати, ощутили ли польские бизнесмены изменение инвестиционного климата с приходом новой власти в Украине?

— Да, есть проблемы, которые касаются определенных предприятий. Я уверен, что в ходе визита украинского Президента эти вопросы будут решены. Причем не только для польских инвесторов. Ведь диалог Украины с Польшей — это почти все равно, что диалог с Евросоюзом. Мы сможем убедить украинскую сторону в справедливости нашего видения того, как надо открывать рынок для европейских инвестиций. Без них Украине будет сложно двигаться в направлении Европы. Мне кажется, что необходимость в открытии Украины для европейских инвестиций понятна и является составляющей частью политики сближения с Евросоюзом.

Я считаю, что инвестиции, которые мы вместе реализуем в рамках подготовки к ЕВРО-2012, надо рассматривать в более перспективной плоскости. На их базе мы можем гораздо динамичнее двигаться к взаимовыгодной кооперации. Мы можем учиться друг у друга тому, как строить хорошие дороги.

— К слову, нет ли у Польши обеспокоенности в связи с проведением финальной части Евро-2012 после недавних заявлений функционеров ФИФА о возможности переноса чемпионата в Германию?

— Это невозможно. Евро будет, и финал будет в Киеве. Трудно себе представить, чтобы сейчас изменить общую идею реализации Евро-2012 в Польше и Украине. Это наш совместный проект, и мы вместе сделаем все, чтобы никому не отдать его.

— Я знаю, что вы хорошо знаете украинский язык. Как вам удалось его выучить?

— (перешел на украинский). Працюючи у міністерстві закордонних справ, я відвідував курси української мови. А зараз я просто слухаю радіопередачі і телебачення і таким чином вивчаю мову. Немає часу зайнятися граматикою, але це само собою приходить — треба перебороти страх, щоб почати розмовляти. Найголовніше — що все розумієш. Коли я раніше приїжджав до України і слухав новини, то було багато незрозумілих слів, які я не міг зв’язати. Російська мова тут не допомагає. Можна завжди якесь слівце змінити і розмовляти діалектом.

— Г-н Гурчиньски, а когда прибудет новый посол?

— Скоро, в этом году.

— Интересно, чем вызвана такая задержка с назначением нового главы миссии в Киеве?

— Задержки как таковой не было. Послу пану Ключковски пришлось уехать 23 ноября из Киева. Важно, что польская сторона хочет, чтобы новый посол был человеком, который сможет внести новые идеи в развитие отношений с Украиной. Чтобы это был человек, который также имеет опыт работы на Востоке, заинтересованным в развитии диалога с Украиной. Мне кажется, что оценить деятельность посла можно только после того, как он завершает миссию. Вместе с тем важно то, что период, когда нет посла в Украине, не является периодом, замедления отношений. Это процедуры, которые связаны с назначением посла, с согласованием кандидатуры, с получением от украинской стороны агремана. Я думаю, скоро все будет завершено. Я убежден в том, что новый посол приедет в Украину до нашего председательства в Евросоюзе — потому что это важно, ведь Украина является стратегическим партнером для Польши, страной, которая занимает важное место в «Восточном партнерстве». Тут как раз приезд посла будет стимулом и акцентом на том, что мы полны решимости развивать эти отношения на должном уровне.

— А вы можете назвать имя посла?

— Я не буду этого делать, потому что еще нет ответа с украинской стороны. Но, по-моему, оно вам известно.

P.S. Как сообщал «День» со ссылкой на польские СМИ, в данный момент бывший посол Польши в Беларуси, вице-министр Генрик Литвин ожидает агремана от Киева.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ