Завтра в Брюсселе состоится саммит ЕС, имеющий решающее значение для нашей страны, которая стремится завершить ратификацию Соглашения об ассоциации. Напомним, что до сих пор Нидерланды остаются единственными из 28 стран ЕС, не ратифицировавшими настоящий документ. А на этой встрече в верхах планируется найти компромиссное решение, которое бы учитывало, с одной стороны, интересы Нидерландов, а из другой — Украины и остальных стран ЕС, завершивших процедуру ратификации Соглашения об Ассоциации.
Характерно, что на сегодня так и не понятно, смогут ли лидеры сообщества спасти Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной. Подтверждением этого является заявление посла ЕС в Украине Хюга Мингарелли, который вчера заявил в Харькове с уверенностью, что решение проблемы с ратификацией Соглашения об ассоциации с Украиной будет найдено уже в ближайшие 2—3 дня. По его словам, в данный момент власть Нидерландов общается с лидерами Европейского Союза, чтобы найти решение «голландских трудностей». В то же время Мингарелли также выразил уверенность, что это решение, с одной стороны, полностью сохранит нынешнее содержание Соглашения об ассоциации, а из другой — примет во внимание все вопросы, относительно которых выразили обеспокоенность граждане Нидерландов.
Как известно, Нидерланды требуют, чтобы Соглашение об ассоциации не содержало дополнительных обязательств со стороны Брюсселя Киеву в вопросах безопасности или финансового характера и не было первым шагом к будущему членству Украины в ЕС. Причем, по словам премьер-министра Марка Рютте, законодательный компромисс, который может разблокировать Соглашение, должен быть юридически обязательным. «Если этого не будет, я не хочу возвращаться в парламент с тем, что есть в настоящий момент», — заявил он в интервью Financial Times.
В украинском МИД также подтвердили, что до сих пор наши дипломаты работают с голландскими коллегами над решением этой проблемы. Источник на Михайловской рассказал «Дню», что заявления Рютте, которые прозвучали в интервью британскому изданию, нужно читать между строк. «В Соглашении об ассоциации членства нет, и нет его и в проекте Заявления. Членство через Соглашение не предусмотрено, то и повторения этого не исключает других путей. И так по каждому из положений, которых нет в Соглашении. Заявление ничего не прибавит, но создаст картину, что обеспокоенность голландцев, которые были «против», серьезно воспринята. Нам важен результат — действующее Соглашение, а не процесс», — отметил собеседник.
По его словам, на данный момент Рютте заручился большинством в Нижней палате, хотя открыто об этом не пишут. «Его поддержит Д66, Леволиберальная партия. В Сенате расписание будет известно только после голосования в нижней палате. В Сенате не действует принцип партийной дисциплины, хотя партийная принадлежность может влиять на голосование», — объяснил собеседник.
В целом со всей этой истории украинской власти уже давно нужно было сделать вывод, как позиционировать себя в отношениях с ЕС с одной стороны, а из другой — и по отношению к собственному народу, объясняя ему цель евроинтеграции и пути достижения поставленной цели — членства в ЕС.
«ПОЗИЦИЯ НИДЕРЛАНДОВ ПОВЛЕКЛА ДВА КОНФЛИКТА...»
Николай КАПИТОНЕНКО, исполнительный директор Центра исследования международных отношений, Киев:
— В свое время мы превратили разговоры о евроинтеграции в ключевой фактор нашей внутриполитической жизни. К сожалению, именно разговоры, а не результаты; и состоялось это не вчера, а, как минимум, лет одиннадцать тому назад. Сегодня Украина превращается в фактор внутренней политики в Европе. Наши громкие усилия в вечной борьбе за безвиз создают спрос на осторожную риторику среди европейских избирателей. Попытка Нидерландов добиться формального отказа Украины от тех серьезных преимуществ — безопасностной помощи, права на жизнь и работу в ЕС, прямую финансовую помощь — которых она и так не имеет и не будет иметь еще долго — это, конечно, шаг, рассчитанный на нидерландского избирателя. Сам премьер Нидерландов замечательно понимает, что Соглашение об ассоциации не предоставляет ни одной из этих привилегий, но почему не использовать этот повод для заигрывания с избирателями? Тем более что Украина сама превратила свои скромные усилия на европейском направлении в шоу? Механизм принятия решений внутри ЕС, и особенно в сфере внешней политики, никогда не был нормальным. Согласование интересов почти трех десятков государств-членов всегда было болезненным, длительным и неэффективным процессом. Подписывая Соглашение об ассоциации, мы должны были бы понимать, что это — аванс пост-Майданной Украине, который быстро приведет к разочарованию и скепсису в случае сохранения на восточных границах ЕС слабой, коррумпированной и бедной страны. Сегодня позиция Нидерландов создала два конфликта: внутри ЕС и между ЕС или его отдельными членами и Украиной. Решения первого нечего ждать — это привычное состояние отношений. Временное решение может быть найдено в формальной поддержке требований Нидерландов другими государствами-членами. А вот отсутствие общего виденья относительно будущего состояния отношений Украина—ЕС — его формата, наполнения, общих интересов и ценностей — вызов в первую очередь нашей внешней политике, почти полностью построенной на европейской риторике. Если мы подпишем что-то подобное тому, чего сегодня требует нидерландский премьер, то не станет ли «Протокол о приостановке евроинтеграции Украины» лучшим названием для такого документа?