На днях в Киеве состоялось первое заседание Стратегического дискуссионного клуба под названием «Национальная безопасность Украины в контексте последних превращений во внешней и внутренней политике». «День» попросил инициатора этого форума директора Института мировой политики Алену ГЕТЬМАНЧУК рассказать, почему тема безопасности является актуальной в современных условиях для Украины и прокомментировать сегодняшние сообщения в СМИ об отмене визита президента Украины в Россию, в ходе которого якобы предусматривалось подписание соглашений о вовлечении нашей страны в Таможенный союз (ТС).
— Все выглядит так, что в Москве и Киеве разное виденье относительно того насколько обязывающим в юридическом плане должен был быть этот документ. Мне кажется, что украинская сторона, в частности Президент Украины, пытался и дальше играть в игру «Перехитри Путина». То есть, подписать не обязывающие документы, а такой, который бы потом давал ему поле для отступления и маневра, в том числе, с Европейским Союзом. И особенно важно это было сделать после Харьковских договоренностей, когда уже однажды Путин фактически перехитрил украинскую власть, предложив скидку, которая фактически оказалась фиктивной. Путин со своей стороны тоже понимает, что ему нужны не просто декларации и слова, а юридически обязывающий документ, который бы помог сделать европейский курс Украины неактуальным окончательно.
— Можно ли воспринимать попытку Януковича и его команды присоединиться к некоторым положениям Таможенного союза как отказ от европейского курса?
— Я думаю, что персонально для Януковича и наиболее приближенного к нему окружения на сегодняшний день является приоритетом все-таки договориться с Россией по газу, но при этом не попасть в очередной капкан, в том числе политический и геополитический, чем приоритетность подписания соглашения об ассоциации. А уже потом розруливать ситуацию с Евросоюзом. То есть разрешать проблемы по мере их поступления. Поскольку со стороны ЕС есть некоторый люфт времени на выполнение указанных условий. И если соглашение будет подписано, то, скорее всего, на Вильнюсском саммите. Но не нужно забывать, что любые украинские лидеры, которые пытались это сделать, то есть перехитрить российских руководителей, на протяжении всей истории Украины, заканчивали очень плохо.
— Является ли оправданной надежда украинской власти присоединиться к некоторым положениям этого союза? Как сознаются некоторые украинские гендиректора, Россия требует сначала интеграции в Таможенный союз, а затем сотрудничество по многим проектам, в том числе по совместному производству Ан-70.
— Я думаю, что у некоторых представителей власти есть иллюзия, что Таможенный союз — это экономика. Они, по крайней мере, пытаются донести этот миф до населения, что это исключительно экономика, что мы будем выходить исключительно из наших экономических соображений. Но проблема в том, что Россия рассматривает Таможенный союз абсолютно по-другому. И для нее экономика не является приоритетом.
— Народный депутат от Партии регионов Леонид Кожара заявил в комментарии относительно отмененной встречи Януковича и Путина, что Украина не может быть членом Таможенного союза. Так что, выходит, регионалы против вступления в этот союз?..
— Речь идет о том, чтобы сделать вид, что мы вступаем в Таможенный союз и, в то же время, не хотим туда вступить. Но я думаю, что Путин как умный политик не позволит себя перехитрить или обмануть. Понятно, что в Таможенный союз не вступают за одну ночь, это длительный процесс. И я думаю, что украинские руководители хотят сделать так, чтобы этот процесс был длительным и нудным и, чтобы на каком-то из этапов этого процесса они с него спрыгнули бы, если он их не будет устраивать, если им будет в тот или другой момент более выгодно двигаться в другом направлении. Но я думаю, что Путин будет все делать для того, чтобы все эти этапы членства в Таможенном союзе Украина прошла. Поэтому, собственно, я думаю и сорван этот визит. Путин хочет иметь гарантии, чтобы на каждом из этапов вхождения в ТС не произошел очередной реверс со стороны Украины.
— В интервью индийской ведущей газете The Hindi Янукович сказал: «В настоящий момент мы гармонизуем наше законодательство, правила и регулятивные нормы с соответствующими нормами Таможенного союза. Это долгий путь, но если мы этого не сделаем, то наши производители будут испытывать дискриминацию и потеряют этот рынок. Время покажет, насколько далеко мы зайдем в интеграции с Таможенным союзом». Как бы вы прокомментировали эту цитату?
— Я думаю, что в действительности интересы Януковича и его ближайшего окружения — это иметь как можно меньше внешних обязательств и как можно больше внутренних прав. Это интервью лишь подтверждает, что Янукович сам понимает что действительно — это длительный процесс. А там где есть длительный процесс, там есть возможность поиграть, так как это было с подписанием Харьковских соглашений по Черноморскому флоту. Потому что скидка на газ уже должна была быть сегодня, продолжение срока может быть и при других президентах. Это долговременный процесс. Поэтому, я думаю, здесь тоже есть ощущение: главное — добиться скидки на газ сегодня, а интеграция в Таможенный союз это — очень длительный процесс, который можно будет потом сорвать или своими руками, или руками следующего Президента. Это уже никого не интересует. Потому что у нашего руководства нет склонности думать на перспективу.
— Возможно, проблема в том, что власть не понимает, что такое национальная безопасность Украины в современных условиях. Поможет ли этому создание Институтом мировой политики Стратегического дискуссионного клуба?
— Мы поняли, что тема безопасности не обсуждается как таковая. Это считается темой, о которой говорят эксперты. И потому в обществе существуют такие мифы, что Украине и ее суверенитету ничего не угрожает. Почему мы должны говорить о какой-то интеграции в НАТО или о поиске какой-то оптимальной модели обеспечения безопасности, если нам ничего не угрожает? И мы хотим говорить о том, что есть определенные угрозы, определенные вызовы. Для нас это важно. Мы положили начало Стратегическим дискуссиям потому, что тема безопасности связана с внешнеполитическим выбором и с цивилизационным выбором. Одно дело, если мы сделаем ставку на Европейский Союз и тогда так или иначе в безопасностном плане мы будем равняться на европейские страны, на их модель обеспечения безопасности. Таким образом, тема НАТО могла бы быть рано или поздно быть реанимированной.
Но если мы будем равняться на Таможенный союз, то не только интеграция в НАТО, а даже сотрудничество с Альянсом может оказаться под большим вопросом. Потому что Россия очень отслеживает эти вещи и очень неодобрительно воспринимает даже сотрудничество с НАТО. Я думаю, что тогда будет оживать тема ОДКБ. То есть в сейчас очень важно, какой выбор сделает Украина не только во внешнеполитическом плане, но и то, какой она сделает выбор модели государства и модели развития государства, а также выбор модели безопасности. Поэтому все это очень взаимосвязано и сейчас есть критический момент в развитии Украины, когда нужно эти темы поднимать и оживлять.