Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Об ответственности словаков

Посол Марек ШАФИН: сотрудничество между правительствами наших стран является тесным, поскольку пандемия коронавируса — вызов для всех стран
7 апреля, 2020 - 18:38
ФОТО REUTERS

На данный момент во всем мире происходит разгар эпидемии коронавируса. Количество инфицированных коронавирусом превысило  один миллион человек, а количество умерших от этого заболевания составляет более 64 тыс. человек. И на этом фоне в соседней с нашей страной Словакии от коронавируса умер лишь один человек и более 400 является инфицированными.

«День» обратился к послу Словакии в Украине Мареку ШАФИНУ с просьбой рассказать, чем объясняется успех — такие низкие показатели смертности и инфицирования коронавирусом среди словаков, когда в соседней Чешской Республике число погибших превышает 30 человек. 

«СРАВНИТЕЛЬНО НЕБОЛЬШОЕ ЧИСЛО ЗАРАЖЁННЫХ ВИРУСОМ ОБЪЯСНЯЕТСЯ ОТЧАСТИ И ТЕМ, ЧТО СЛОВАКИ ВЕДУТ СЕБЯ НА УЛИЦАХ ОТВЕТСТВЕННО»

— Действительно, один человек, который умер, был на лечении в больнице, его отпустили домой, и лишь потом после его смерти обнаружили, что у него был коронавирус. А что касается 420 человек, которые являются инфицированными, то эта цифра объясняется тем, что мы стали больше тестировать, примерно около тысячи людей в день. До этого не было достаточного количества тестов, поэтому тестировали меньше. И для того, чтобы «государственная махина» развернулась, необходимо некоторое время. Наверное, будет возрастать число инфицированных коронавирусом, потому что многие люди даже не подозревают, что они заражены. Кроме того, у нас строгая самоизоляция и обязательство всем носить маски. В обиходе также перчатки и защитные очки.

Недавно был случай, когда молодому человеку делали операцию, и дооперационное обследование не выявило у него заражение коронавирусом. Но после операции оказалось, что он заражен и сейчас 64 медработника находятся на карантине.

Но такое пока сравнительно небольшое число заражённых вирусом объясняется отчасти и тем, что словаки ведут себя на улицах ответственно, не ходят без масок.

Есть разные прогнозы, как дальше будет развиваться ситуация в нашей стране. Некоторые наши эксперты и политики говорят, что через месяц может быть заражено 3% населения или 170 тыс. человек. Но я предпочитаю не говорить о таких цифрах, так как никто пророком дома быть не может, и никто не может с определенностью сказать, как обстановка будет дальше развиваться.

У нас стараются принимать меры, препятствующие распространению коронавируса. Например, телевидение сыграло большую роль, демонстрируя всем, что президент, политики, а также все дикторы и операторы — в масках. И все, у кого берут интервью, тоже в масках. Это на общенародном уровне сильно помогает. Таким образом люди, которые обязаны носить маски, не выделяются из толпы, потому что маски носят и вполне здоровые граждане.

«МНОГО СЛОВАЦКИХ ЖЕНЩИН ДОСТАЛО СВОИ ШВЕЙНЫЕ МАШИНКИ И СТАЛИ ШИТЬ МАСКИ...»

— А масок хватает в Словакии или у вас закупают их в других странах, потому что в нашей стране масок не хватает?

— В связи с тем, что масок в начале не хватало, много словацких женщин достало свои швейные машинки и стали шить маски (большинство из них спало 3, максимум 4 часа в сутки, а остальное время шили). Потом маски раздают, в большинстве своем бесплатно, всем, кто нуждается в них. Учитывая то, что обычно маски, которые продаются в магазинах и аптеках, являются одноразовыми, то те, которые шьются с марли и разной ткани, можно использовать много раз. После пользования их можно стирать и утюжить, благодаря чему они стерилизуются/дезинфицируются и на следующий день их можно опять использовать.

Люди в соцсетях обмениваются раскройками и перечнем материалов, чтобы и другие могли шить сами такие маски. Кроме того, многие швейные фабрики, которые шили разную одежду, теперь шьют маски. И, естественно, когда появляется возможность купить такой товар за границей, то стараемся купить.

«НОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО УНАСЛЕДОВАЛО МЕРЫ, ВВЕДЕННЫЕ ПРЕДЫДУЩИМ, И ПЫТАЕТСЯ ИХ УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ»

— Г-н Посол, а изменился ли подход новой власти, которая провозгласила одним из своих приоритетов борьбу с коронавирусом, к тому, как бороться против этого зла, предлагает ли она какие-то собственные меры в отношении этого?

— Новое правительство унаследовало меры, введенные предыдущим, и пытается их усовершенствовать (как например удалось повысить количество обследованных людей). На днях премьер-министр говорил о самоблокаде — выключении всей страны. Но пример Китая, где в одной из провинций после отмены полного двухмесячного карантина опять вспыхнула эпидемия, показывает, что это может и не помочь. Поэтому правительство ищет решение, чтобы полностью не остановить экономику страны и заодно бороться с коронавирусом. Это сложно. К тому же на следующей неделе у нас Пасха. И премьер-министр анонсировал ужесточение мер по передвижению граждан, чтобы они не посещали друг друга, чтобы просто сидели дома. У нас сразу же отменили все коллективные мероприятия, в том числе богослужения в храмах. Богослужения сегодня идут только по телевидению и по Интернету. И некоторые телекомпании напрямую их передают. У нас нет такого, чтобы церкви или какие-то другие организации организовывали скопление людей.

«В САМОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МНОГИЕ ПРОТИВ САМОБЛОКАДЫ. ОНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ЭТО ОЧЕНЬ РИСКОВАННАЯ МЕРА»

— На днях ваш премьер-министр Игор Матович выразил ожидание, что Словакия может «стать маленьким центром надежды для всей Европы. Это моя мечта. И нет ничего лучшего, что мы можем сделать в Европе». Как бы вы прокомментировали это заявление, которое приводит издание Spectator?

— Насколько я понимаю, это прозвучало на фоне его заявления ввести в стране самоблокаду, полностью остановить производство. Но в самом правительстве многие против самоблокады. Они считают, что это очень рискованная мера. Не только люди из оппозиции, но и многие среди правящей коалиции напоминают премьер-министру то, что произошло в Китае, когда в одной из провинций 600 тыс. людей было полностью закрыто на тотальный карантин. Но думаю, что правительство наконец-то примет правильное и взвешенное решение.

Но, как я увидел в словацких медиа, многие заводы прекратили производство в Словакии...

— Да, такое имеет место. Но они хотят постепенно возобновить работу, усилив меры безопасности. Увидим, что будет, что получится.

«МАСКИ (ПРОИЗВОДСТВА 1970-Х ГОДОВ) ОКАЗАЛИСЬ ВПОЛНЕ ПРИГОДНЫМИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ»

— Если я не ошибаюсь, во времена существования Варшавского договора Словакия была очень сильна в вопросах радиохимической защиты...

— Не только Словакия, а Чехословакия в целом. Мы даже в первую войну в Заливе (1991 года) послали наши химвойска. И они осуществляли защиту войск международной коалиции.

Используется ли этот опыт сейчас в борьбе против коронавируса?

— Думаю, что используется. И люди в нашем кризисном штабе, который занимается борьбой против коронавируса, понимают, о чем идёт речь. Например, я как-то видел сюжет по нашему телевидению, когда в одном из городов решили проверить запасы складов гражданской обороны и в старых деревянных коробках нашли аккуратно упакованные маски из ткани образца 70-ых годов. Они оказались вполне пригодными к использованию. Они закрывают всю голову и прорези для глаз закрыты плексиглазом, стеклом. Эти маски очень качественные, в области рта и носа там три разных фильтробразующие ткани. Она является крепкой и можно ей пользоваться целый день. На вечер хватит ее постирать, погладить и потом использовать на следующий день. Сейчас эти маски раздают пенсионерам и всем, кто не могут себе позволить маску купить.

«У НАС ЕСТЬ КОМПАНИИ, КОТОРЫЕ ПРОИЗВОДЯТ ПРИБОРЫ ДЛЯ ВЕНТИЛЯЦИИ ВОЗДУХА» 

— А приборов для вентиляции воздуха у вас хватает?

— Некоторые эксперты говорят, что нам понадобится примерно одна тысяча таких приборов. И у нас есть компании, которые производят приборы для вентиляции воздуха.

А существует ли сейчас обмен опытом борьбы против коронавируса между нашими странами?

— Да, мы опытом обмениваемся. И также помогаем украинским гражданам попасть на родину. Мы, в частности, предоставили украинцам возможность добраться до Украины пешком и это через пункт пропуска, который по нашей классификации отнюдь не является пешеходным пограничным переходом. А вчера например (интервью записывалось 3 апреля. — Авт.) одна девушка-студентка вернулась в Словакию. И все это мы организуем совместно с украинской стороной. Что касается непосредственно обмена опытом в борьбе с коронавирусом, я не знаю всех деталей, но могу сказать, что сотрудничество между правительствами наших стран является тесным, поскольку пандемия коронавируса — вызов для всех стран.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ