Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О злоупотреблении избирательным мандатом

«Поляки протестовали против зависимости всей страны от воли совершенно неподотчетного и ментально нестабильного лица», — эксперт
24 июля, 2017 - 18:51
ФОТО РЕЙТЕР

Последние недели весь мир внимательно следил за событиями, разворачивающимися в Польше. С одной стороны, такое внимание было вызвано тем, что возглавляемое правой консервативной партией «Право и Справедливость» правительство провело через парламент законодательные изменения, которые усиливают контроль власти над системой судопроизводства. Данный закон резко критиковали в Европейском Союзе за то, что он, по словам критиков, уничтожает независимость судебной ветви власти и грозит принципу верховенства права. В Еврокомиссии призвали Польшу отложить проведение судебной реформы, в противном случае Варшаву ждет дисциплинарное наказание. Однако премьер-министр Польши Беата Шидло отбросила критику ЕС, заявив, что законы Польши являются ее внутренним делом и что ее правительство не покорится никакому внешнему давлению.

С другой стороны, такие действия правительства вызвали огромное сопротивление среди поляков, которые неделю подряд организовывали многотысячные акции по всей стране. В прошлое воскресенье в Варшаве демонстранты собрались перед президентским дворцом с плакатами с надписью «3хВЕТО» и «Конституция», размахивая флагами Польши и Евросоюза, скандируя «Свободный суд», «Свобода, равенство, демократия» и «Свободная Польша», сообщает «Радио Польша». От президента требовали наложить вето на три закона: о Верховном суде, Национальном судебном совете и судах общей юрисдикции.

Согласно закону, Верховный суд страны будет подчиняться Министерству юстиции. Глава Минюста сможет самостоятельно назначать председателей апелляционных и окружных судов, без консультаций с представителями органов правосудия. Также закон предоставляет депутатам роль в выборе членов Национального судебного совета — органа, который назначает судей.

Председатель ПиС Ярослав Качинский объяснял необходимость  «радикальных изменений» системы судопроизводства в Польше тем, что она, мол, до сих пор функционирует, как во времена социализма, и в ней до сих пор полно работников из тех времен. Оппозиция, со своей стороны, считает документ «покушением на демократию» в стране.

ПРАКТИЧЕСКИ ВО ВСЕХ КРУПНЫХ ГОРОДАХ ПОЛЬШИ, В ТОМ ЧИСЛЕ И В ПОЗНАНИ (НА ФОТО), ЛЮДИ ВЫШЛИ НА МИТИНГИ С ПЛАКАТАМИ-ПРИЗЫВАМИ К ПРЕЗИДЕНТУ «ВЕТИРОВАТЬ ТРИ ЗАКОНА». НАКАНУНЕ НА МИТИНГЕ В ГДАНЬСКЕ ПЕРЕД СОГРАЖДАНАМИ ВЫСТУПИЛ ЛЕХ ВАЛЕНСА, ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ МИРА, КОТОРЫЙ ЗАЯВИЛ: «В 1989 ГОДУ МЫ ДАЛИ ВАМ ДЕМОКРАТИЧЕСКУЮ ПОЛЬШУ. СЕЙЧАС ВЫ ДОЛЖНЫ БОРОТЬСЯ ЗА НЕЕ ВСЕМИ СПОСОБАМИ» / ФОТО РЕЙТЕР

Похоже, критика ЕС и массовые протесты по всей Польше таки сработали и повлияли, по крайней мере, на президента Анджея Дуду. Вчера в своем выступлении в президентском дворце в Варшаве он заявил, что наложит вето на спорный закон о Верховном суде, принятом 22 июля Сенатом. «В выходные проводил консультации с юристами и политиками и в конце концов пришел к выводу, что генеральный прокурор не может вмешиваться в работу Верховного суда. Я понимаю, что мое решение будет подвергаться критике с одной и другой стороны политической сцены. Но я понимаю, что государство, раздираемое беспорядками, не является государством, которое может развиваться», — цитирует слова Дуды газета Wyborcza. По его словам, эта реформа не увеличит чувство безопасности в стране. Президент выразил надежду, что с помощью экспертов в отрасли права в течение нескольких месяцев будут готовы новые законопроекты.

«День» обратился к президенту Института общественных дел, Варшава, Яцеку КУХАРЧИКУ с просьбой прокомментировать ситуацию в Польше и рассказать, почему ПиС пыталась принять противоречивые законы и кто стал движущей силой протестов.   

— Главная причина заключалась в том, что судебная система была преградой для ПиС. После того как эта политическая сила сформировала правительство, она пыталась разрушить систему противовесов и сдерживания, которая не позволяет исполнительной власти делать все, что она хочет. Это авторитарная партия, цель которой контролировать все ветви правительства плюс медиа. Взятие под свой контроль Верховного суда и Национального совета судей позволило бы ей назначать судей, которые будут политически преданными правящей партии. И таким образом это откроет путь для наступления на другие части гражданского общества или правительства, которые они не могут контролировать, как, например, СМИ, неправительственные организации.

Получив контроль над судебной властью, можно угрожать кому угодно, любой независимой институции. И это самая большая угроза, с которой польская демократия когда-либо сталкивалась за последние 26 лет.

Если власть не боялась давления со стороны ЕС, Госдепартамента США, то это как раз и стимулировало протестующих благодаря массовым протестам заставить президента применить вето против упомянутых трех законов.

— Почему же тогда граждане на парламентских выборах позволили этой партии получить большинство?

— Во-первых, если говорить о последних парламентских выборах, то во время кампании ПиС отрицала намерения осуществлять конституционные перемены в структуре польской демократии. Более того, представители этой партии заявляли, что борются за власть, чтобы улучшить жизнь людей, и вовсе не планируют революцию в управлении страной. А на самом деле, придя к власти, они начали революцию, сначала с конституционного трибунала, а теперь осуществляют атаку на юридическую ветвь власти. Поэтому это совсем отличалось от того, за что голосовали люди.

А во-вторых, если вы глянете на явку избирателей на последних выборах и сколько людей в действительности голосовало ПиС, то это — 18,6 % всего населения страны. И это не дает этой политической силе мандат на изменение конституции и упомянутых трех законов. И даже изменения к конституционному трибуналу произошли с нарушением конституции. У ПиС не было мандата на изменения конституции. И попытка провести три закона относительно судебной ветви власти состоялась также в нарушение конституции, и это вызвало массовые протесты. Сотни тысяч людей вышли на улицы в знак протеста против принятия упомянутых выше трех новых законов.

И по Варшаве вы можете увидеть везде постеры с одним словом: «Конституция». У людей существует чувство, что это правительство злоупотребляет избирательным мандатом, нарушив несколько раз конституцию.

Что стало ключом успеха польских протестов?

Очень интересным было  то, что ведущие роли в протестах заняли очень откровенные молодые лидеры оппозиционных партий в парламенте, а также левых партий за пределами парламента. И можно даже сказать, что президент учел тот фактор, что без поддержки молодежи его шансы на переизбрание равны нулю. Могу отметить, что на прошлой неделе произошло что-то наподобие смены поколений в польской политике.  

Присутствие Леха Валенсы на митингах объясняется тем, что он давний критик нынешней власти. Там также было много представителей старого поколения политиков, которые начали публичную жизнь в демократической оппозиции против коммунистического правления. И здесь важно было то, что к ним присоединилось молодое поколение протестующих. И ключом успеха этих протестов стало то, что протестовали не только старые диссиденты, активисты-демократы, а много-много молодых людей вышли на улицы.

Почему, получив большинство на выборах, ПиС начала разрушать демократические институции в Польше?

— Такое происходит не только в Польше. Авторитарный популизм распространен во многих странах. В Венгрии, Турции, не говоря уже о России. В этих странах лидеры приходят к власти в результате выборов, а затем разрушают демократию изнутри. ПиС — авторитарная партия с неподотчетным лидером, который руководствуется своим традиционным виденьем Польши и политики и пытается продвигать свое виденье, несмотря на оппозицию. Ярослав Качинский использует все средства, которые имеет в распоряжении. В частности, во время дебатов он словесно обижал оппозицию и показал, что это для него что-то наподобие политической вендетты. И поляки протестовали против зависимости всей страны от воли совершенно неподотчетного и ментально нестабильного человека.

Что касается сценария развития событий после вотирования президентом Польши упомянутых трех законов. Думаю, что борьба продлится. И не думаю, что пан Качинский легко сдастся. Поэтому общество, протестующие, оппозиция должны оставаться очень бдительными, потому что эта партия так легко не изменится, и она до сих пор находится у власти.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ