Президент Украины Петр Порошенко в своем выступлении на общих дебатах 71-й Генеральной Ассамблеи ООН под названием «Цели устойчивого развития: универсальный толчок к трансформации нашего мира» изложил свое виденье развития этой организации.
В частности глава государства считает, что ограничение права «вето» во время принятия решений относительно предупреждения и урегулирования конфликтов должно стать приоритетной задачей при реформировании Совета Безопасности. Кроме того, прибавил он, нужно продумать механизмы официальной фиксации доказательств агрессии одних государств против других и предусмотреть четкую ответственность согласно принципам Устава ООН.
Между тем президент Эстонии Тоомас Гендрик Ильвес в своем выступлении с трибуны ООН отметил то, что международное сообщество не вынесло необходимых уроков из российской агрессии в Грузии, которая повторилась позже в Украине. По его убеждению, мир нуждается не только в нормативных актах, но и методах принуждения к их соблюдению. «Если ООН не будет делать больше, со временем необходимость в организации отпадет», — подчеркнул Ильвес.
Президент Украины Петр Порошенко сообщил журналистам в Нью-Йорке, что у него состоялся продолжительный разговор с президентом США Бараком Обамой, в ходе которого обсуждались вопросы имплементации Минских договоренностей.
Однако больше внимания мировых СМИ привлекло заявление вице-президента США Джозефа Байдена, который в своем выступлении в Совете по международным отношениям в Нью-Йорке, призывал украинского президента активнее проводить политические и экономические реформы, иначе есть риск, что некоторые страны Евросоюза снимут санкции с РФ.
Такое заявление американского друга Украины звучит очень странно. Ведь санкции против Российской Федерации США и ЕС постановляли в ответ на аннексию Крыма и российскую агрессию на Донбассе, чтобы, как заявлял Барак Обама, вернуть действия России в международное русло. А это означает выведение войск из Донбасса и возвращение Крыма Украине. И там нет ни одной привязки к реформам. Это прерогатива совсем других документов: Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, всевозможных меморандумов Украины с МВФ и тому подобное.
Таким заявлением Байден, скорее, может сыграть на руку тем силам в ЕС, которые действительно давно желают отменить санкции против РФ, чтобы начать торговать. И с легкой подачи вице-президента США через ошибочную связь между санкциями и реформами в Украине они будут иметь повод вообще проигнорировать свои обязательства в ЕС по принуждению России к выполнению Минских договоренностей.
В контексте такого противоречивого заявления Байдена позитивом является единодушное принятие позавчера Палатой представителей Конгресса США закона H.R. 5094 «О поддержке стабильности и демократии в Украине». В настоящем документе фиксируется сохранение американских санкций против РФ до своевременного, полного и доказанного выполнения ею Минских договоренностей.
Закон содержит запрещение на признание Соединенными Штатами аннексии Российской Федерацией Крыма. Предусматривается, что соответствующие санкции будут оставаться действующими, пока президент США не предствит в Конгресс показание о возобновлении суверенитета Украины над полуостровом.
К перечню предусмотренных законом координированных с союзниками и партнерами США средств поддержки Украины включены летальные оборонные системы вооружений. Отдельные его положения направлены на усиление противодействия российской информационной пропаганде и содействие привлечению иностранных инвестиций в экономику Украины.
«День» попросил экспертов прокомментировать выступление украинского президента на ГА ООН, противоречивое заявление вице-президента Байдена о риске отмены некоторыми странами ЕС санкций против РФ и отказе Дональда Трампа встретиться с Порошенко.
«ВЫСТУПЛЕНИЕ ПОРОШЕНКО СТАЛО СИЛЬНЫМ ЗАЯВЛЕНИЕМ»
Джон ГЕРБСТ, глава Евразийского центра Дину Патричи в Американском Совете, экс-посол США в Украине, Вашингтон:
— Я не могу говорить от имени правительства США, но считаю, что выступление президента Порошенко на Генасамблеи ООН стало сильным заявлением об опасности, которую представляет собой составляет ревизионистская политика Кремля, о страдании украинского народа как результате агрессии Москвы, а также о необходимости международного сообщества осудить эту агрессию и помочь Украине положить ей конец.
Хиллари Клинтон встретилась с Президентом Порошенко и согласно всем сообщениям, состоялся отличный обмен мнениями, в ходе которого она опять заявила о своей поддержке Украины. Пока неясно, почему Дональд Трамп не согласился на эту встречу. Возможно, у него не было времени. Но с его стороны было бы разумно провести такую встречу. Это дало бы ему возможность исправить некоторый вред, который нанесли его кампании некорректные и безответственные заявления о российской агрессии в Украине и застарелости НАТО.
Мы не знаем, какую политику в отношении России и Украины будет проводить Трамп в качестве президента. Большинство заявлений, которые он сделал за последние несколько месяцев на упомянутые темы, продемонстрировали наивное и безрассудное понимание ревизионистской политики Москвы. Верно также и то, что вмешательство некоторых его помощников ослабило платформу Республиканской партии в отношении Украины; но год назад в выступлении по skype во время конференции YES, он говорил, что Украина борется против российской агрессии.
Тем временем в этом году на конференции YES Ньют Гингрич говорил от своего имени об Украине. И нет никаких оснований считать, что долговременная личная поддержка Гингричем предоставления Украине оружия отражает виденье Трампа.
Я считаю, что Хиллари Клинтон понимает необходимость поддержки Украины через предоставление экономической и военной помощи, оказание давления на агрессивный Кремль экономическими санкциями и противостояние последующим провокациям Кремля благодаря укреплению НАТО. Это правильная позиция внешней политики. Было бы очень хорошо, если бы мы увидели похожее государственническое виденье со стороны Дональда Трампа.
«УКРАИНА ЗАЩИЩАЕТ НЕ ТОЛЬКО СЕБЯ, НО И ЕВРОПУ»
Александр МОЦИК, экс-посол Украины в США, Киев:
— Во всяком случае нам реформы нужно продолжать и активно вводить в жизнь, чтобы изменять страну к лучшему, чтобы это была страна, в которой мы и наши дети хотели жить, чтобы она имела черты цивилизованной европейской страны, на уровне с крупнейшими европейскими грандами в сфере прав человека и благосостояния.
Но, разумеется, санкции против России должны не только продолжаться, но и ужесточаться. Ведь Россия осуществила агрессию в нарушение международного права, отобрала часть территории Украины, оккупировала часть другой. Такие действия, которые являются не только нарушением международного права, но и угрозой для международной безопасности, должны быть соответствующим образом квалифицированы, и международное сообщество должно на них реагировать.
И реакцией на действия России как раз стали санкции, которые были введены для того, чтобы показать стране, которая нарушила международное право, что так в международном обществе действовать нельзя. Более того, из-за того, что после подписания 12 февраля 2015 года Минских соглашений Россия совершенно не выполняла их, а наоборот — насыщала Донбасс вооружениями и войсками, бандитами, которые шли воевать против украинского народа, санкции нужно только ужесточить. К сожалению, другого пути, чтобы остановить эту агрессию и «подтолкнуть» Россию к выполнению своих международных обязательств соответственно с международным правом, Хельсинским заключительным Актом, пока нет.
И если европейские страны, которые хотят снятия санкций, думают, что они останутся в стороне, то они очень наивны. Ведь Украина сейчас защищает не только себя, а защищает Европу, европейские ценности, против которых также направлена эта агрессия. И европейские страны должны четко понять, что у них есть определенные обязательства перед Украиной. И если некоторые страны ЕС заявляют, что они чувствуют себя некомфортно, теряют какие-то экономические преференции, то это только поощрение агрессора и совершенно возможный сценарий, что потом им самим придется намного больше принимать меры, чтобы остановить последующую агрессию России.
«ОБА КАНДИДАТА НЕ ДОЛЖНЫ НИКОГДА ПРИЗНАВАТЬ НЕЗАКОННУЮ АННЕКСИЮ КРЫМА»
Уильям ТЕЙЛОР, исполнительный вице-президент Института мира США, экс-посол США в Украине, Вашингтон:
— На мой взгляд, нельзя было терять возможность обсудить важные вопросы международной безопасности с президентом одной из наиболее важных стран на переднем фланге Европы. Один из кандидатов в президенты США потерял эту возможность. Оба кандидата должны принять на себя обязательство поддерживать Украину в политическом, финансовом и военном отношении против российской агрессии. Оба кандидата должны продолжать согласованную на международном уровне позицию и никогда не признавать незаконную аннексию Крыма Россией и поддерживать оба вида санкций, пока оба вопроса — освобождение Крыма и Донбасса — не будут решены в пользу украинского правительства
«ВАШИНГТОНУ НУЖНО ВЫСТАВИТЬ КРЕМЛЮ ВЫСОКИЙ СЧЕТ ЗА НАРУШЕНИЕ ОСНОВ МИРОВОГО ПОРЯДКА»
Николай КАПИТОНЕНКО, исполнительный директор Центра исследования международных отношений, Киев:
— С моей точки зрения, стратегия США в отношении Украины остается последовательной и прагматичной и сводится к минимизации рисков. Ключевая проблема в том, что мы остаемся ненадежным, непредсказуемым и неэффективным партнером, а потому рассчитывать на прорыв в двусторонних отношениях вряд ли можем. Риторика, встречи не смогут этого изменить. Осторожность администрации Обамы по отношению к Украине легко понять. Мы остаемся слабым, коррумпированным государством, поддержка которого может оказаться рискованным решением. Поэтому выбранная Вашингтоном тактика меньшего из возможного вполне оправдана. Украина — своего рода капкан, в который добровольно угодила Россия.
Вашингтону нужно выставить Кремлю высокий счет за нарушение основ мирового порядка и поддерживать Украину в жизнеспособном состоянии. Все остальное — второстепенно. Отсюда логика решений американского президента, за которым остается последнее слово во внешней политике. За два с половиной года палата представителей и сенат приняли достаточно документов, предоставляющих президенту широкие возможности для поддержки Украины, однако Барак Обама пользоваться ими не спешил. Думаю, следующий американский президент будет придерживаться того же подхода. Видимо, соображениями о том, что с Украиной нужно быть осторожным, руководствовался и Дональд Трамп, отказываясь от встречи с Президентом Украины. Мы ничего нового американцам не сказали.
Вопрос реформирования ООН и действенности международного права — это вечный вопрос. В темные кризисные времена к нему возвращаются особенно настойчиво, поскольку именно тогда сила приобретает непропорционально важное значение. Идея президента Эстонии о необходимости механизма принуждения к соблюдению правовых норм — из этой серии. К сожалению, она утопична. Мировая политика остается во многом миром джунглей, анархичного взаимодействия чистых эгоистов. Лучше воспринимать ее так, чем строить иллюзии насчет эффективности ООН или норм международного права.
В текущей версии закона H.R. 5094 нет ничего нового по сравнению с The Support for the Sovereignty, Integrity, Democracy, and Economic Stability of Ukraine Act 2014 года. Режим санкций связан с Минском и со статусом Крыма. Нехороший признак — ссылка на доктрину Стимсона — политику непризнания Штатами аннексии прибалтийских республик СССР между 1940 и 1991 годами. Де-факто применение чего-то подобного в отношении аннексии Крыма будет означать постепенное восстановление контактов между Вашингтоном и Москвой при формальном непризнании аннексии. Кроме того, документом предусмотрено и иное — кроме полного восстановления Украиной суверенитета над Крымом, — решение этой проблемы, а именно путем международно признанных процедур и с согласия правительства Украины. В целом же документ, даже если будет принят, — а для этого нужно одобрение сената и президента — не станет основой американской политики в отношении Украины. Инициатива останется у администрации Белого дома.